24 декабря 2019 в 18:19

Огромное количество европейских религиоведов посвятили свои штудии изучению религий Востока. Со временем отрасль религиоведения начала делиться на несколько научных школ.

Анимистическая школа религиоведения

Если говорить о ранних формах религии, наиболее распространенных в тех местах, где миссионеры и сопутствовавшие им социальные антропологи чувствовали себя наиболее вольготно (в том смысле, что не встречали сопротивления со стороны местных властей, подчас и вовсе отсутствовавших), то по отношению к ним наибольшего успеха достигла так называемая анимистическая теория. Основатель и виднейший ее представитель Э. Тэйлор утверждал, что первоначальная форма религиозных представлений — вера в духов, т. е. анимизм. Не умея правильно понять и объяснить проблему жизни и смерти, происходящее с ним во время сна или болезненных переживаний, включая галлюцинации, первобытный дикарь сформулировал идею о некоем двойнике всего сущего — его душе, которая может покидать тело и даже переселяться в иные тела.

Последователи анимистической теории Тэйлора, представленной прежде всего в его капитальном монографическом исследовании «Первобытная культура», частично приняли его выводы, а отчасти, уже после его смерти, стали считать, вслед за другим крупнейшим исследователем первобытного анимизма Д. Фрэзером, что анимизму могли предшествовать доанимистические представления, например вера в магическую силу определенных людей или даже вещей. Как бы то ни было, теория анимизма заняла ведущее место среди других школ, пытавшихся объяснить истоки религии.

Мифологическая школа религиоведения

Второй видной школой, искавшей истину на пути изучения древних мифов и сравнительной мифологии в основном индоевропейских народов, была мифологическая. Ее виднейшие представители Ш. Дюпюи, М. Мюллер, братья Я. и В. Гримм стремились доказать, что, судя по сказкам, песням и народным обрядам, все началось с обоготворения небесных явлений. Стоит заметить, что астральномифологические поиски привели некоторых сторонников этой школы к тому, что и всех древних богов и героев, включая и Иисуса Христа, они, как Ш. Дюпюи в книге «Происхождение всех культов», стали считать олицетворением небесных явлений.

Здесь следует заметить, что в области христианства и восприятия Иисуса мифологической школе всегда противостояла другая, историческая, сторонники которой отстаивали реальность фигуры Христа (во всяком случае реальное существование личности, пусть даже без связанных с ней в виде последующих наслоений чудес). Пожалуй, лучше всего взгляды сторонников этой школы видны на примере романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Школа прамонотеизма

Среди прочих религиоведческих теорий и школ последних веков стоит обратить внимание на прамонотеизм В. Шмидта, издавшего в первой половине XX в. 12-томный труд «Происхождение идеи Бога», в котором, исследовав огромное количество разнообразных материалов и проявив колоссальную эрудицию, автор попытался доказать, что идеи прамонотеизма, т. е. веры в единого Бога-Творца, в той или иной форме присущи едва ли не всем народам мира.

Теория психоанализа 3. Фрейда в основе религиоведческой школы

Обращает на себя внимание и хорошо известная теория психоанализа 3. Фрейда, которая вообще-то в гораздо большей степени относится к сфере психиатрии, даже медицины, нежели к религиоведению. Тем не менее она сыграла свою роль в становлении современных религиоведческих знаний, ибо внесла кое-что новое в представление об истоках религии. Религиоведческий аспект теории Фрейда сводится к тому, что религия в своих ранних формах (тотемизм) возникла как следствие сознательного подавления неосознанных инстинктов, прежде всего полового.

В книге «Тотем и табу» и в ряде других своих трудов Фрейд утверждал, что сублимация такого рода всегда чревата взрывом. А из этого следовал вывод, что религиозные представления во многих своих конкретных формах — это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших и едва ли не наиболее навязчивых желаний множества поколений людей. Тайна силы этих же лании, сконцентрированная в том, что вошло в науку под наименованием Эдипова комплекса (согласно древнегреческому мифу, Эдип, не ведая о том, убил отца и женился на матери), создавало у мужчин двойственное отношение к отцу — как к отцу и как к сопернику. Именно это привело затем к формированию тотемизма: сначала тотем заменил отца, а затем уже тотем был замещен Богом.

Религиоведческая теория коллективного сознания

Существует и еще несколько серьезных теорий, связанных, например, с идеей «коллективного сознания» и «коллективного бессознательного». Эти теории перекликаются с марксистско-атеистическими построениями о том, что религиозное чувство есть общественный продукт. Интересно обратить внимание и на взгляды Л. Леви-Брюля о пралогическом мышлении, суть которых сводится к тому, что в коллективных представлениях действуют не законы логики, но некие иные «дологические», например, закон сопричастия: нечто (дух, душа) может быть одновременно самим собой (телом, сущностью) и чем-то иным, находиться и здесь, и в другом месте.

Новые школы религиоведения

За последние десятилетия появилось множество новых взглядов на религию, в том числе высказанных весьма авторитетными специалистами, как, например, М. Вебером, внесшим огромный вклад в религиоведение еще в начале XX в. Тесно связал всю историю человечества с религией англичанин А. Тойнби, в чьей многотомной публикации каждая из локальных цивилизаций определяется и характеризуется прежде всего по религиозному признаку. Большой вклад в современное религиоведение внес своими многочисленными трудами М. Элиаде. Имеют отношение к религии и известные труды структуралиста К. Леви-Строса.

Не вдаваясь в дальнейшие подробности, которые завели бы нас слишком далеко, заметим, что религиоведение как отрасль знания, как важная часть современной науки не стоит на месте, но продолжает развиваться. Более того, она становится модной, и к ней в обилии присасываются различные сочинения, издаваемые руководителями множества новых сект, подчас крупных и весьма влиятельных. В этом нет ничего удивительного, как неудивителен и интерес широкой публики к наиболее экстравагантному и мистически-непознаваемому в истории религии. Пример тому — неугасающий интерес к книгам вроде сочинений Е. Блаватской или К. Кастанеды.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы