Культ ритуальных танцев и вина в истории

17 октября 2019 в 5:48

Культы экстатических танцев существовали уже в каменном веке; во всяком случае, это можно предположить по наскальным рисункам в Южной Африке. Общинный танец, целью которого является объединение коллективного сознания, чтобы достичь состояния экстаза, оказывается чем-то вроде «культурного архетипа», который меняет обличье в зависимости от места и эпохи.

История создания ритуальных танцев

Такие танцы исполнят ночью на природе. Участники ритуала глотают различные вещества, чтобы опьянеть, танцуют под ритмичные удары и переходят в мистические царства богов. Во время таких танцев ритм музыки и ритмичные движения тела приводят человека к гармонии, словно встряхивают снова и снова, пока внутренние конфликты, душевный разлад и физическое напряжение не исчезнут. Это ведет к духовной свободе и творчеству, к физическому ощущению счастья и радости, эротическим желаниям и экстазу – в двух словах, к здоровью и исцелению.

Эти культы экстатических танцев не принадлежат ни к одной организованной религии, они не следуют никаким абсолютным догмам или иерархиям. Обычно они не привязаны ни к каким конкретным местам. Другими словами, они кочуют. Культы танца есть во всем мире. Самые знаменитые – индейский пау-пау, африканские танцы, исполняемые в состоянии транса, и азиатский фестиваль Шивы, современная рейв- и технокультура тоже относятся к ним, особенно вечеринки, которые проходят на Гоа, с применением психоделиков и достижением трансовых состояний.

Вино для танцев культа Диониса

Помимо малоизвестных и редко документируемых танцевальных культов Гекаты и Артемиды, древние дионисийские культы танцев были другим проявлением этого жанра. В Античности дионисийцы, названные в честь бога виноделия Диониса, управляли огромной аудиторией. Люди встречались ночью в лесу, например в хвойных лесах Парнаса, над Дельфами, чтобы отмечать такие праздники возлияний. Там они танцевали под дикую музыку, пили вино, куда добавились психоактивные растения и вещества, падали друг на друга в эротическом возбуждении и, наконец, ведомые богом, сливались в коллективном экстазе.

Есть ряд указаний, что вино было «улучшено» грибами, содержащими псилоцибин. Орфей, покровитель экстатических культов, часто изображался во фригийском колпаке, что теперь нередко расценивается как символ сильнодействующего галлюциногенного гриба с конической шляпкой, который называют «колпак свободы». В кафедральном склепе Исторического музея Пфальца в Шпейере находится древняя фракийская или фригийская амфора. Она сделана из бронзы. Ее внутренняя поверхность отполирована и выполнена в форме шляпки гриба.

Вышеописанный культ особенно привлекал женщин. В истории они запомнились как менады или вакханки с обнаженной грудью. Мужчины из культа Диониса одевались в звериные шкуры и демонстрировали прекрасную эрекцию, подкрепленную стимулирующим влечение вином.

Как только у человека возникло сознание, вино стало тщательно охраняемым секретом. Чудесным образом получаемое из виноградного сока, вино не только дарит особые вкусовые ощущения, но и изменяет сознание. Еще со времен высокой культуры Античности опьянение от вина демонстрировало иное измерение человеческой личности. Вино и радость от его пития символически отмечали границу между жизнью и смертью.

Как бы то ни было, к началу эпохи Античности государство уже смотрело на культ Диониса с подозрением. Это была старая и неудобная проблема в работе сложной государственной системы Культ демонизировали в глазах общества. Его последовательниц обвиняли в умерщвлении животных или мужчин и внебрачных сексуальных отношениях. В пуританском Риме культ Диониса полностью запретили в 186 г. до н. э.. Однако сила его притяжения была слишком велика, а впечатления, которые он предлагал, – слишком соблазнительны. Запрет не привел к полному исчезновению, а наоборот, подтолкнул антагонистический культ уйти в подполье.

«Одна жрица из Кампании позволяла мужчинам присутствовать при своих мистических ритуалах, которые раньше предназначались исключительно для женщин. Она проводила по пять ночных посвящений в месяц. Согласно Ливию, мужчины совершали экстатические действия и сыпали пророчествами. Женщины неслись к Тибру, их волосы развевались, они опускали горящие факелы в воду и вынимали назад горящими, поскольку до этого окунали их в серу и негашеную известь. Среди них царствовала абсолютная свобода личности от моральных законов общества, «все разрешено» – вот было их первейшее правило». Однако этих посвященных обвинили в культивировании «неприкрытого промискуитета» и совершении ритуальных убийств.

Компоненты «ведьминого вина»

Три ведьмы из шекспировского «Макбета», которые пользовались защитой Гекаты, готовили «колдовской котел», компоненты которого четко перечислены. В этот котел, окруженный мхами эльфов, первая ведьма помещает первый ингредиент - жабу. Жаб использовали в Средние века в любовной магии. Вторая ведьма добавляет другие составляющие:

Мясо трех болотных змей,

Пясть лягушки, глаз червяги,

Шерсть ушана, зуб дворняги,

Жало гада, клюв совенка,

Хвост и лапки ящеренка –

Зев акулы, волчий клык,

Ночью сорванный мутник.

Ведьма, чей демонический дух-помощник прячется в ее развевающихся волосах, подходит к раненому и протягивает к нему руки в жесте заклинания и исцеления.

Запрет церковью танцев и ритуальных напитков

Дионисийские и фракийские последователи танцевальных культов Гекаты продолжали свое существование до начала Нового времени. В Средние века их демонизировала и запретила церковь. Дионис превратился в Сатану, Великая Богиня – в богиню ведьм, менады – в самих ведьм, сатиры стали последователями дьявола. Культ языческого и эротического танца получил новое название: шабаш, точнее, ведьмин шабаш.

Слово «шабаш»... совершенно не имеет отношения к библейскому шаббату или числу «семь», а скорее, по мнению Саммерса, происходит от имени Сабадзия – фригийского бога, которого часто сравнивают с Зевсом или Дионисом и считают покровителем божеств оргий и непристойных занятий.

В период позднего Средневековья и в начале Нового времени языческие культы танца стали так раздражать церковь и государство, то их последователей полностью оклеветали при помощи папских булл и «Молота ведьм». Письменные свидетельства – вроде тех, что сейчас можно найти в журнале «National Enquirer» – манипулировали общественным мнением.

Во времена инквизиции людей, попадавших под подозрение в участии в «дьявольских оргиях», пытали и убивали. Государство со своей стороны санкционировало употребление языческих алкогольных напитков. Особенно ярким примером нападок на языческие природные религии и колдовскую медицину служит «Закон о чистоте пива», написанный в 1516 г. баварским герцогом Вильгельмом IV. Этим указом, который сейчас часто неверно трактуют как закон о питании, было запрещено использование опасного ведьминого растения белены.

Некоторые авторы ранее упоминали, что вино ведьм использовалось как сексуальный стимулятор: «На ведьминых шабашах пиво, яблочное вино, грушевое вино и вода, в которых плавала ведьмина трава, заставляли людей пускаться в пляс.., но спокойно и вольготно, без следа конвульсивных или резких движений». Отец Себастьян Михаэлис заявлял, что ведьмы предпочитали вино, украденное из винного погреба, чтобы стимулировать половое влечение. Вино ведьм часто описывают как мутное и безвкусное.

В кантоне Люцерн запрещенные ночные танцы происходили в Альменде. Это земля, которая принадлежит деревенскому сообществу и используется в соответствии с особым законом. Животные там щиплют траву в не огороженных заборами садах, в огородах растут лен и конопля. Различные виды любовной магии требовали посещения цветущих конопляных полей. Это часто вызывало состояние интоксикации афродизиаками. Запрещенные ганцы в Альменде, употребление расширяющих сознание растений, которые там росли, вдохновляли молодежь на недозволенные интимные отношения. Ночные танцы за пределами деревни, растения-афродизиаки, эротические отношения, – все это шло наперекор доминирующему моральному кодексу. Мероприятия за пределами деревни были демонизированы и запрещены как шабаши ведьм».

Вино ведьм как афродизиак и напиток духовной силы

Вино ведьм волновало души людей на протяжении мировой истории и продолжает волновать. Поскольку у этого вина была репутация афродизиака, оно считалось основой для любовного зелья, которое делала кельтская «ведьма-травница» Изольда, чью историю можно прочесть во множестве ранних и поздних переработок Тристана Изольды. Это вино определили как любовный напиток и таким образом автоматически отнесли к так называемой колдовской медицине.

В опере «Любовный напиток» итальянского композитора Габриеля Доницетти этот любовный напиток – не более чем простое красное вино. Хотя вино связывали с незаконными махинациями ведьм, его никогда – кроме периода сухого закона в США – не запрещали всерьез. Напротив, церковь подхватила использование вина как священного напитка из дионисийских оргий и стала пользоваться им во время месс. Хотя они забыли – может быть, и специально добавить психоактивные компоненты Диониса в вино для месс.

Вино – любимое угощение и в монастырях и одно из излюбленных пьянящих средств в обществе. Однако вино обладает двойственным действием, как истинный фармакон, соответственно общество и политики всегда смотрели на него столь же амбивалентно.

Еще в конце XVII в. даже шампанское считалось «сатанински вином»! Вероятно, это послужило источником вдохновения для создания одного из наиболее занимательных произведений раннего немецкого романтизма. В 1815 г. Э. Т. А. Гофман написал классический готический роман с многогранным названием «Эликсир: Сатаны». В книге имеется ссылка на вино, описанное в трудах святого Антония, которое по внешнему виду, аромату и вкусу напоминает сиракузское вино. Отведавшие этого вина, «чудесного напитка духовной силы», укрепят свой разум и будут одарены «радостью духа». Говорят, что благоухание этого вина не вызывает «оцепенение, он гораздо приятнее и благодушнее», – иначе говоря, не вызывает наркотического опьянения, а стимулирует и поднимает настроение.

В Австрии было вино святого Антония, хранившееся в освященных бочках, но его разворовали во время похода войск Вильгельма фон Шатийона. Это вино использовали для лечения огня св. Антония. К сожалению, оно так никогда и не появилось вновь.

Гофман описывает эффект от вина святого Антония так, будто это психоделик наподобие ЛСД: «...я распахнул дверцы шкаф, выхватил ларец, бутылку и сделал изрядный глоток. По жилам заструился огонь, я почувствовал себя неописуемо здоровым... глотнул еще немного, и вот уже я радостно стою у преддверия новой – и чудо какой прекрасной! – жизни...» Монах, который не мог или не хотел противостоять соблазну отведать этот напиток, хранимый среди реликвий, вырвался из монастыря, из строгой системы иерархической власти, и, словно современный анархист, столкнулся с хаосом мира. Если бы не его сознание, если бы его не застали спящим в собственной келье, если бы его не связывало чувство вины, – у него была бы прекрасная жизнь, свободная от всех требований общества – дионисийская во всех отношениях. Э. Т. А. Гофман убежденно показывает в романе, как христианское воспитание ведет к душевному разладу и шизофрении.

Удивительно, но вином ведьм, бывшей «кровью Диониса», еще можно насладиться и в наши дни. В Бадене в поздний сезон красного бургундского вина можно найти «Hex von Dasenstein. Даже в прошлом веке бренди в народе называли «бренди друидов» и «ведьмин шнапс». Сегодня существуют травяные ликеры под названием «ведьмин напиток». Бесчисленные современные виды немецкого пива названы в честь ведьм и дьявола: «Halloween Pumpkin», «Hexenbrau», «Satan», «Lucifer» и т. д. Все это варят в соответствии с законом о пивоварении.

Вино как лекарство

Еще со времен Античности вино было известно как алкоголь, афродизиак, лекарство и яд – то есть как фармакон. Однако в медицине оно обычно выступает в роли носителя других качеств. В красном вине был обнаружен анандамид. Это вещество превращается в нейротрансформер. Анандамид связывается с теми же рецепторами, что и тетрагидроканнабинол, активный компонент конопли, дает приятное чувство довольства. Анандамиды также присутствуют в шоколаде и какао.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы