Культ ритуальных танцев и вина в истории

17 октября 2019 в 5:48

Культы экстатических танцев существовали уже в каменном веке; во всяком случае, это можно предположить по наскальным рисункам в Южной Африке. Общинный танец, целью которого является объединение коллективного сознания, чтобы достичь состояния экстаза, оказывается чем-то вроде «культурного архетипа», который меняет обличье в зависимости от места и эпохи.

История создания ритуальных танцев

Такие танцы исполнят ночью на природе. Участники ритуала глотают различные вещества, чтобы опьянеть, танцуют под ритмичные удары и переходят в мистические царства богов. Во время таких танцев ритм музыки и ритмичные движения тела приводят человека к гармонии, словно встряхивают снова и снова, пока внутренние конфликты, душевный разлад и физическое напряжение не исчезнут. Это ведет к духовной свободе и творчеству, к физическому ощущению счастья и радости, эротическим желаниям и экстазу – в двух словах, к здоровью и исцелению.

Эти культы экстатических танцев не принадлежат ни к одной организованной религии, они не следуют никаким абсолютным догмам или иерархиям. Обычно они не привязаны ни к каким конкретным местам. Другими словами, они кочуют. Культы танца есть во всем мире. Самые знаменитые – индейский пау-пау, африканские танцы, исполняемые в состоянии транса, и азиатский фестиваль Шивы, современная рейв- и технокультура тоже относятся к ним, особенно вечеринки, которые проходят на Гоа, с применением психоделиков и достижением трансовых состояний.

Вино для танцев культа Диониса

Помимо малоизвестных и редко документируемых танцевальных культов Гекаты и Артемиды, древние дионисийские культы танцев были другим проявлением этого жанра. В Античности дионисийцы, названные в честь бога виноделия Диониса, управляли огромной аудиторией. Люди встречались ночью в лесу, например в хвойных лесах Парнаса, над Дельфами, чтобы отмечать такие праздники возлияний. Там они танцевали под дикую музыку, пили вино, куда добавились психоактивные растения и вещества, падали друг на друга в эротическом возбуждении и, наконец, ведомые богом, сливались в коллективном экстазе.

Есть ряд указаний, что вино было «улучшено» грибами, содержащими псилоцибин. Орфей, покровитель экстатических культов, часто изображался во фригийском колпаке, что теперь нередко расценивается как символ сильнодействующего галлюциногенного гриба с конической шляпкой, который называют «колпак свободы». В кафедральном склепе Исторического музея Пфальца в Шпейере находится древняя фракийская или фригийская амфора. Она сделана из бронзы. Ее внутренняя поверхность отполирована и выполнена в форме шляпки гриба.

Вышеописанный культ особенно привлекал женщин. В истории они запомнились как менады или вакханки с обнаженной грудью. Мужчины из культа Диониса одевались в звериные шкуры и демонстрировали прекрасную эрекцию, подкрепленную стимулирующим влечение вином.

Как только у человека возникло сознание, вино стало тщательно охраняемым секретом. Чудесным образом получаемое из виноградного сока, вино не только дарит особые вкусовые ощущения, но и изменяет сознание. Еще со времен высокой культуры Античности опьянение от вина демонстрировало иное измерение человеческой личности. Вино и радость от его пития символически отмечали границу между жизнью и смертью.

Как бы то ни было, к началу эпохи Античности государство уже смотрело на культ Диониса с подозрением. Это была старая и неудобная проблема в работе сложной государственной системы Культ демонизировали в глазах общества. Его последовательниц обвиняли в умерщвлении животных или мужчин и внебрачных сексуальных отношениях. В пуританском Риме культ Диониса полностью запретили в 186 г. до н. э.. Однако сила его притяжения была слишком велика, а впечатления, которые он предлагал, – слишком соблазнительны. Запрет не привел к полному исчезновению, а наоборот, подтолкнул антагонистический культ уйти в подполье.

«Одна жрица из Кампании позволяла мужчинам присутствовать при своих мистических ритуалах, которые раньше предназначались исключительно для женщин. Она проводила по пять ночных посвящений в месяц. Согласно Ливию, мужчины совершали экстатические действия и сыпали пророчествами. Женщины неслись к Тибру, их волосы развевались, они опускали горящие факелы в воду и вынимали назад горящими, поскольку до этого окунали их в серу и негашеную известь. Среди них царствовала абсолютная свобода личности от моральных законов общества, «все разрешено» – вот было их первейшее правило». Однако этих посвященных обвинили в культивировании «неприкрытого промискуитета» и совершении ритуальных убийств.

Компоненты «ведьминого вина»

Три ведьмы из шекспировского «Макбета», которые пользовались защитой Гекаты, готовили «колдовской котел», компоненты которого четко перечислены. В этот котел, окруженный мхами эльфов, первая ведьма помещает первый ингредиент - жабу. Жаб использовали в Средние века в любовной магии. Вторая ведьма добавляет другие составляющие:

Мясо трех болотных змей,

Пясть лягушки, глаз червяги,

Шерсть ушана, зуб дворняги,

Жало гада, клюв совенка,

Хвост и лапки ящеренка –

Зев акулы, волчий клык,

Ночью сорванный мутник.

Ведьма, чей демонический дух-помощник прячется в ее развевающихся волосах, подходит к раненому и протягивает к нему руки в жесте заклинания и исцеления.

Запрет церковью танцев и ритуальных напитков

Дионисийские и фракийские последователи танцевальных культов Гекаты продолжали свое существование до начала Нового времени. В Средние века их демонизировала и запретила церковь. Дионис превратился в Сатану, Великая Богиня – в богиню ведьм, менады – в самих ведьм, сатиры стали последователями дьявола. Культ языческого и эротического танца получил новое название: шабаш, точнее, ведьмин шабаш.

Слово «шабаш»... совершенно не имеет отношения к библейскому шаббату или числу «семь», а скорее, по мнению Саммерса, происходит от имени Сабадзия – фригийского бога, которого часто сравнивают с Зевсом или Дионисом и считают покровителем божеств оргий и непристойных занятий.

В период позднего Средневековья и в начале Нового времени языческие культы танца стали так раздражать церковь и государство, то их последователей полностью оклеветали при помощи папских булл и «Молота ведьм». Письменные свидетельства – вроде тех, что сейчас можно найти в журнале «National Enquirer» – манипулировали общественным мнением.

Во времена инквизиции людей, попадавших под подозрение в участии в «дьявольских оргиях», пытали и убивали. Государство со своей стороны санкционировало употребление языческих алкогольных напитков. Особенно ярким примером нападок на языческие природные религии и колдовскую медицину служит «Закон о чистоте пива», написанный в 1516 г. баварским герцогом Вильгельмом IV. Этим указом, который сейчас часто неверно трактуют как закон о питании, было запрещено использование опасного ведьминого растения белены.

Некоторые авторы ранее упоминали, что вино ведьм использовалось как сексуальный стимулятор: «На ведьминых шабашах пиво, яблочное вино, грушевое вино и вода, в которых плавала ведьмина трава, заставляли людей пускаться в пляс.., но спокойно и вольготно, без следа конвульсивных или резких движений». Отец Себастьян Михаэлис заявлял, что ведьмы предпочитали вино, украденное из винного погреба, чтобы стимулировать половое влечение. Вино ведьм часто описывают как мутное и безвкусное.

В кантоне Люцерн запрещенные ночные танцы происходили в Альменде. Это земля, которая принадлежит деревенскому сообществу и используется в соответствии с особым законом. Животные там щиплют траву в не огороженных заборами садах, в огородах растут лен и конопля. Различные виды любовной магии требовали посещения цветущих конопляных полей. Это часто вызывало состояние интоксикации афродизиаками. Запрещенные ганцы в Альменде, употребление расширяющих сознание растений, которые там росли, вдохновляли молодежь на недозволенные интимные отношения. Ночные танцы за пределами деревни, растения-афродизиаки, эротические отношения, – все это шло наперекор доминирующему моральному кодексу. Мероприятия за пределами деревни были демонизированы и запрещены как шабаши ведьм».

Вино ведьм как афродизиак и напиток духовной силы

Вино ведьм волновало души людей на протяжении мировой истории и продолжает волновать. Поскольку у этого вина была репутация афродизиака, оно считалось основой для любовного зелья, которое делала кельтская «ведьма-травница» Изольда, чью историю можно прочесть во множестве ранних и поздних переработок Тристана Изольды. Это вино определили как любовный напиток и таким образом автоматически отнесли к так называемой колдовской медицине.

В опере «Любовный напиток» итальянского композитора Габриеля Доницетти этот любовный напиток – не более чем простое красное вино. Хотя вино связывали с незаконными махинациями ведьм, его никогда – кроме периода сухого закона в США – не запрещали всерьез. Напротив, церковь подхватила использование вина как священного напитка из дионисийских оргий и стала пользоваться им во время месс. Хотя они забыли – может быть, и специально добавить психоактивные компоненты Диониса в вино для месс.

Вино – любимое угощение и в монастырях и одно из излюбленных пьянящих средств в обществе. Однако вино обладает двойственным действием, как истинный фармакон, соответственно общество и политики всегда смотрели на него столь же амбивалентно.

Еще в конце XVII в. даже шампанское считалось «сатанински вином»! Вероятно, это послужило источником вдохновения для создания одного из наиболее занимательных произведений раннего немецкого романтизма. В 1815 г. Э. Т. А. Гофман написал классический готический роман с многогранным названием «Эликсир: Сатаны». В книге имеется ссылка на вино, описанное в трудах святого Антония, которое по внешнему виду, аромату и вкусу напоминает сиракузское вино. Отведавшие этого вина, «чудесного напитка духовной силы», укрепят свой разум и будут одарены «радостью духа». Говорят, что благоухание этого вина не вызывает «оцепенение, он гораздо приятнее и благодушнее», – иначе говоря, не вызывает наркотического опьянения, а стимулирует и поднимает настроение.

В Австрии было вино святого Антония, хранившееся в освященных бочках, но его разворовали во время похода войск Вильгельма фон Шатийона. Это вино использовали для лечения огня св. Антония. К сожалению, оно так никогда и не появилось вновь.

Гофман описывает эффект от вина святого Антония так, будто это психоделик наподобие ЛСД: «...я распахнул дверцы шкаф, выхватил ларец, бутылку и сделал изрядный глоток. По жилам заструился огонь, я почувствовал себя неописуемо здоровым... глотнул еще немного, и вот уже я радостно стою у преддверия новой – и чудо какой прекрасной! – жизни...» Монах, который не мог или не хотел противостоять соблазну отведать этот напиток, хранимый среди реликвий, вырвался из монастыря, из строгой системы иерархической власти, и, словно современный анархист, столкнулся с хаосом мира. Если бы не его сознание, если бы его не застали спящим в собственной келье, если бы его не связывало чувство вины, – у него была бы прекрасная жизнь, свободная от всех требований общества – дионисийская во всех отношениях. Э. Т. А. Гофман убежденно показывает в романе, как христианское воспитание ведет к душевному разладу и шизофрении.

Удивительно, но вином ведьм, бывшей «кровью Диониса», еще можно насладиться и в наши дни. В Бадене в поздний сезон красного бургундского вина можно найти «Hex von Dasenstein. Даже в прошлом веке бренди в народе называли «бренди друидов» и «ведьмин шнапс». Сегодня существуют травяные ликеры под названием «ведьмин напиток». Бесчисленные современные виды немецкого пива названы в честь ведьм и дьявола: «Halloween Pumpkin», «Hexenbrau», «Satan», «Lucifer» и т. д. Все это варят в соответствии с законом о пивоварении.

Вино как лекарство

Еще со времен Античности вино было известно как алкоголь, афродизиак, лекарство и яд – то есть как фармакон. Однако в медицине оно обычно выступает в роли носителя других качеств. В красном вине был обнаружен анандамид. Это вещество превращается в нейротрансформер. Анандамид связывается с теми же рецепторами, что и тетрагидроканнабинол, активный компонент конопли, дает приятное чувство довольства. Анандамиды также присутствуют в шоколаде и какао.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ