25 декабря 2019 в 13:33

Евреи жили не в безвоздушном пространстве. Теснясь в своих синагогах определенную часть своей жизни, остальную они проводили вне их, причем далеко не всегда в населенных своими же евреями местечках. Чем дальше, тем большая часть евреев, перемещаясь по разным причинам из одной страны в другую, расселялась в больших городах, сначала в Европе, а затем и в Америке, не говоря уже об Азии, откуда они в конечном счете родом и где им удавалось временами влиять на идеологию некоторых ранних государственных образований. Следы существования в средневековье еврейской общины специалисты обнаружили и в китайском городе Кайфыне.

Влияние других религий на иудаизм

Широкое в территориальном плане расселение вело, естественно, к тому, что внешний мир оказывал свое постоянное и энергичное воздействие на сторонников иудаизма. Именно это воздействие вело, с одной стороны, к ассимиляции, в том числе к крещению или переходу в ислам некоторой части евреев (в этом случае потомки изменивших веру уже во втором-четвертом поколениях по сути даже этнически переставали быть евреями), а с другой — к появлению некоторых, подчас существенных, различий среди иудеев, что стало особенно заметным в позднем средневековье и тем более в постренессансное время, в эпоху Просвещения, т. е. уже в XVII-XVIII вв. и тем более в XIX-XX вв.

Начнем с того, что исламские завоевания еще в VII и последующих веках затронули большую часть тех территорий, где прежде была основная зона иудейской диаспоры, включая Палестину и Вавилон с их центрами религиозной мысли. КIX-X вв. этот факт (при всем том, что мусульмане обычно относились к евреям, по крайней мере на первых порах, с уважением, как к «людям писания») привел к миграции большей части жителей восточных территорий диаспоры, и прежде всего Вавилона, на далекий запад, в Испанию, где отделившийся от халифата Кордовский эмират (позже халифат) был заинтересован в развитии культуры.

Результатом было появление в Европе сефардов, т. е. евреев с явно выраженными признаками уроженцев Востока (обратим внимание хотя бы на преобладание брюнетов, иногда, что называется, жгучих). В то же время основная часть Европы была в это время заселена евреями ашкенази, в основном блондинами. Это не отразилось на приверженности тех и других к синагогальной структуре с ее культом Торы и Талмуда, но было как бы предвестником некоторого размежевания среди мирового еврейства.

Переход этнических общностей в иудаизм – караимы и хасиды

Иудаизм получил распространение у части горцев Кавказа (горские евреи), в Средней Азии (бухарские евреи), в Эфиопии (фалаша, или «черные евреи»). Переход некоторых этнических общностей в иудаизм сопровождался, видимо, проникновением в их среду определенного количества евреев, смешивавшихся с местным населением. Как правило, иудаизм здесь не встречал религиозно сильных противников и побеждал по всем пунктам. Более существенными оказались различия между европейскими евреями и караимами, которые примерно в то же время сформировались как группа (можно считать ее чем-то вроде еретической секты) евреев Персии и Египта, которые чтили Тору, но не признавали Талмуд. Впрочем, караимы навсегда остались ничтожным меньшинством и серьезной роли в истории иудаизма не сыграли.

Иное дело — последовательные сторонники Каббалы или ультра- ортодоксальный хасидизм, основатель которого, И. Бешт, в XVIII в., оживив многие полузабытые мистические формулы Каббалы, создал учение, направленное на упрощение талмудического иудаизма. Получившие наименование хасидов последователи этого учения вначале распространились на западной территории Российской империи (Польша, Литва), где встретились с активным недоброжелательством местных еврейских общин, обвинявших их в лицемерии и нарушении иудаистских религиозных норм. Действительно, основоположники хасидизма выступали против обрядовой мелочности Талмуда, подчас предпочитая им мистику Каббалы. Не будучи слишком многочисленными и отличаясь социальной пассивностью, хасиды зато резко выделялись своей черной одеждой с обязательной шляпой, а также пейсами, что призвано было подчеркнуть их несходство с другими евреями.

В этом своем сохранившемся до наших дней внешнем виде хасиды очень заметны прежде всего в современном Израиле, хотя встречаются и в других странах, в том числе и в России. Смысл их учения сводится к молитвам с некоторой долей экстатической экзальтации и к значительному месту каббалистической мистики в представлениях о мире. Возглавляющие общины хасидов цадики пользуются очень большим авторитетом, а подчас и деспотической властью, граничащей с представлением о непогрешимости. При всей их кажущейся свободе от догматического талмудизма хасиды являют собой крайнюю степень ухода в религию.


Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы