25 декабря 2019 в 12:57

Мусульмане под зеленым знаменем пророка Мухаммеда в начале 30-х гг. VII в. начали нападать на богатые страны, расположенные рядом с аравийской пустыней. Иран был одним из первых и наиболее желанных объектов исламских завоеваний. Не сразу, но за несколько десятилетий арабы захватили эту страну.

История развития ислама в мире

Существенно обратить внимание на то, что первоначально завоеватели относились к зороастрийцам примерно так же, как к христианам и иудеям, т. е. к «людям писания», которые заслуживали уважительное к себе отношение и не подлежали насильственному обращению в ислам под угрозой смерти. В этом был определенный резон, ибо для воинственных бедуинов, выходцев из бесплодной пустыни, цветущие поля и города сасанидского Ирана с его многовековой историей и богатыми административно-политическими традициями были немалой ценностью.

Ценностью отнюдь не только потому, что было что грабить, хотя не обходилось и без этого. Гораздо более важным следует считать то обстоятельство, что у иранцев можно было многое заимствовать из того, в чем нуждались в большинстве своем только что вышедшие из состояния полупервобытности воинственные арабы, в основном — стоит повторить — бедуины аравийской пустыни. Именно в Иране мусульмане заимствовали формы налогообложения, поземельный и подушный налоги с немусульман (хараг-харадж и гезит-джизия), впоследствии господствовавшие в Арабском халифате. На первых порах эти налоги платили и завоеванные арабами иранцы. Мусульмане сохранили даже формы существования зороастрийских общин и иерархию их священнослужителей. Глава огнепоклонников, как с этого момента все чаще называли тех, кто оставался верен древнеиранской религии, получил от арабских завоевателей титул главы гебров (т. е. неверных, в данном случае зороастрийцев).

Несмотря на это, арабы-мусульмане оказывали на иранцев такой же нажим, как и в других странах. Для обращения неверных в ислам они использовали привычные методы принуждения, одним из самых эффективных среди которых была материальная выгода. Принявший ислам переставал платить харадж и джизию. С него брали лишь десятину-ушр.

Кроме того, раб освобождался от статуса раба, ибо формально ислам рабство как институт отрицал. К этому стоит добавить, что арабский язык становился если и не обязательным, то широко распространенным и официальным, государственным. Его приходилось учить новым поколениям, как и арабские мусульманские молитвы. Важно также иметь в виду, что молодой, еще только возникший как религиозное учение ислам многое заимствовал у соседей. У тех же зороастрийцев были заимствованы идея моста толщиной с лезвие, по которому только и может душа умершего добраться до рая, а также, по всей вероятности, пятиразовая ежедневная молитва, тесно связанная, к слову, с культом физической чистоты.

Культовые обряды ислама

Простота культовых отправлений ислама привлекала многих, как и отсутствие необходимости в жрецах, столь запятнавших себя в последний период существования зороастризма тяжелыми поборами. Все перечисленное принадлежало к числу факторов, которые облегчали принятие решения перейти в ислам. Впрочем, принять такое решение было делом весьма нелегким. Ведь в исламе было много такого, что не могло нравиться. Это и обрезание для мужчин, и пищевые ограничения, и изменение в характере молитвы (зороастриец молился стоя, а не ударяя лбом по земле), и, разумеется, отказ от дорогих каждому древних божеств с их привычными святилищами. Наконец, это настойчивые попытки запрета почитания священного огня...

Словом, у иранцев было немало оснований противиться насильственной исламизации и не поддаваться искушению материальными и иными преимуществами для принявших ислам. Однако жесткая политика исламских руководителей во всех завоеванных мусульманами странах, включая и Иран, делала свое дело. Если в VII в. это давление еще можно было как-то вынести, то в VIII в., когда с завоеваниями в основном было покончено, а руководители халифата стали обращать внимание на упорядочение внутренней структуры захваченных ими территорий и институционализацию своей власти, ситуация заметно ухудшилась. В Иране началось повсеместное разрушение храмов огня. Осталась только небольшая их часть, где за сохранение святилища было хорошо заплачено. Знатные персидские роды начали принимать ислам, чтобы сохранить свое имущество и влияние. Оправдываясь, некоторые из них ссылались на то, что в исламе много взято от зороастризма, если не непосредственно, то через иные религии, иудаизм и христианство, заимствовавшие в свое время кое-что у иранцев (идея о Страшном суде, о Мессии- Спасителе и т. п.).

Шииты – одно из направлений ислама

Пытаясь «сохранить лицо», принявшие ислам иранцы создавали легенды, как, например, рассказ о том, что будто бы внук Мухаммеда и сын его дочери Фатимы Хусейн женился на персидской царевне, которая родила сына, ставшего четвертым шиитским имамом. К слову, заслуживает внимания то хорошо известное обстоятельство, что большинство обращенных в ислам иранцев становились шиитами, т. е. оказывались в оппозиции к господствовавшему в мире ислама суннизму. Это была определенная форма протеста развитого государства и его древнего народа. И надо заметить, выбор шиизма после возникновения в 750 г. халифата Аббасидов сыграл свою роль.

Принявшие шиитский ислам персы получили важные посты в администрации нового халифата, что позволило воссоздать в Багдаде пышность сасанидского двора и возродить многие его обычаи. В определенном смысле Иран и после принятия ислама сохранил свое лицо — не в пример таким древним центрам культуры, как Египет. Процесс арабизации, столь заметный в Египте и подавляющем большинстве других завоеванных арабами стран, практически почти не затронул Иран, сохранивший свой язык и многие основы древней культуры.

Сыграл ли зороастризм сколько-нибудь значительную роль в том, что в условиях насильственной исламизации (в принципе, такой же, как и в других завоеванных арабами государствах) Иран сумел занять в некотором смысле привилегированное положение, что он нашел форму (шиитская оппозиция), которая помогала ему сохранить такое положение вплоть до сегодняшнего дня? Безусловно, да. Ставшие христианскими в рамках Византийской империи Египет или Сирия не сумели этого добиться, а Иран сумел.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы