25 декабря 2019 в 10:38

Народов в Африке много. Считается, что здесь существует несколько тысяч языков. И пусть на некоторых из этих языков говорят лишь немногие, каждый из них — это первый признак существования особой этнической общности, большинство которых мало знают о соседях и обычно имеют собственные представления об окружающем мире, о жизни и смерти, о человеке и его душе, о взаимоотношениях людей и животных, о живущих и давно умерших предках и т. п. Разумеется, говорить обо всех (даже приняв во внимание, что из рассмотрения будут исключены те, кто ныне принял чужие современные религии) нет возможности, да и надобности. Достаточно привести в качестве примера некоторые из оставшихся нетронутыми в религиозном отношении общностей, чтобы картина в целом стала ясной. Сначала приведем некоторые данные из истории тех народов, которые принадлежат к самым отсталым.

Религия и мифы бушменов и готтентотов

В Африке это, как известно, бушмены и готтентоты, обитающие в юго-западной части континента. Они объединяются в локальные группы во главе с лидерами, которыми нередко становились колдуны-знахари. Главная форма религиозных представлений бушменов — анимизм с одухотворением всего окружающего мира, начиная с душ умерших людей и обожествленных мелких животных вроде кузнечика-богомола (Цагн), который считается героем мифологических предании, имеет массу сакрализованных родственников среди других животных (его женой считается крольчиха, сестрой — цапля и т. п.) и кончая небесными светилами. Богомолу Цагну молятся в случае засухи. Бушмены и готтентоты всегда боялись покойников, но почитали души умерших.

Мифология бушменов очень примитивна, но небезынтересна. Считается, что небесные светила и животные некогда были людьми. Несколько вариантов имеет миф о солнце. То это человек, поднимающий руку, — а подмышка его и является солнцем. То рассказывается об отрубленной голове человека-огня, которая и стала светилом: когда ее отрубили и насадили на палку, появилось солнце, которое рыщет по небу, пытаясь найти свое тело. Луна — это заброшенная кем-то в небо полусожженная сандалия. Сказанное ниже в основном касается бушменов; готтентоты уже почти вымерли.

Интересны практика захоронений и связанные с ней анимистические воззрения готтентотов. Специалисты зафиксировали, что при похоронах кроме могилы для тела сооружалась и могила для пребывания души покойника, которая являлась объектом культа. Ей приносили жертвы.

Религиозные обряды пигмеев в Африке

Другая группа наиболее отсталых этнических общностей — пигмеи, жители лесов Центральной Африки. Они почитают лесного духа, который считается хозяином всей добываемой ими дичи, и своих тотемных предков, в числе которых различные животные и растения. Им знаком обряд инициации, во время которого мальчики проходят через ряд тяжелых испытаний и как бы приобщаются к магической силе, столь необходимой охотнику.

Остальные жители негритянской Африки находятся на различных уровнях развития, но, как правило, уже знакомы с примитивным мотыжным земледелием, а в восточной части, близ саванны, и с более или менее развитым скотоводством. Среди различных этнических групп, о которых идет речь, весьма распространены анимистические представления и тотемизм, совмещающийся с пищевыми и иными запретами. Большую роль играет фетишизм, т. е. вера в то, что некоторые предметы либо искусственно созданные изображения, амулеты, талисманы имеют магическую силу, способную спасти их обладателя или помочь ему в трудную минуту. Зона особенно сильного распространения фетишей — северная часть побережья Гвинейского залива и прилегающие к ней регионы.

Всюду в Африке очень активно действуют колдуны. Особо выделяются специалисты по причинению вреда: это нечто вроде русских ведьм, которые, по поверьям, чаще всего орудуют по ночам, и знахари. Есть народы, считающие что некоторые люди обладают исключительными врожденными способностями — тсав. Однако приобретают свои преимущества они за чужой счет. Естественно, таких тсав не любят, им часто завидуют. Распространены почти всюду обряды инициации, прежде всего для мальчиков, которые осуществляются везде по-своему, но в общем примерно одинаково.

Погребальные обряды народов Африки

Погребальный обряд выглядит у разных народов по-своему. Но везде ему придают немалое значение, ибо он тесно связан с отношением к мертвым (покойников побаиваются не только примитивные бушмены) и к культу предков. Хоронят человека на второй-четвертый день после смерти. Иногда похороны сопровождаются проверкой чистоты покойника: нет ли в нем злого начала (речь не столько о тсав, сколько о ведунах-ведьмах). Существуют разные методы выявления злых сил, в основном манипуляцией внутренними органами умершего. Если оказывается, что покойник не вполне чист, его труп могут сжечь или похоронить в особом месте. В любом случае после похорон бывает небольшая трапеза. В случае необходимости участники похорон проходят через обряд очищения.

Дело в том, что африканцы едва ли не более всего верят в злых духов и ищут их повсюду. К числу злых духов многие относят только что умерших (даже независимо от того, прошел ли он проверку на «чистоту»). Боятся только что умершего потому, что, как считается, его душа еще не достигла тех сакральных мест, где она могла бы упокоиться. А пока она находится где-то рядом, то может причинить вред окружающим. Поэтому ее нужно опасаться. Бывает даже, что душа умершего не просто вредит, но и может вселиться в человека помимо его воли. Именно такие несчастные становятся теми колдунами-ведунами, которые причиняют людям вред.

Считается, что злой дух действует по ночам, когда человек, в которого он вселился, спит. Вредит он всем, начиная с близкой родни того, в кого вселился. Справиться с ним очень не просто; этим обычно ведают специальные знахари, владеющие искусством магии. Иногда для охоты за злым духом по ночам устраиваются мрачные церемонии: все мужчины поселка раздетыми бегают с дикими воплями, пугая друг друга. Считается, что тот из них, кто, обессилев, упадет первым, и является вместилищем злого духа. Его избивают, иногда до смерти, а кровь служит верным доказательством, что злой дух уничтожен.

Ритуал почитания предков у жителей Африки

Сложная проблема почитания мертвых предков, которая у различных народов выглядит по-разному, трактуется специалистами как существование неодинаковых форм культа предков. У одних он едва заметен, у других вполне развит, а у третьих является своего рода привилегией, показателем некоей важности данного клана (количество предков в таких случаях измеряется числом заботливо сохраняющихся их черепов, иногда до двадцати). Как правило, предки почитаются как покровители клана. Считается, что духи умерших предков находятся неподалеку и следят за соблюдением традиций. В честь предков, особенно недавно умерших, совершаются обряды, им приносят жертвы, а в обмен буквально требуют от них помощи и содействия во всем, вплоть до бытовых мелочей. Иногда существуют специальные колдуны-посредники, призванные помочь в общении с умершими предками. Впадая в транс после ритуальной пляски, они, как считается, могут вступать в контакт с умершими и способствовать передаче просьб и благодарностей, что обычно делается в дни специальных общедеревенских обрядов в честь такого события.

У ряда народов Центральной Африки к предкам относятся с глубоким почтением и считают, что в случае несоблюдения кем-то правил поведения, нарушения традиционных норм старшин в семейной либо общинной группе вправе официально обратиться к умершим предкам с просьбой сделать соответствующее внушение и даже наказать провинившегося. При этом духов предков наделяют чудодейственной силой, фактически приравнивая их к божествам. Духи предков могут вызвать необходимый дождь, способствовать росту растений и т. п. Народы Западной Африки обращаются к духам своих предков с просьбами о защите от злых духов и о покровительстве в момент начала сельскохозяйственных работ, перед охотой и т. п.

У народов ашанти, достаточно развитых на фоне остальных, считается, что духи предков существуют где-то рядом с живущими их потомками, что следует всегда заботиться о них и помогать им в меру своих сил и возможностей. Эти духи считаются как бы хранителями древних традиций и своего рода гарантами благосостояния потомков. Они охраняют землю, а любые земледельческие работы начинаются с принесения им жертв. Культ предков у ашанти обычно прежде всего принимает форму торжественного ритуала в честь умерших вождей, причем этот ритуал совпадает с обрядом всеобщего очищения от всяческой нечисти и с праздником урожая. В конфедерации ашанти существует золотой трон, на который не полагается садиться даже вождям, ибо этот трон считается вместилищем души всего народа и обеспечивает ему заботу со стороны умерших предков.

Имелись и имеются у народов Африки и некоторые представления о реинкарнации. У тех же ашанти, у племени куба в Заире, равно как и у многих других народов существуют представления, что души мертвых, побывав сначала в мире духов или в подземном царстве, затем могут вселиться в новорожденного этого же племени либо сначала в тело какого-либо животного, а после гибели его — в новорожденного ребенка.

Обряды инициации среди племен Африки

Для большинства африканских племен характерно существование мужских союзов, этаких своеобразных клубов, в которых прошедшие через обряд инициации молодые охотники и воины общаются со взрослыми мужчинами своего коллектива и получают от них множество ценных сведении не только о том, как воевать или охотиться, но также и об окружающем мире духов и о нормах поведения. В мужских клубах такого рода тоже уделяется внимание проблеме умерших предков. Существует весьма сложный ритуал поклонения общим предкам, который объединяет всех членов союза. Ритуал бывает весьма длительным и сложным.

Обычно в назначенный день все собираются в священной роще, руководитель ритуала обращается с молитвой к предкам, причем строго по порядку: сначала к давно умершим, затем к умершим недавно. Приносится в жертву домашнее животное, например, овца, из которой тут же готовят еду. Лучшая часть — сердце — оставляется у дерева предкам, затем остальное съедается участниками ритуала. После этого с песнями и танцами участники ритуала в масках идут в свою деревню. Вообще практика хождения в масках является неотъемлемой частью действий членов мужских союзов. Маски надеваются не столько с целью сохранить инкогнито, сколько ради того, чтобы припугнуть нарушителей нормы или запугать местное население.

Иногда такие союзы вырастают численно за счет объединения с аналогичными соседними. В этих случаях несколько меняется смысл их деятельности. Из носителей эзотерических сведений, предназначенных только для своих, они превращаются в некие карательные отряды. Существуют и женские союзы, а иногда и смешанные, отличающиеся подчас свободой нравов и обычно связанные с культом плодородия.

В наиболее развитых этнических общностях, как, например, у йоруба, такие мужские союзы объединяются порой в могущественные тайные общества во главе с правителями соответствующих городов- государств. А в сравнительно недавние колониальные времена такого же рода союзы, как Мау-мау в Кении, превращались в организованную основу антиколониального сопротивления. Считалось, что у тайных обществ и тем более у их мощных объединений существуют свои духи-покровители. Они карают отступников, выдавших тайны, защищают членов обществ от всяких невзгод. Нередко именно они изображаются в виде используемых членами обществ масок, которым приписывается магическая сила.

Древние жрецы в Африке

В обществах, о которых идет речь, большую роль играют религиозно активные деятели типа жрецов. Это еще не те жрецы, которые в развитых урбанистических структурах обычно обслуживают посвященные богам храмы либо разрабатывают священные предания, как то было свойственно, например, индийским брахманам. Это скорей колдуны и маги заметного масштаба, руководящие большими религиозными праздниками или иными ритуалами и магическими обрядами, например, вызыванием столь необходимого всем дождя, защитой от вредоносных влияний, помощью в излечении недугов.

Существует несколько категорий таких жрецов, причем большая часть фактически являются обычными колдунами-знахарями. Иногда жрецы высшего ранга становятся исполняющими обязанности вождя. Вообще, едва ли не все вожди, которых специалисты иногда именуют царями, так или иначе связаны с жреческими функциями и исполняют роль первосвященников. В этом смысле их власть следует рассматривать как власть теократов, но не администраторов, ибо администрации как таковой ни у кого из них, как правило, не бывает.

Особенности религии большинства народов в Африке

Обратимся теперь к некоторым верованиям и преданиям, характерным для большинства африканских народов. Кроме культа предков и отношения к покойникам, о чем уже немало было сказано, их есть еще великое множество, причем существуют как общие почти для всех, так и, естественно, такие, которые принадлежат фантазии отдельных народов, в том числе и едва ли не в первую очередь наиболее развитых среди остальных.

К более или менее общим стоит отнести издревле сложившиеся представления о необходимости бережного отношения к воде, которой в жаркой Африке всегда было недостаточно. Имеются в виду и сакральное отношение к большим и малым водоемам, духов которых африканцы стремились умилостивить, и культ подземных вод, и мольбы о дожде. С большим почтением африканцы относятся также к обрабатываемой ими земле и к тем сакральным территориям, которые используются для проведения религиозных обрядов и потому не должны быть потревожены.

Это благоговейное отношение — особенно в том, что касается пахотных полей, — вызвано не столько нехваткой пространства, сколько скудностью бедной гумусом африканской выжженной солнцем земли. У некоторых народов принято, в частности, за право обрабатывать свои участки приносить жертвы ее местному духу. В лесистых районах с таким же почтением относятся к лесу, в районах пастбищ — к траве. А скотоводческие племена относятся с должным почтением, иногда почти с благоговением, к своему скоту, особенно к некоторой его части, к животным, скажем, редкой белой масти. Пиетет, связанный с отношением к природе и источникам пищи, не исключает, разумеется, того, что эту пищу активно потребляют. Само собой разумеется, что для прокорма приходится рубить деревья и очищать почву от трав, потреблять не только молоко, но и мясо рогатого скота, но это ни в коей мере не означает, что все подобное можно делать безалаберно и без учета реакции многочисленных духов. Иногда скот закалывают лишь в форме ритуальных обрядов.

К верованиям более или менее общего характера у ряда народов Африки, например, в регионе лесной Гвинеи, относятся представления о некоем высшем божестве, известном у разных этнических групп под различными именами. Божество, о котором идет речь, обычно не вмешивается в людские дела и почти никак себя не проявляет. Но к нему обращаются с мольбами в особо сложных ситуациях. Вообще здесь, в сфере отношения к божествам, много необычного. У некоторых народов побережья Гвинейского залива существует поверье, что мир вокруг них делится на сакральный, предназначенный для духов, и реальный, где обитают люди. Граница между мирами не очень определена, так что люди иногда могут попадать на территорию духов и даже общаться с ними.

Духи обычно благожелательно относятся к людям, так что контакт с ними людям не вредит. Существенно добавить к сказанному, что та часть мира, которая принадлежит людям, тоже не вполне одинакова. Освоенная человеком территория считается зоной порядка, окружающая ее неосвоенная — зоной хаоса. И люди, и духи временами посещают эту неупорядоченную зону, где они вступают в контакт. В то же время люди молятся, чтобы в упорядоченную зону духам доступа не было.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы