Магия | Физиогномика | Хиромантия | Биоэнергетика » Религия » Ведическая религия: мантры, ритуалы » Религия и обряды отсталых народов Азии – тунгусов, эскимосов, чукчей и пр.

25 декабря 2019 в 10:22

На азиатском континенте проживает огромное количество разных народов, причем подавляющее их большинство принадлежит к высокоразвитым цивилизациям. Важно, однако, принять во внимание, что и в развитых государствах Азии, и вне их территории с древности и по сей день живет немало народов, небольших племенных групп и мелких доплеменных этнических общностей. Часть их постепенно ассимилируется и теряет свои первобытные представления, но другие, особенно те, что обитают в труднодоступных местах, обычно сохраняют древние нормы.

Важно подчеркнуть, что не все народы, о которых пойдет речь, относятся к самым отсталым. В ряде случаев (монголы, тюрки) это просто кочевники, чей быт не позволял им развиваться достаточно быстрыми темпами. В то же время, оказавшись в силу своего подвижного образа жизни в иных условиях, те же народы обретали другой уровень жизни, а их представления о мире, включая и религиозные, существенно менялись.

Религия «диких кубу» на Суматре

На островах Индонезии, подавляющее большинство населения которых давно уже приняло ислам, существует немало мелких этнических обществ и даже структурированных племен во главе с вождями, где религиозные представления находятся на весьма примитивном уровне. Этот уровень обычно упрощенно именуют анимизмом, ибо вера в духов является главным его признаком.

К числу таких народов относятся так называемые «дикие кубу» на Суматре, которые почему-то никогда не уверены в том, что все умершие становятся духами, причем различие между одними и другими улавливается с трудом, будто бы по неким звукам, которые слышны во время их смерти. Даяки с острова Борнео, отличающиеся своими воинскими доблестями, полагают, что в некоторых деревьях живут духи и поэтому их нельзя срубать. Критерии, на основании которых отдельные деревья выделяются среди остальных, остаются неизвестными. Они же уверены, что все болезни причиняются духами и что знахарь-шаман может вылечить больного, умело вытащив из заболевшей части тела кусок тряпки или осколок камня, за что его неплохо вознаграждают.

Верования народа семанги в Азии

В джунглях Малайи, расположенной рядом с островами Индонезии и тоже давно уже населенной в основном мусульманами, живет низкорослая негроидная общность семангов, которые тоже пользуются услугами шаманов, умеющих общаться с духами, а духов умерших считают ушедшими на запад, откуда они, однако, временами могут возвращаться по ночам в виде птиц, пугая живущих своими криками.

Среди немногих божеств семанги выделяют бога грозы, которого очень боятся, и Та Педи, которому приписывается создание мира. На южном острове Цейлон, расположенном рядом с Индостаном и хорошо знакомом с буддийской цивилизацией и государственностью еще до н. э., живут охотники из общности так называемых диких ведда, мало затронутых высокой культурой основной массы островитян. Они тоже считают себя окруженными духами и почитают шаманов, имеющих с ними дело. О загробной судьбе умерших представления их очень смутны.

Религия и обряды айнов, гиляков и тунгусов

Специфичны религиозные представления айнов, веками живших на севере Японии рядом с весьма цивилизованными японцами. У них большую роль играют культы домашнего очага, а также медведя и змей. Это — особенно в случае с медведем — явные пережитки тотемных верований. К слову, культ медведя характерен и для ряда народов Севера, например, для гиляков, хантов и манси.

Стоит заметить, что в то же время другие аборигенные народы соседней с айнами территории Сибири и Дальнего Востока, например, тунгусы, уже знакомы с культом небесного бога Боа, который, по их представлениям, ведает всеми остальными божествами и духами, включая солнце. Солнце и огонь тунгусы почитают особо. В огонь они в качестве жертвоприношений бросают куски мяса и жира.

Своих умерших тунгусы хоронят вместе с принадлежащим им имуществом — оружием, утварью, лошадью. Особым уважением у тунгусов, как и вообще в Сибири, пользуются шаманы. Сам термин этот тунгусского происхождения. Что касается мифологии тунгусо-маньчжурских этнических общностей (эвенки, нанайцы и др.), то она в различных вариантах повествует и о космогонических процессах (сотворение земли из воды), и о небесно-звездном мире с его несколькими слоями, и о многочисленных подчиненных шаманам духах, и о мире мертвых, куда души покойников отправляются опять-таки при помощи шаманов.

Религия эскимосов и чукчей

Важно сказать несколько слов об эскимосах, населяющих обширный циркумполярный регион от северной Сибири до Гренландии. Веками, если не тысячелетиями живущие в условиях, крайне неблагоприятных для обитания человека и большинства животных, не говоря уже о растениях, они тем не менее приспособились к такой жизни, как и соседние с ними чукчи. Естественно, что уровень их жизни, как и культурно-религиозных представлении о ней, невысок.

У чукчей и эскимосов шаманизм играет очень важную роль, причем шаманами могут быть и женщины. Огромное внимание эскимосы, морские охотники, уделяют магическим амулетам, часто безделушкам вроде бусинок, которые ими высоко ценятся, ибо, по их представлениям, обладают магической силой и способны принести удачу во время охоты. Антропологи, описывавшие образ жизни эскимосов, отмечали, что иногда за немалое вознаграждение эскимосы приобретали друг у друга и таинственные магические заклинания, бывшие собственностью той или иной семьи и передававшиеся из поколения в поколение.

Но духи людей и животных — тарнек — выделяются из их числа. Есть и божества, содействующие успешному морскому промыслу, как, например, богиня Седна (в разных регионах у нее различные имена), обеспечивающая удачную охоту на морского зверя в тех случаях, когда охотники не запятнали себя какими-либо прегрешениями. Культурным героем и демиургом у эскимосов считается Ворон, создавший из различных предметов (глина, бобовый стручок) людей и животных, принесший в мир свет и научивший людей добывать пищу. Что касается душ умерших, то они, по поверьям эскимосов, вначале вселяются в одного из своих малолетних потомков, но когда дети взрослеют, эти души из них уходят неизвестно куда. Антропологи, изучавшие быт эскимосов, склонны считать, что обилие запретов (например, на смешение морской охоты и сухопутной или ограничение свободы поведения женщин) и магических амулетов объясняется элементарным страхом перед возможным голодом и иными несчастьями.

Религия и мифы кочевых народов Азии

Касаясь кочевых народов Азии, прежде всего тюрко- и монголоязычных, равно как и их отдаленных предшественников, данные о которых можно почерпнуть разве что из древних китайских текстов, следует сразу же заметить, что их религиозные представления и мифология складывались под влиянием как местных аборигенных народов Сибири, так и Китая, с которым у всех них издревле существовали достаточно тесные контакты.

Уже на примере соседних с Китаем тунгусов было обращено внимание на то, что высшим божеством они — как и китайцы, по меньшей мере, с рубежа II—I тысячелетий до н. э. — считали небо. Небо было высшим божеством монгольских и протомонгольских народов. Хунну, ухуани, кидани и монголы почитали его как высшую сверхъестественную силу {мот. — Тенгри). Наряду с небом обычно почитались также Солнце и Луна, звезды и прочие светила. Из животных монголы и их предшественники выделяли коня и оленя, почтение к которым явно имело тотемные корни, но также было тесно связано и с образом жизни обитателей бескрайней степи. Картина мира этих народов сильно усложнилась в позднем средневековье, во времена владычества монголов, которые резко возвеличили культ неба, стали уделять большое внимание культу предков и особенно Чингис-хана.

Знакомство с буддизмом (ламаизмом) ввело в монгольский пантеон ряд высокопочитаемых божеств. Немалое внимание уделяют монголы шаманам и их представлениям о космогонии, весьма неоднозначной и во многом заимствованной у оседлых соседей, с которыми монголы, как известно, вступили в тесный контакт. Человек, по представлениям монголов, имеет несколько душ. Телесная душа после смерти остается с трупом, а духовная душа покидает его. Души умерших грешников становятся злокозненными демонами. А загробный мир — в подземном царстве, где есть место и аду.

Тюркоязычные народы, включая прототюрков, близки по представлениям о мире к монголам и их предшественникам. Верховное божество у них тот же Тенгри. Однако есть и разница. В некоторых западнотюркских прото- и раннегосударственных образованиях это божество имело антропоморфный облик и именовалось Тенгри-хан. В древнеуйгурских текстах правитель-каган тоже уподоблялся Тенг- ри. Богиней плодородия считалась Умай, которая, как полагали, была похожа на уйгурскую царицу-катан. Мир делился на три уровня, причем в верхнем господствовали Тенгри и Умай, божеством среднегомира (земли-воды) считался Иер-су, а в нижнем, подземном, владычествовал Эрклиг-хан, враждебный верхнему миру. Кроме всего, тюрками почитаются Солнце и прочие светила, а также Земля, которая, как и у монголов и китайцев, представляется огромным квадратом.

Генеалогические мифы связывают происхождение тюрок с волком (после ожесточенной битвы выжил лишь мальчик, которого воспитала волчица, ставшая затем его женой). От десятерых сыновей волчицы впоследствии возникли основные тюркские роды. Главным был Ашина, потомки которого поселились на Алтае. Тюрки признавали мир духов, считая многих из них вредоносными. Посредником между этим миром и людьми считался, как то было обычно для народов Сибири, шаман. Впоследствии многие тюркоязычные народы приняли ислам, другие (например, чуваши) — христианство, что усложнило и кое в чем изменило их прежнюю мифологию. Но вера в духов осталась, как остались представления о многослойном мире и древний миф о происхождении тюрок от волка, что отражает тотемистические воззрения далекого прошлого.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы