25 декабря 2019 в 10:55

Индейцы Южной Америки — это совершенно иной мир, отделенный от севера не столько даже цивилизацией Мезоамерики, часть которой в виде государства инков доходила до южной оконечности Анд, сколько совершенно иными условиями жизни в тропиках бассейна больших рек (Амазонка, Ориноко), либо в обширных пампах юга субконтинента. Это несходство (если не иметь в виду условия обитания, близкие к эскимосам) можно обнаружить даже у жителей крайнего холодного юга Америки, ощущающих ледяные ветры Антарктиды, у огнеземельцев и патагонцев, большинство которых ныне уже вымерло.

Особенности жизни и религии индейцев Южной Америки

В чем главное несходство и основная специфика индейцев Южной Америки? Среди южноамериканских групп индейцев наиболее отсталыми еще недавно были огнеземельцы, жившие в условиях, аналогичных тем, в каких живут эскимосы, если даже не в более суровых. Они были изучены антропологами достаточно давно, но на сегодняшний день практически вымерли как этническая общность. Среди других племен Южной Америки следует особо выделить общности бассейна Амазонки — это целый мир, до сих пор еще всерьез не изученный антропологами. Здесь, а также южнее, в лесах и степных районах, проживает множество достаточно отставших в своем развитии индейских племен. Разумеется, верования лесных жителей несколько отличаются от тех, кто живет в степных районах либо в горах и на холодном юге, близ Антарктиды.

Жители тропиков, в частности гигантского бассейна Амазонки, характеризуются крайней степенью отсталости. Многие из них живут в тропическом лесу, почти не контактируя с другими общностями. Естественно, что о них мало что известно. Тем не менее антропологи не раз проникали в глубь бассейна Амазонки, поэтому кое-что из верований их обитателей стало достоянием науки. Обобщая их, известный религиовед М. Элиаде в своем «Словаре религий, обрядов и верований», ссылаясь на исследования К. Леви-Строса и других специалистов, обратил внимание на существование у этих общностей веры в некое верховное существо, в качестве которого выступает то солнечный демиург, то лунный, причем некоторым из них приписываются также функции разрушителя (имеются в виду циклы созидания и разрушения). Иногда демиург почему-то удаляется на небо, оскорбленный (созданными им?) людьми.

Разумеется, кроме демиургов общности, о которых идет речь, населяют весь окружающий их мир сонмом духов, что вообще характерно для анимистических представлений о мироздании. При этом считается, что с миром духов, существующим как бы параллельно с реальным, можно соприкоснуться, особенно во сне или при вдыхании наркотических испарений. Духи обычно выходят для контактов в облике животных, так что далеко не каждый может распознать, животное ли перед ним или некая преобразованная высшая духовная субстанция. Кроме того, некоторые индейцы этого региона полагают, что у каждого из них есть в мире духов свой двойник.

Верования о душе южно-американских индейцев

Индейцы тропического леса верят в существование духов-патронов животных, определяющих, в частности, количество тех животных, которые являются объектами их охоты. Видимо, почтение к этим сакральным персонам должно способствовать удачной охоте. Что касается проблем жизни и смерти, то, не будучи слишком ими озабочены, эти индейцы верят в существование у каждого из них нескольких душ.

Считается, что душа покойника может иногда посещать живых. А индейцы хибаро в Восточном Эквадоре полагают даже, что кроме обычных душ существуют «совершенные» и «мстительные». Совершенную душу можно приобрести после контакта с невидимым миром духов или убийства врага. Больше двух таких душ иметь нельзя, да и то следует опасаться козней со стороны мстительной души, возникающей после гибели обладателя совершенной души, которая теперь перешла к тебе. Опасаясь козней со стороны мстительной души, хибаро обычно высушивают головы своих врагов, считая, что тем самым мстительная душа надежно заперта.

Надо сказать, что вся эта мифологема выглядит несколько усложненной и замысловатой для столь примитивных общностей, о которых идет речь. Но Элиаде, сознавая сложность структуры, которую он описывает, считает, что она компенсируется тем простым фактом, что между «светским» и «религиозным» аспектами культуры южноамериканских индейцев нет разницы. Остается добавить к сказанному, что у индейцев Южной Америки, как и на севере, большую роль играют шаманы, выполняющие в основном функции знахарей, имеющих дело с миром духов.

Мифы южно-американских индейцев

О некоем единстве мифологических представлений южноамериканских индейцев пишут специалисты, в частности Ю. Березкин в статье, опубликованной в первом томе очень солидного издания «Мифы народов мира». Характерной чертой этой мифологии является, в частности, почти полное отсутствие рассказов о сотворении мира, столь частых у индейцев севера. Зато часто встречаются упоминавшиеся уже мифы о создании и разрушении, о мировых катастрофах, будь то всемирный потоп или пожар с последующей заменой одних миров другими.

Соответственно и люди, рожденные в разные периоды, отличаются друг от друга: то это гиганты, то монстры, то поднявшиеся из подземного царства или спустившиеся с неба. При этом почти всегда присутствует обожествленный культурный герой, который помогает людям выбраться на твердую почву. Среди них широкой известностью пользуется Карускайбе, который, создав людей, был чем-то обижен на них и потому удалился обратно на небо.

Мифология южноамериканских индейцев знакома с идеей мирового древа, с существованием различных миров, где обитают души разных людей. Что касается окружающего их мира, то индейцы полагают, что животных и растения тоже создали культурные герои, выполняющие тем самым функции божеств. Среди наиболее отсталых общностей донеолитических собирателей и охотников существуют мифы о похищении воды или огня. Проблема жизни и смерти на южноамериканском субконтиненте решается тоже весьма неординарно. Существуют, в частности, представления, будто некогда люди вообще не умирали, а души постаревших просто на время покидали своих хозяев и скоро возвращались, делая их вновь молодыми. Позже этот порядок нарушился, и люди стали умирать. Есть и иные представления: те, кто живет под землей, бессмертны, на земле — смертны.

Космогонические мотивы в мифологии редки. Почитаются солнце и луна. Почему-то привлекает внимание наличие пятен на луне: есть несколько объяснений этому (наиболее экстравагантное у племени оно — солнце бьет луну, отчего остаются шрамы). Что касается звезд, то они обычно считаются душами людей, разными путями оказавшимися на небе. Зато представление о Верховном существе, в той либо иной степени известное почти всем и уже упоминавшееся, весьма неопределенно и расплывчато, имеет множество различных вариантов.

Культурные достижения индейцев Америки

Культурные достижения народа очень велики, что без них мы не знали бы, что такое картофель и томаты, кукуруза и подсолнух, кофе и какао, не говоря уже о табаке и некоторых иных экзотических продуктах, не столь необходимых людям. Ацтеки строили город на болоте, умели реализовывать достаточно сложные и серьезные ирригационные проекты. Инки создали тщательно продуманную систему централизованной администрации, настолько обширную и эффективную, что их государство часто называют «империей». Но тем не менее исходя из всего того, что нам известно о достижениях цивилизации в Новом Свете, есть все основания твердо заключить, что это была по многим своим параметрам ранняя, даже очень ранняя цивилизация.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы