25 декабря 2019 в 10:53

Некоторые специалисты считают, что к моменту открытия Америки европейцами там было около 500 разноязычных этнических общностей. На севере и юге жили сравнительно отсталые группы. О религии этих народностей пойдет речь в данной статье.

Шаманы и знахари среди индейцев Северной Америки

Начнем с севера. В северных районах современной Канады издревле обитало, а во многих случаях сохранилось и поныне множество этнических общностей и племен, часто говорящих на близких друг другу языках, что свидетельствует об определенном родстве. Среди них — оджибве, атапаски и ряд других. Еще южнее, в районе Великих озер, — группа племен, говорящих на диалектах ирокезского языка. Множество индейцев населяют резервации США: дакота, алгонкины, апачи, пуэбло и многие другие.

Едва ли не для всех жителей севера характерен более или менее развитый шаманизм, причем связи шаманов с миром сверхъестественного никем и никогда не подвергаются сомнению. Все явления природы наделяются невидимой магической силой, что сродни обычному анимизму. Иногда шаманы принадлежат к наследственной группе и передают секреты своего мастерства от поколения к поколению, реже в число шаманов могут попасть те, кого окружающие сочтут за ясновидящего. Главная функция шаманов — знахарская, но на них ложится и много других обязанностей, связанных с исполнением различных обрядов и ритуалов. Для выполнения всех своих многочисленных и часто непростых обязанностей шаманы и знахари обычно объединялись в союз манданов.

Среди шаманских лечебно-очистительных обрядов у северных индейцев большой популярностью пользовались своеобразные сауны, паровые бани, т. е. тесные хижины, где на раскаленные в печи камни лили воду. Влияние этих паровых бань на человека не нуждается в аргументации, но вполне логично, что шаманы приписывали ему решающее воздействие со стороны сверхъестественных сил.

У сравнительно отсталых племен Калифорнии, незнакомых с земледелием, шаманы и знахари не слишком много общались с духами, но зато умели использовать травы с галлюциногенными свойствами, что случалось лишь раз в жизни каждого, во время обряда инициации. При слаборазвитой мифологии калифорнийские индейцы имели весьма смутные представления о сотворении мира (в качестве демиургов выступали то антропоморфные, то зооморфные персоны) и загробной жизни.

Знахарский союз майданов призван играть определенную роль и в магических плясках, которые должны были содействовать успеху на охоте. Естественно, что и в случае военных столкновений аналогичные обряды практиковались все теми же шаманами из союза майданов. Следует заметить, что этот союз у индейцев относился к числу широко известных в местах (в частности, в Меланезии или в Африке), где были распространены мужские тайные союзы. Таинственность была не в самом факте существования союзов такого рода, о чем все хорошо знали, но в эзотерическом характере всего того, что происходило внутри каждого тайного союза. Разумеется, в различных частях света деятельность внутри союзов могла быть разной. В одном случае мужские дома (те же союзы) создавались прежде всего для проведения обряда инициации, в другом для обучения и приобретения квалификации шаманами и знахарями. Но главное, что роднит такие союзы между собой, — это их закрытость ото всех тех, кто не включен в члены сообщества.

У индейцев основной смысл тайных союзов был в объединении шаманов и знахарей, т. е. в данном случае социальной элиты общества. В задачу союзов, насколько это можно предположить, всегда входили обучение профессиональным навыкам и своего рода обмен опытом. Подчас союзы формировались по возрастному принципу, что лишний раз убеждает в том, что это было нечто вроде учебных заведений разного уровня подготовки. Но встречались и союзы иного типа.

У ирокезов, по данным известного антрополога Л. Г. Моргана, существовал союз Ложных лиц, членами которого были избранные, но неизвестные даже друг другу мужчины-знахари, а руководительницей была женщина. Ее все знали и к ней обращались за помощью. Она посылала под маской кого-либо из членов своего союза в качестве анонимного целителя. А у индейцев ходи (пуэбло) антропологи зафиксировали несколько необычный союз Качина, члены которого время от времени организуют красочные церемонии с причудливыми масками. Считается, что этот церемониальный обряд, в котором участвует чуть ли не все население поселка, способствует привлечению внимания сверхъестественных сил и обеспечению благополучия, включая в первую очередь урожаи маиса.

Мифы народностей Северной Америки

Мифы о сотворении мира в той либо иной форме зафиксированы и у остальных индейцев. То два голубя вытаскивают травинку с комом земли из океана, то кусок земли вытащили несколько морских животных. А то даже некий культурный герой (Авонавилона у зуни) достает небо и землю из собственного тела, после чего на земле появляются животные и люди. В космогонических мифах демиургом часто выступает ворон Мель или другое животное, например, норка, паук, кролик, койот.

В мифологии несколько более развитых племен встречаются более распространенные рассказы о сотворении мира. У хопи был демиург Тайова, сотворивший себе помощников, в том числе Паучиху, создавшую из щепотки земли близнецов, которые ушли в разные стороны, чтобы уравновесить мир. И только после этого от отца - неба и матери-маиса родились первые мужчина и женщина. У племен северо-западного побережья распространено представление о птице грома Тсоона, которая научила людей строить дома, ставить тотемные столбы в честь родовых предков (иногда они венчаются изображением самой птицы). У племени мохаве демиургами считаются старший сын неба и земли Матовелия и его младший брат Мастамхо, который, одолев нечисть, распределил среди людей землю и научил мохаве земледелию и гончарному ремеслу.

Вообще культурных героев в преданиях различных племен индейцев много, есть среди них и ловкие трикстеры, и зловещие великаны-людоеды, реже попадаются рассказы о пигмеях. Иногда встречаются упоминания и о перевоплощениях людей в животных, и о странствиях в другие миры.

В мифологии индейцев Северной Америки немало рассказов о миграциях. Делавары повествуют о пути с северо-запада континента на юго-восток, другие племена утверждают, что прибыли из-за моря, а у некоторых перемещения сопровождаются сказочными приключениями (есть племя, которое утверждает, что спустилось в долину Миссисипи со звезд). Во время миграций многие, особенно из индейцев пуэбло, обзаводились своими духами-покровителями качина, способствовавшими плодородию.

Иерархия Богов в религии индейцев Северной Америки

В принципе, у многих индейцев севера нет представлений о четко сложившейся системе богов и духов. Но зато практически все явления природы, как то свойственно многим отсталым народам, наделялись у них магической силой. Есть среди мифов земледельческих племен божества-покровители съедобных растений — маиса, фасоли, тыквы. Вообще духов-патронов и иных духов, как добрых, так и злых, у индейцев предостаточно. Существует даже некое общее представление о мире и природе как о сфере маниту, т. е. о чем-то не просто сверхъестественном, но о пространстве духов, о наполняющей всю природу безликой силе. Эту силу можно задобрить и заполучить себе в союзники — и тогда тебе будет сопутствовать удача. По мнению специалистов, это представление близко к понятию мана у островитян Океании, о котором уже шла речь.

Индейцы американского севера имеют также личных духов-покровителей, обычно приобретавшихся во сне, во время видений в сауне или в процессе инициаций, сопровождавшихся нелегкими испытаниями с приемом наркотических травок. Любое животное, растение, не говоря уже об антропоморфной персоне, которые ему покажутся в этот момент, воспринимаются именно в качестве такого духа, причем не просто духа, но покровителя на всю жизнь. Соответственно устанавливаются особые отношения с этим зверьком или растением. Не приходится и говорить, что отношение ко сну в этой связи у индейцев полно доверия и почтения.

Обряды северных индейцев

Что касается наиболее известных культовых отправлений индейцев, то из них важно отметить явно господствующий культ солнца (в меньшей мере — иных сил природы). Праздник в честь солнца (танец солнца) обычно устраивался в середине лета и сопровождался различными обрядами. Устанавливался высокий столб как символ солнца, а вокруг него — еще несколько столбов со скрепляющими их перекладинами. Вначале в отправлении этого культа основное участие принимали шаманы, члены знахарского союза манданов.

Но со временем обряд широко распространился и стал поистине всеобщим. Собиралось множество людей, в том числе и специально приглашенных. Жертв, тем более кровавых, у индейцев Северной Америки обычно не было. Но во время танца солнца вскоре стало принято, особенно у мужчин, истязать себя, дабы приблизиться к некоему Великому Духу, кому-то вроде трансформировавшегося из идеи о маниту Высшего божества. С культом солнца со временем оказались тесно связанными добровольные изуверские самоистязания, как, например, подвешивание себя к деревянной поперечине ремнями, просунутыми сквозь кожу и собственное тело.

Культовые праздники индейцев Северной Америки

Известны индейцам американского севера культовые праздники. Так, большой популярностью пользуется культ четырех стихий (земля, огонь, вода и ветер), которые графически распределялись по сторонам света и имели каждая свой цвет. Схемы таких стихий чаще всего изображали на специально созданной культовой площадке с помощью окрашенного в соответствующий цвет песка. Возникал крест, иногда (например, у навахов) с дополнительными изображениями, что в целом напоминало свастику. Число «четыре» у индейцев имеет сакральный смысл.

Среди различных форм культовых обрядов выделяются танцы. Их было у каждого племени достаточно много, и все они отличались своими особенностями, не говоря уже о том, что сопровождались соответствующими песнопениями. Обрядом было и курение табака (вспомним трубку мира у Гайаваты). И наконец, несколько слов об обрядах, связанных с земледелием. Уже говорилось, что кровавых жертвоприношений индейцы американского севера не практиковали. Так бывало и при отправлении культа земли. Часто этот культ принимал форму собрания старых женщин деревни, обращавшихся к жившей на луне старухе, покровительнице земледелия, с просьбой об урожае. Но изредка в отдельных племенах, как, например, у пауни, пытались содействовать плодородию с помощью человеческой жертвы (тело девушки разрезали и закапывали куски в разных местах поля). Видимо, это следует считать пережитком далекого прошлого, исключением из обычной нормы.

Представления индейцев Северной Америки о жизни и смерти, о загробной жизни были достаточно разнообразными. Изредка встречалась вера в перерождение после смерти, чаще верили в то, что в загробном мире люди будут жить примерно так же, как живут сейчас, причем статус каждого будет сопоставим с его местом в нынешней реальной жизни. Стоит также обратить внимание на то, что века соседства с европейскими переселенцами не прошли даром, но, напротив, оставили заметный след в верованиях и представлениях индейцев, внеся в них идею о некоем великом танце духов (этот культ был как-то связан с возникшими много позже верованиями мормонов штата Юта), посредством которого они могут очиститься и освободиться от пришельцев.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы