25 декабря 2019 в 10:58

Из числа сравнительно немногих более или менее развитых и внутренне стройных религиозных систем самыми ранними во многих отношениях следует считать мезоамериканские. Термин «Мезоамерика» воспринимается специалистами различно. В нашем случае он будет использоваться для обозначения регионов, в которых возникли очаги цивилизации. В основном эти регионы сосредоточены в районе Мексики.

Древние памятники народов Мексики

Значительная часть социальных верхов государств Мезоамерики была физически уничтожена, а необразованный народ был достаточно быстро христианизирован испанскими и португальскими конкистадорами и в первую очередь в обилии сопровождавшими их католическими миссионерами.

Уцелело лишь незначительное количество текстов, а умевших читать и понимать их вскоре после завоевания не осталось вовсе. Вплоть до XX в. письменность народов Мексики не была расшифрована, да и сегодня она читается далеко не вся. И все же многое в этом отношении сделано. Одна только расшифровка письменности индейцев майя, достигнутая стараниями ряда лингвистов, дорогого стоит. Кроме того, за полтысячелетия, истекшие после открытия Америки Колумбом, и особенно за последние век-другой усилиями специалистов было обнаружено и реставрировано немало ценностей ранней цивилизации народов Мексики.

Отряды современных специалистов (археологи, антропологи, лингвисты и религиоведы) сумели не только расшифровать многие тексты, но и обнаружить следы разрушенных храмов, заставить найденные ими произведения архитектуры и изобразительного искусства ожить и рассказать о себе. Раскопаны и обстоятельно интерпретированы отдельные довольно многочисленные городища, в том числе и те, находки в которых могут пролить свет на религиозные представления и верования народов, о которых идет речь.

Религия древних культур в Мексике

Одной из наиболее ранних цивилизаций считается - культура Чаван с центром в виде раскопанного археологами городища Чаван-де-Уантар. Судя по имеющимся данным, в период расцвета, т. е. уже в начале I тысячелетия до н. э., это городище было, видимо, религиозным и одновременно политическим центром некоей протогосударственной структуры теократического типа, управлявшейся жрецами.

В развалинах храмовых строений найдены места культового назначения, изображения священных животных (ягуаров, змей, кондоров). Время существования культуры Чаван было не слишком долгим. С середины I тысячелетия до н. э. на смену этому центру пришли другие. Из них культура Паракас известна своими тканями с богатым набором изображений людей, зверей, божеств и обрамляющего геометрического орнамента. В полихромной керамике Наска можно обнаружить изображения животных кошачьих пород и змей. К этой же культуре Наска относятся загадочные гигантские полосы, орнаменты и изображения на пустынных плато, которые в их полном виде достигают многих километров и видны при облете территории на самолете. Культура Мочика характерна своими керамическими фигурками, выполненными в виде скульптурных портретов.

Завершает этот перечень культура Тиауанако с центром в районе озера Титикака, наибольшее из всех перечисленных протогосударственных образований. Изображения ягуаров, змей и кондора здесь напоминают те, что были обнаружены в Чаване. Но руины величественных храмов и пирамид близ озера Титикака позволяют заключить, что развитие культуры в этом государственном образовании сделало уже большой шаг вперед, хотя и просуществовало это государственное образование, как и все его предшественники, недолго.

В Мексике и соседних к югу регионах (Гватемала и др.), т. е. в собственно Мезоамерике, древнейшей считается цивилизация ольмеков, возникновение которой датируется первой половиной I тысячелетия до н. э. Ольмеки были знакомы с иероглификой и календарем, а их стелы с изображением ягуаров близки тем, которые характерны для перуанского Чавана. Кроме того, для ольмеков был типичен, как и для их предшественников в этом районе, культ так называемой «богини с косами», как она часто изображается в керамической пластике. Это, видимо, следует воспринимать как изображение некоей богини, которая считалась покровительницей всего животного и растительного мира и от которой зависело процветание общества.

Религия и мифы народностей майя и науа

Параллельно с ольмеками развивалась, правда, пока еще очень медленными темпами, культура майя (вначале протомайя), которая вышла на передний план в качестве одного из самых ярких очагов мезоамериканской цивилизации лишь в I тысячелетии н. э. Примерно в это же время с севера в Мезоамерику пришли науа. Поскольку космогонические представления науа и майя практически идентичны (оба исходят из существования 13 небес и 9 подземных миров), то не приходится сомневаться в определенном взаимовлиянии мифологии обоих народов. В то же время это все-таки очень разные очаги цивилизации с несхожей судьбой.

Пришедшие с севера науа оказались тесно связанными с одним из самых знаменитых центров мексиканской цивилизации — городом Теотиуакан, располагавшимся и процветавшим в первой половине I тысячелетия неподалеку от современного Мехико. Этот огромный город с его гигантскими пирамидами Солнца и Луны, многочисленными проспектами и комплексами крупных жилых построек, храмами и дворцами, а также с гигантской рыночной площадью поражает воображение.

Видимо, в свое время он был крупнейшим церемониальным центром Мезоамерики. Одним из наиболее почитаемых божеств, изображавшихся на фасадах больших храмов города, был крылатый змей (дракон?) Кецалькоатль, почитание которого со временем стало общим для всей Мезоамерики. В середине I тысячелетия город стал клониться к упадку, а через несколько веков на его месте был уже центр новой цивилизации — тольтеков.

Религия тольтеков

Этот новый очаг цивилизации отличался прежде всего усиленным культом все того же великого божества-дракона Кецалькоатля. Но этот бог был не единственным объектом почитания. Согласно сохранившейся мифологии, тольтеки имели достаточно развитую космогоническую теорию. Они полагали, что бог Тонакатекутли со своей супругой Тонакасиуатль родили четверых сыновей, ассоциировавшихся с различными сторонами света и, соответственно, с разными цветами.

Двумя из этих четверых были Кецалькоатль и Уицилопочтли, наиболее известные и почитаемые в Мезоамерике того времени. Кецалькоатль и еще один из его братьев, Тескатлипока, принесли с небес богиню Тлальтекутли, чье тело было заполнено ртами, которыми она отчаянно кусалась. Именно из этой богини они сделали землю, растения, горы, реки. Позже были созданы огонь и половина солнца, а затем Кецалькоатль и Уицилопочтли создали мужчину и женщину, дни и месяцы. Когда же выяснилось, что половины солнца недостаточно для нормальной жизни, Тескатлипока сам стал солнцем.

Существует версия, будто один из тольтекских правителей (возможно, бывший одновременно и первосвященником), Топильцин, управлявший страной сравнительно недолго, около 20 лет в конце X (или IX) в., взял себе второе имя, Кецалькоатль, в честь бога, которому служил. Рассказывают, что он пытался утверждать в стране тольтеков принципы благородства, гуманности и братства людей, выступая, в частности, против кровавых жертвоприношений, что в условиях того времени с его растущей жаждой кровавых жертв в честь разных богов выглядело (если все это было действительно так) неким революционным порывом.

Стоит напомнить в этой связи, что именно отсутствие развитой этической нормы и потоки человеческой крови, проливавшейся жрецами в честь богов, следует считать одним из важных признаков неразвитости американских очагов цивилизации. Не исключено поэтому, что реформы Топильцина могли сыграть очень существенную роль в истории американской цивилизации. Однако этого не произошло. Реформы, насколько можно понять, не были восприняты неподготовленным к ним обществом. А вскоре после Топильцина (если даже не в годы его правления) цивилизация тольтеков пришла к концу. Народ мигрировал куда-то на юг.

Древние верования народов топотеков, ацтеков и сапотеков в Мексике

Самое удивительное в этом, однако, не упадок цивилизации тольтеков, а то, что время существования ее совпало с годами процветания цивилизации майя, располагавшейся по соседству с тольтекской и завершившей период своего процветания практически одновременно с ней в конце I тысячелетия. На передний план вышли на время топотеки, памятником которых считается грандиозная «пирамида ниш» в Тахине. Влияние тольтеков и майя испытали на себе как топотеки, так и очаг цивилизации сапотеков (II- IX вв.). А во II тысячелетии н. э. в центре Мексики оказались ацтеки, тоже выходцы с севера, которые прошли долгий путь в поисках предсказанного им, согласно легенде, места, где они должны были увидеть орла, терзающего змею.

Именно в том месте, где стоит ныне город Мехико, они и увидели это. Там, на островах посреди озера, и был основан ими город Теночтитлан. Вскоре ацтеки подчинили себе весь мексиканский регион, причем именно они были теми индейцами, с которыми столкнулись конкистадоры Кортеса в начале XVI в.

Религия инков и муисков

Завершая рассказ об основных очагах цивилизации в доколумбовой Америке, осталось обратить внимание на инков и муисков. Государство инков, которое нередко за его внушительные размеры и весьма специфическую централизованную структуру именуют империей, возникло примерно в ХII-ХШ вв. на базе давно уже существовавших в регионе Анд многочисленных очагов ранней государственности и цивилизации. Оно заслуживает, пожалуй, наибольшего внимания с точки зрения религиозных верований и кровавых обрядов в честь божеств.

Что же касается муисков, то этот очаг ранней цивилизации возник в районе Боготы и с IX в. отличался развитой металлургией и ювелирным искусством. Большую роль здесь играли жрецы, храмы были чуть ли не в каждом поселении, а среди божеств выделялись Чибчакум, почитавшийся простым народом (муиски именовали себя чибча), и культурный герой Бочика, бывший идеалом правящей элиты.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы