25 декабря 2019 в 11:24

Сравнительно поздняя цивилизация инков была результатом этнического и цивилизационного смешения ряда народов северной части Южной Америки, ее перуанско-андского побережья. Тауантинсуиу, или «империя», а проще — государство инков возникло на сложной и смешанной этно-цивилизационной базе примерно в XII-ХIII вв. и достаточно быстро распространило свою власть на большую территорию Южной Америки, подмяв под себя многочисленные населявшие ее народы, находившиеся на разном уровне развития.

Государственное устройство цивилизации инков

Главным привилегированным этносом в государстве были сами инки, умело наладившие управление огромной страной. Они, подобно древним ассирийцам в Старом Свете, впервые стали практиковать в массовом масштабе раздробление и переселение частями особо непокорных завоеванных племенных групп. В стране были построены тысячи километров мощеных дорог, позволявших наладить хорошую связь даже с окраинными ее районами. Письменность здесь заменяло так называемое «узелковое письмо», существовала налаженная почтовая служба и даже общегосударственная статистика, наличие которой при отсутствии развитой письменности, хотя бы пиктографической, несколько удивляет.

На местах подданными Великого Инки (Единственного Инки) управляли местные вожди ку- раки, в центре власть была в руках инков, прежде всего знати, родни правителя («инки по крови») и заслуженных чиновников и жрецов из числа соплеменников («инки по привилегии»). Глава государства был обожествленным наследственным правителем, сыном солнца (до вторжения испанцев всего их было 12).

Храмы инков

В столице, Куско, было много дворцов и храмов, красивых улиц и площадей. Со всей страны в нее свозилось все самое ценное и имевшее священный характер (уака). Сам Великий Инка считался уака и равным богу-демиургу Виракоче, рожденному из вод озера Титикака. Виракоче был посвящен огромный храм в городе. А вообще храмы в столице инков имели несколько необычный характер. Они не предназначались для посещения людей. В них жили жрецы и девы-весталки (девы солнца), которые со временем, однако, могли стать женами высокопоставленных деятелей государства. Все это, естественно, требовало средств. Крестьяне в общинах часть своего урожая со специального «поля инки» отдавали в государственные закрома, а с «поля солнца» — на нужды жречества.

Храм Солнца в столице был впечатляющим сооружением, облицованным золотыми плитками. Именно здесь ежегодно приносились кровавые жертвы — 500 юношей и девушек, иногда 10-летних детей (предпочитаемый возраст) закапывали живьем в честь божества. Принесение жертвы обставлялось весьма торжественно, а сами принесенные в жертву считались чуть ли не святыми, отдавшими свою жизнь во имя процветания государства и народа и заслужившие за то вечное блаженство на небе. Жрецы, заботившиеся о храмах и жертвах, являли собой могущественную корпорацию, а верховный жрец, как правило, был близким родственником Великого Инки.

Древняя религия инков

Космогония инков несколько отличалась от других. Считалось, что земля существовала извечно и состояла из трех миров — верхнего, небесного (там жили боги и достойные умершие инки), наземного и подземного. Роль мирового дерева исполняли две огромные змеи, одна из которых, выползая наружу, становилась деревом, тогда как вторая — рекой.

На верхнем уровне одна змея становилась молнией, а другая — радугой. Вторая несла на себе отчетливые следы влияния других мифологий с их несколькими этапами становления мира. Первоначально его населяли люди Виракочи, которые очистили землю от змей, хищников, каких-то карликов и стали возделывать землю. Потом появились некие «древние люди», уже, видимо, не бывшие непосредственным творением Виракочи, здесь не упоминаемым. Они умели строить дома, каналы и поклонялись богу молнии. За ними пришли «дикие люди», которые строили дороги, умели ткать, добывать металл, разводить скот. У них было войско, и поклонялись они богу-демиургу Пачакамаку. Погибли все эти люди в результате потопа. На смену им пришли воины, жившие в горах. И только после всего этого Виракоча создал современных людей с их земледелием, городами, храмами и т. п.

Мифы цивилизации инков

К космогоническим мифам вплотную примыкают и другие рассказы, в частности о происхождении людей. Их было несколько. Один из вариантов: отец-солнце и мать-луна послали на землю сына и дочь. Сын стал первым инкой, дочь — его женой. Вообще в мифологии инков, очень много заимствовавшей от их предшественников кечуа, почитались земля и вода, а также многочисленные духи. Что касается душ умерших, то они уходили в некую «землю немых» через пропасть по мосту из волоса, причем их сопровождали черные собаки. Считалось также, что похороненные мертвые прорастали и выходили из земли в виде живых людей.

В пантеон инков и кечуа кроме демиурга Виракочи, созданных им Солнца, Луны и иных светил входили также божества грома и созвездия Плеяд. Бог грома, разбивая камнем небесный сосуд с водой, обеспечивал землю дождями. Этот же бог ведал молниями и не оставлял без своего внимания звездный мир, будь то Млечный Путь или Южный Крест.

Вообще инки чрезвычайно глубоко интересовались астрономией и на базе различных выкладок по поводу Млечного Пути или иных звезд и звездных скоплении оыли склонны рассуждать столь же основательно, как майя разрабатывали календарь. Звездные поиски инки связывали с геомантическими и приписывали имевшие к этому события все тому же Виракоче, который в мифологии инков сохранился как реально существовавший старик, являвшийся людям и вступавший с ними в зависимости от обстоятельств в различные отношения.

Следует заметить, что священный центр в Тиуанако близ озера Титикака имел усеченную пирамиду из семи уровней, а также подземную часть, созданные и сориентированные в соответствии с космологическими представлениями инков, которые в этом пункте имели, видимо, некоторое сходство с представлениями майя.

Организованность цивилизации инков

Завершая рассказ об инках, стоит отметить стройность и организованность их общества, а также то несколько необычно звучащее мнение (в частности, высказанное М. Элиаде), что «устройство империи инков во всем напоминает рациональную утопию», которая, скорей всего, оказала «влияние на Томмазо Кампанеллу». Правда, аргументация этого тезиса не развернута, но само мнение заслуживает упоминания, ибо рационально-утопическая струя в этом обществе действительно весьма заметна. Она видна хотя бы в казарменно-коммунистической организации быта людей.

По некоторым подсчетам, на каждые 10 тыс. семей в этом государстве приходилось 3333 чиновника, что кажется невероятным и, в частности, намного превосходит число мелких и чуть более высоких общинных начальников, патриархов, старейшин и различного ранга чиновников, которые существовали в Китае, известном своей суперрациональной внутренней структурой, высоким уровнем социальной дисциплины подданных сына Неба и эффективной системой организации администрации.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы