25 декабря 2019 в 11:27

Ацтеки, как и многие другие миграционные потоки, спорадически проникавшие в процветающую Мезоамерику с гораздо более скудного севера, принадлежали, насколько можно судить, к огромной этнической общности науа.

Цивилизация ацтеков на древней карте мира

Это была последняя в истории доколумбовой Америки массовая миграция, но она принесла с собой серьезные изменения в судьбах тех очагов ранней цивилизации, которые здесь к тому времени уже давно сложились и расцвели. После длительных странствий, занявших едва ли не полтора века, ацтеки в 1325 г. (хронология индейцев Мезоамерики скрупулезна и точно переведена на современный европейский календарь) увидели в районе современного Мехико предсказанную им, согласно легенде, картину — орла, терзающего змею, и, как о том уже было упомянуто, осели именно в этом районе, основав свою столицу Теночтитлан посреди озера.

Укрепившись и освоившись на новом месте жительства, ацтеки стали проявлять свою агрессивность по отношению к наиболее сильным соседям. Встав во главе объединения трех урбанистических структур (Теночтитлан, Тескоко, Тлакопана), они успешно выступили против могущественных тепанеков, которые были уничтожены едва ли не полностью. Союз же трех городов оказался основой все расширявшегося государства ацтеков, захватившего многие из тех мест, где прежде обитали давно уже ушедшие оттуда майя и тольтеки. На первых порах пришедшие в Мезоамерику ацтеки вели себя как варвары и уничтожали многие следы прошлых цивилизации. Впрочем, стоит обратить внимание на то, что варварские наклонности ацтеков, проявлявшиеся еще до строительства города, не слишком противоречили тем нормам, что были приняты в Мезоамерике до их прихода.

Однако довольно быстро они освоились и сделали немалый шаг вперед в своем развитии. Символом создания нового ацтекского очага мезоамериканской цивилизации как раз и был Теночтитлан, т. е. современный Мехико. Начнем с того, что, согласно легенде, само возвышение ацтеков тесно связано с одним из наиболее почитавшихся в Мезоамерике божеством Уицилопочтли. Суть легенды в том, что будто бы одна почтенная женщина, «носившая юбку из змей» и давно уже бывшая вдовой, была задета упавшим с неба красивым пером, от которого она забеременела. Ее взрослая дочь (ее имя — Луна) рассказала об этом братьям (звездам), которые примчались убить мать, опозорившую их семью. Но мать спряталась в храме, а чудесным образом очень быстро родившийся у нее сын оказался богом Уицилопочтли, который быстро расправился с родственниками и стал богом солнца и войны. Мать его стала почитаться богиней земли, которая каждое утро рождает солнце, а оно в свою очередь разгоняет с неба луну и звезды. Став таким образом народом солнца и войны, ацтеки и выступили в свой долгий путь на юг. А оказавшись на месте и построив свой город, они прежде всего начали приносить кровавые жертвы солнцу, что как раз и было широко распространено в Мезоамерике.

Основа легенды, вне сомнения, специфически ацтекская, но многое в нее, видимо, было вписано задним числом. В частности, это касается кровавых жертв солнцу. Одной из первых таких жертв, в точности напоминавших обычаи майя, был захват хитростью дочери одного из соперничавших с ацтеками вождей под предлогом ее обожествления. Дочь была убита, с нее сняли кожу и надели на жреца. А когда отец девушки прибыл навестить ее, то разъярился. Началась война, и ацтеки вынуждены были бежать и скитаться до тех пор, пока не нашли убежища на болоте (именно здесь орел терзал змею), где оказался остров, на котором и был выстроен Теночтитлан.

Став основателями нового центра, ацтеки энергично присоединяли к себе соседние земли. Очередная легенда гласит, что своим предводителем они выбрали одного из потомков тольтеков. Под руководством основанной им династии ацтеки успешно расширяли захваченную ими территорию, пока не овладели практически всей территорией современной Мексики. Власть правителя государства становилась все прочней, а окружавшие его вожди подвластных ему народов постепенно теряли свои прежние привилегии, в частности право хотя бы формального участия в утверждении очередного правителя на его троне.

Все мужчины в государстве ацтеков были храбрыми воинами и с детства мечтали стать ими. Специалисты отмечают редкую воинственность этих людей, которые подчас саму свою жизнь (подобно современным палестинским шахидам) рассматривали лишь как некое преддверие героической смерти. Смерть в сражении и на жертвенной площадке (с вырезанием сердца у живого) считалась особенно почетной и желанной, ибо, приняв ее, человек мог рассчитывать на то, что его душа займет почетное место на одном из небес.

Мифы ацтеков

Религиозные представления, мировоззрение и мифология ацтеков были во многом заимствованы от их предшественников, что и естественно. В их пантеон вошли могущественный Кецалькоатль, когда- то в мифологии тольтеков создавший землю, и многие другие божества Мезоамерики. Как и их предшественники, ацтеки свято верили, что мир создавался не единожды, а по меньшей мере четыре-пять раз, причем каждый раз божество солнца менялось.

  • на первом этапе, завершившемся победой ягуаров над гигантами, им был Тескалипока (у тольтеков помогавший Кецалькоатлю создать землю);
  • на втором, когда люди превратились в обезьян, им стал сам Кецалькоатль;
  • на третьем, завершившемся всемирным пожаром, им был Тлалок;
  • на четвертом, закончившемся потопом и превращением людей в рыб, — богиня вод Чальчиутликуэ.

На последнем, нынешнем этапе божеством солнца стал Тонатиу. Создать последнее солнце (а вместе с ним и новых людей) оказалось нелегким делом, над которым упорно трудились чуть ли не все собравшиеся для этого на равнине Теотиуакан божества. Чтобы новое солнце стало двигаться, необходима была кровь. Божества не остановились перед тем, чтобы отдать солнцу немного собственной крови. Так кровь и у ацтеков стала основой для нормального функционирования всего мироздания.

Не совсем понятны не только столь частая смена богов солнца, но и исчезновение из их рядов главного среди них — Уицилопочтли, который явно оставался едва ли не наиболее почитавшимся у ацтеков. Но факт остается фактом, так же как и привычное для Мезоамерики деление мира на 13 небес и 9 подземных миров, а также деление мира на центр и четыре стороны света.

Религия и Боги ацтеков

Что касается пантеона богов ацтеков, то он был настолько велик, что сложно пытаться перечислить всех входивших в него божеств различных рангов. Все божества достаточно легко перемещались в пространстве, включая небеса и подземный мир.

Интересны представления ацтеков о рождении людей, которые связывались с эманацией божества Ометеотля, обеспечивавшего жизненной энергией зародыш еще в матке матери. После смерти человека находившаяся в его сердце божественная энергия отправлялась в мир мертвых. Частица божественной энергии существовала во всем окружавшем людей мире, включая не только растения и животных, но также окружавший людей ландшафт, в том числе их города и храмы.

Религиозные обряды ацтеков

Храмы были центральным объектом заботы ацтеков. Это видно при первом взгляде на Теночтитлан, будущий Мехико. В нем строились всё новые и новые храмы, причем их количество исчислялось сотнями. Каждое из божеств, в чью честь строились храмы, нуждалось в человеческой крови. Есть сведения, что после сооружения «великого храма» в честь Уицилопочтли в центре Теночтитлана было принесено в жертву свыше 80 тыс. человек, хотя эту цифру некоторые авторы считают преувеличенной. Едва ли стоит спорить. Главное в том, что считалось нормальным и естественным питать божеств, в чью честь создавались храмы, свежей человеческой кровью.

Частично для этого использовались пленники или обычные простолюдины, но иногда, в особо торжественных случаях, — специально отобранные красавцы, целый год заботливо обихаживавшиеся жрецами и считавшиеся своего рода высшим образом человека, человекобогом. Во всех случаях жрецы ацтеков предпочитали использовать для умерщвления предназначенных к смерти старый способ майя: обреченным разрезали грудь, вырывая оттуда дымящееся сердце — ту самую часть тела, где таилась некая божественная энергия. И кровью сердца обрызгивали изображение божества, после чего тело отдавалось на каннибальское потребление собравшейся лицезреть обряд толпы.

Стоит обратить внимание на то, что человеческой крови в честь своих богов и вообще при любом удобном случае воинственные ацтеки проливали больше, чем все остальные народы древних очагов цивилизации Америки. Дело доходило до того, что все, буквально все, вплоть до правителей обязаны были время от времени истязать свое тело (прокалывали губы, уши, языки и т. п.) ради удовлетворения богов. А каннибализм во время жертвоприношений был чуть ли не обязательным: людей буквально вынуждали съесть часть трупа, казненного с несколькими зернами маиса в качестве своего рода причастия в честь богов.

Государство ацтеков долгое время было не только сильнейшим, но и практически единственным на территории большей части Мезоамерики. Единственное, что (опять-таки, если верить легенде) смущало могущественных его правителей, так это предсказание о скором возвращении бога Кецалькоатля, который должен был занять трон в Теночтитлане. Куда и почему удалился бог, как, когда и откуда он должен был вернуться, каким образом возникла легенда и стоит ли ей верить — вопрос особый, не раз подвергавшийся обсуждению специалистов. Но тем не менее легенда не умирает и постоянно связывается с появлением испанцев, с именем Кортеса, которого будто бы приняли за Кецалькоатля, что и помогло ему с его сравнительно небольшим (около полутысячи конкистадоров) отрядом на никогда не виданных в Америке до того лошадях столь легко расправиться с правителем воинственных ацтеков Монтесумой и всеми его подданными.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы