25 декабря 2019 в 10:12

Изучение австралийских аборигенов началось давно, но не угасает и в наши дни. Это и неудивительно: во-первых, они являют собой наглядный образ древнейшего прошлого человечества, что всегда привлекает антропологов, а во-вторых, они гораздо доступней для контактов, чем, скажем, сопоставимые с ними индейцы дебрей Амазонки, куда попасть практически невозможно.

Религиозные обряды аборигенов Австралии

Первые европейцы, изучавшие быт аборигенов, зафиксировали у них организации в форме бродячих локальных групп с четкими половозрастными различиями внутри каждой из них. Господствовал парный брак, особым почтением пользовались старики, за долгую жизнь охотника обретавшие немалый престиж. Австралийцы делились на ряд этнических общностей, лишенных вождей, а каждая такая общность насчитывала несколько десятков кровнородственных коллективов, объединенных своим тотемом, с соответствующими экзогамными брачными запретами и прочими табу. Как уже говорилось, именно на примере аборигенов Австралии антропологи изучали тотемизм и систему табу, следы которых затем находили у многих иных отставших в развитии народов.

Распространение тотемизма в его различных модификациях дает основание полагать, что эта форма религиозных представлений была у аборигенов Австралии главной и господствующей. В пользу этого свидетельствуют и многочисленные мифы о тотемах, точнее о тотемных предках, чаще всего имевших териоантропоморфный облик и отличавшихся сверхъестественными способностями (превращаться в камень, уходить под землю и т. п.).

В своих религиозных обрядах австралийцы нередко изображают сценки из жизни их тотемных предков. Они верят в то, что в каждом из них есть частица тотема, что тотем может передаваться по мужской либо по женской линии, а в этнической общности аранда существует даже поверье, что в определенных местах помещаются тотемные зародыши ратапа, которые могут войти в тело женщины, если она пройдет мимо. В этом случае ее ребенок (если он появится на свет в соответствующий срок после этого) будет принадлежать к тотему той местности, где в ее тело вошел зародыш.

Большое значение придается обряду инициации, который в каждой общности проводится отдельно и длится достаточно долго, как для мальчиков, так и для девочек. Для мальчиков он сопровождается весьма болезненными испытаниями (обрезание, выбивание зубов, бросание в костер и т. п.). Именно в это длительное время инициации испытуемых посвящают в мифы данной общности, причем не только тотемистические.

Мифы аборигенов Австралии

Мифы данного тотемного кровнородственного коллектива обычно считаются именно его достоянием и разглашению не подлежат. Кроме мифов подрастающее поколение учится обрядам и церемониалу с посвящением в их смысл. А по окончании испытаний и обучения каждый получает новое — взрослое — имя, остающееся его сокровенной тайной.

Кроме тех своих мифов, которыми обладает каждый из тотемных коллективов, австралийские аборигены знакомы и с некоторыми общими для всех и открытыми каждому преданиями о далеком прошлом. В эпоху некоего первоначального мифологического времени в мире обитали сверхъестественные существа и было положено начало жизни как людей, так и всего окружающего их животного и вообще природного мира с его нормами существования и основными принципами повседневного поведения. По данным М. Элиаде, для одних австралийских общностей первоначальность ассоциируется с неким Небесным Отцом, известным под различными именами и считающимся демиургом, создавшим некогда все, начиная с обустройства жизни на земле и кончая мифами и обрядами. Именно он живет на небе, где и встречает души умерших. Другие склонны воспринимать первоначальность как некую эпоху сновидений, в которой основную роль играли тотемные предки (хотя существование Отца не отрицается). Именно выход из-под земли тотемных предков позволил появиться солнцу на небе и тем положил начало жизни.

Есть у австралийцев мифы о происхождении смерти, причем и в этом случае для тотемных предков существуют исключения: они могут воскреснуть и даже имеют потенции для своеобразной реинкарнации. Дело в том, что они способны превращаться в чуринги, т. е. в духов, которые живут среди людей и передают частицу своей духовной субстанции каждому родившемуся в соответствующем кровнородственном коллективе ребенку, что и связывает этого ребенка с его тотемом. К слову, кровнородственный коллектив — наименование условное, ибо члены его могут географически находиться достаточно далеко друг от друга, тогда как локальная группа, из которых состоят общности австралийцев, не может быть кровнородственной, ибо всегда состоит из представителей разных тотемных коллективов.

Колдуны и знахари Австралии

У австралийских аборигенов есть свои колдуны и знахари, которым иногда приписываются сверхъестественные способности, есть и представления о злых духах с их кознями, причем в случае болезни или смерти австралийские аборигены подчас ищут врагов, виновных в этом, и идут к ним мстить. К числу такого рода врагов чаще всего относятся обитатели соседних территорий, с которыми жители данной группы более или менее знакомы. Знахари в общении с больными широко используют приемы лечебной магии. Существует у австралийцев и традиционная промысловая магия с изображениями удачной охоты. В заключение стоит напомнить, что хорошо известные всем бумеранги применялись австралийцами (возможно, были и изобретены именно ими) для охоты.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы