24 декабря 2019 в 18:47

Первобытный дикарь, — это уже человек разумный, мыслящий, способный к определенному анализу, осмыслению конкретной ситуации, практического опыта, закрепленного в регулярной деятельности. Крайне скудный запас знаний, страх перед окружавшим его чем-то необъятно неведомым, полная зависимость от сил природы, прихотей и окружающей среды и т. п. — все это неизбежно вело к созданию первой религии и магии.

Верования в древних людей в жизнь после смерти

Становление религиозных представлений можно продемонстрировать применительно к верхнепалеолитическому сапиентному дикарю двумя важными нововведениями, характерными именно для его эпохи.

Во-первых, это практика захоронений. Пещерный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем покойники проходили через обряд определенной подготовки их к загробной жизни: тело их покрывали слоем красной охры, рядом с ними клали предметы обихода, украшения, утварь и т. п. Это означает, что хоронивший своих умерших коллектив уже имел зачаточные представления о загробном существовании. И сколь бы смутными еще ни были эти представления, из них явствует, что загробная жизнь казалась верхнепалеолитическим людям продолжением жизни земной. Другими словами, в эпоху верхнего палеолита, когда жили первые десятки и сотни поколений сапиентных людей, уже сложились идеи о существовании наряду с реальной жизнью иного мира — мира умерших и духов: видимо, считалось, что покойники могут как-то влиять на жизнь живых (чем, в частности, и объясняется особая забота о мертвых).

Магия пещерной живописи

Во-вторых, это практика магических изображений в пещерной живописи, появившейся именно с началом верхнего палеолита, с возникновением сапиентного человека. Подавляющее большинство известных науке пещерных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных, либо людей, ряженых в животные шкуры, а то и просто полулюдей-полуживотных.

Эти изображения свидетельствуют о том, что первобытные люди верили в существование сверхъестественных связей между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью магических приемов — быть может, с помощью обладающих могуществом в загробном мире, мире духов, их покойных предков либо при содействии уже появлявшихся в группах первобытных людей посредников между живыми и умершими, т. е. колдунов и шаманов.

Эти связи между людьми и животными, опосредствованные к тому же известным верхнепалеолитическому человеку примитивным, но достаточно распространенным культом плодородия и размножения (статуэтки женщины-матери с подчеркнутыми половыми признаками часто встречаются на стоянках пещерных людей, раскапываемых археологами), получили в представлении первобытных коллективов на стадии их трансформации из орд человекообразных существ в кровнородственные коллективы вполне определенное религиозное осмысление.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы