Магия | Физиогномика | Хиромантия | Биоэнергетика » Религия » Ведическая религия: мантры, ритуалы » Религия и быт жителей Океании – папуасов и меланезийцев

25 декабря 2019 в 10:15

Ближайшими соседями австралийских аборигенов (не столько в географическом, сколько в историко-культурном плане, по уровню развития) были многочисленные народы Океании. Географически и в языковом плане Океания, оставляя в стороне небольшие отдельные островки, состоит из множества архипелагов, населенных говорящими на малаиско-полинезийских языках этническими общностями Меланезии, Микронезии и Полинезии. Отдельно стоит выделить папуасов Новой Гвинеи с их собственными языками.

Религия и быт жителей Новой Гвинеи

Наиболее отсталыми из всех них и по ряду параметров близкими к австралийцам являются жители расположенного чуть к северу от австралийского континента жители Новой Гвинеи. С описания религиозных представлений именно их и целесообразно начать.

Папуасско-меланезийские этнические общества и племена, расположенные в основном неподалеку от Австралии, отличаются от австралийцев некоторыми особенностями, поскольку эти народы в социальном и даже политическом плане несколько более развиты (явно за счет влияний со стороны соседних с ними народов Индонезии и Малайского полуострова), достигли значительно более высокого уровня производственных возможностей и в большинстве даже уже живут оседло, что характерно для поселенцев неолита.

Их основное занятие — рыболовство, но они знакомы и с клубнеплодным земледелием, выращиванием домашнего скота, главным образом свиней, иногда с ремеслом; в некоторых случаях у них встречаются достаточно четко выделившиеся вожди или колдуны, выполнявшие функции предводителей-вождей, и т. п. Неудивительно, что их религиозные представления несколько отличаются от австралийских, хотя во многом и близки им.

Колдовство среди папуасов

Папуасы очень боятся колдовства и любого близкого к нему вреда (оним), которого можно ожидать откуда-либо, в том числе даже из соседней деревни. И в то же время все они более всего склонны заниматься магией — хозяйственной, лечебной, вредоносной и т. п. Если сопоставить одно с другим, то несложно понять, почему боязнь колдовства их так волнует. Ведь никогда не знаешь, что на тебя нашлют другие, нарочно или по неосторожности. Своих умерших предков по меньшей мере часть папуасов (остров Танна) склонны считать духами-патронами, причем вслед за старейшиной коллектива все патриархи, главы семейно-клановых хозяйств, в определенное время обычно обращаются к ним, принося скромные жертвы и прося о здоровье и плодородии.

Повышенное внимание к умершим находит выражение и в том, что папуасы часто хранят их черепа, а иногда изготовляют деревянные футляры-фигурки предков, корвары, куда вкладывают черепа. Н. Н. Миклухо-Маклай встречал у папуасов и просто деревянные фигурки, изображавшие предков. Это нечто среднее между фетишами и идолами. В любом случае фигурки изготовляли не зря. Им приписывалась, видимо, немалая магическая сила, как охранительная, так и производящая.

Религиозные обряды папуасов Новой Гвинеи

Что касается анимистических или тотемистических взглядов, то именно они близки к австралийским, разве что тотемизм играет меньшую роль. Следует заметить, что обряд инициации у папуасов, которому они всегда уделяли и уделяют большое внимание, не столь страшен и таинствен, как в Австралии, и состоит не столько из трудных испытаний и мучительных операций, сколько из плясок в масках, в ходе которых посвящаемые знакомятся с преданиями и верованиями данной тотемной группы. У папуасов существует (как и у некоторых австралийцев) дух-покровитель инициаций, иногда даже два: один помогает, а другой занят как бы умерщвлением тех, кто еще не прошел обряд, и возрождением их в новом виде после обряда. Существует и дух, который будто бы наказывает тех, кто разглашает тайну посвятительных обрядов.

В обряды и пляски, связанные с инициацией, образно, иногда и вербально, вписаны многочисленные мифологические повествования, которые являются, как правило, достоянием лишь мужской половины населения. В папуасских мифах представлены первопредки (это могут быть и люди и, скажем, солнце и луна, причем то и другое подчас вплетено в единый космогонический миф), культурные герои с их связями с тотемными предками, примитивные представления о небе и подземном мире мертвых. В мифах есть место представлениям о происхождении людей (очень разные варианты), о борьбе героев с чудовищами, о героическом веке прошлого, о духах-покровителях всего живого, об общении живых с духами умерших и т. п. В целом мифология папуасов достаточно разнообразна и богата.

Религия и быт меланезийцев

Меланезия, куда географически обычно включают и населенную в основном папуасами Новую Гвинею, — это большая часть Океании с множеством крупных архипелагов и немалым населением, этнически и в культурном отношении — равно как и по уровню развития — достаточно пестрым. Как и у папуасов, у большинства меланезийских этнических общностей широко распространен культ умерших предков.

Выявленный Б. Малиновским, проведшим немало времени на Тробриандских островах, смысл поклонения предкам там исходит из того, что у каждого умершего есть два духа, причем один из них после смерти живет неподалеку от деревни и нередко пугает ее обитателей различными проказами, тогда как другой отправляется в страну умерших, расположенную на одном из островов, где обретает новую жизнь, будучи вместе со всеми такими духами невидимым для местных жителей. В своем невидимом мире он может снова жениться и прожить еще жизнь, время от времени невидимым навещая свою родную деревню, участвуя там в праздниках и посещая родственников в их снах. После своей второй смерти он превращается в человеческий зародыш и — наподобие того как это было у австралийцев аранда, проникает в чрево женщины. Родившись заново, он становится обычным ребенком.

Столь странная смесь культа предков с идеей реинкарнации, не говоря уже о невидимой жизни и посещениях родной деревни, очень любопытны и явно свидетельствуют о сильных и разнообразных влияниях на островитян извне. Культ вождей — там, где они уже появились, как, например, среди маорийцев в Новой Зеландии (стоит заметить, что Новая Зеландия может быть включена и в Меланезию, и в Полинезию, а вне ее вожди и тем более культ вождей в Меланезии редки), — очень тесно связан с идеей табу. Пример, свидетельствующий о табуировании пищи вождя у маори, уже приводился выше, когда речь шла о том, что нарушение табу может привести провинившегося к смерти от одной только мысли о том, что он натворил. Но табу подчас налагается и шире — например, на землю, на которую нельзя ступать вождю, иначе по ней не смогут ходить другие (вождя несут на носилках), и т. п.

Вообще вожди, которые, судя по всему, появились на островах Меланезии сравнительно недавно, имеют очень высокий престиж, что и сказывается на всех связанных с ними табу. На некоторых островах (Тонго) принято считать, что только они, т. е. их души, продолжают жизнь после смерти и поэтому их, эти души вождей, следует почитать как нечто божественное. Это представление логично ведет к сакрализации личности и функции вождя, что является естественным результатом процесса раннего политогенеза. Неудивительно в этой связи и то, что после погребения вождя на месте захоронения ставились идолы, символизирующие божественную сущность сакрализованного правителя, не говоря уже о том, что здесь же совершались торжественные обряды и приносились жертвы в его честь.

Магия жителей Меланезии

Как и среди папуасов, у остальных меланезийцев широко распространены различные магические приемы. Спецификой магии в Меланезии является ее избирательность: в одних случаях она необходима, а в других, аналогичных, — не только не обязательна, но и вообще не нужна. Можно предположить, что важность магии возрастает по мере роста опасности промысла или сложности занятия тем либо иным делом. Охота на акул, например, невозможна без магических приемов, как и изготовление каноэ или посадка маиса — основной культуры островитян.

А посадки обычных огородных культур либо прибрежное рыболовство на мелкую рыбу вполне обходятся без нее. Зато здесь, в Меланезии, есть даже своего рода профессионалы в области различных видов магии и культа — лекари, специалисты по земледельческой либо строительной магии (чтобы лодки были хороши) и т. п. Часть колдунов передают свое искусство по наследству и имеют высокий престиж, близкий к престижу вождей.

На некоторых островах Меланезии существуют, пусть еще в зачаточном виде, тайные мужские союзы, члены которых активно практикуют различные виды магии, часто носят пугающие маски, изображая духов (союз Дук-Дук на архипелаге Бисмарка) и вымогая у соплеменников различные ценности (раковины и пр.). Мифология в Меланезии известна главным образом повествованиями о культурных героях, в частности о близнецах, один из которых умен и творит, а второй глуп и все портит. Иногда культурные герои выступают в виде тотемных животных, иногда это обычные люди. Есть среди меланезийских мифов немногочисленные космогонические повествования, великое множество рассказов о духах умерших и духах- покровителях, о способности духов и умерших к реинкарнации, что тесно связано с тотемизмом. Но главное, чем отличаются меланезийские мифы и вообще религиозные верования, — это представление о загадочной сакрально-волшебной силе мана.

Мана тесно связана с широко распространенной в Океании магической практикой. Она являет собой некую особую, безликую и сверхъестественную жизненную силу, которая встречается и у людей (они чаще всего могли унаследовать ее от предков), и у духов, и у других существ и даже веществ. Мана может быть в обыкновенном камне: если зарыть его в огороде, он будет способствовать хорошим урожаям. Но чаще всего это нечто, что определяет успех человека в жизни. Есть успех — значит, у него есть мана. Количество ее пропорционально престижу и месту данного человека в обществе. Мана может действовать как на благо людям, так и во вред им, причем, как следует полагать, все зависит в конечном счете от того, кто ею обладает. Важным свойством ее является переменчивость, своеобразная текучесть. Ее можно приобрести, но можно и утратить. Создается впечатление, что мана может по какой-то причине переходить от одного объекта или субъекта к другому.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы