25 декабря 2019 в 12:46

В качестве сектантов в самом начале правления сасанидской династии выступили манихеи, сторонники широко известного вероучителя Мани.

Духовный учитель Мани – создатель манихейства

Мани не именовал себя пророком, хотя и выступил в роли первооткрывателя новой религиозной идеи, правда во многом сходной с древнеиранской религией. В отличие от митраизма, который был мощным, но сравнительно кратковременным выплеском именно иранской религии, что способствовало росту ее престижа в мире, манихейство оказалось в сущности ересью, что и определило его судьбу.

Это учение тоже вышло далеко за пределы Ирана, причем распространилось не менее широко, чем митраизм, от Европы до Китая, а просуществовало намного дольше, почти тысячелетие, не говоря уже о том, что в VIII в. оно на несколько десятилетий стало официальной религией государства уйгуров. Но для иранской религии оно все же было не просто чужим, но ересью, с которой следовало бороться, так как она компрометировала зороастризм. Почему же так? В чем смысл манихейства, и что в нем оказалось неприемлемым для иранского дуализма?

Суть манихейства

Созданное Мани вероучение, характеризуемое в наши дни как система теософского синкретизма, оказалось достаточно жизнеспособным, получив распространение во многих странах. Суть синкретической системы Мани в самом кратком ее изложении сводится к тому, что окружающий мир — арена жестокой борьбы двух начал, добра и зла, света и тьмы, причем силы зла одолевают мир добра, почему и следует удесятерить усилия, направленные против них. Казалось бы, идея очень близка иранскому дуализму. Но на поверку вышло не так. Манихейский дуализм на деле оказался весьма отличным от зороастрийского, как и вся система взглядов Мани была вовсе не сходна с существовавшими до него.

Начнем с того, что главное для Мани — истина, являвшаяся в мир время от времени и представленная немногими избранными посланниками божественной силы, апостолами, открывавшими всем эту истину. К числу апостолов он относил примерно десяток великих начиная от Адама и нескольких других ветхозаветных персонажей, в частности Авраама, и кончая Зороастром, Буддой и Иисусом. Себя он считал последним, причем отличным от всех своих предшественников тем, что роль его должна проявиться не в отдельном регионе, но во всем мире. Свет истины, который нес миру Мани, абсолютен и совершенен. В чем именно его совершенство?

Во-первых, Мани, опиравшийся на иранский дуализм как на первооснову своего учения, категорически отверг довольно распространенную в сасанидском Иране мифологему о Зрване как родителе двух братьев-близнецов — Ормузда и Аримана. Согласно его представлению, мир света и добра не мог иметь ничего общего (включая и родителя) с миром Тьмы и Зла. А во-вторых, он настаивал на том, что эти двое не просто антагонисты, а символы двух принципиально различных миров, из которых один ассоциируется с духовным началом, а другой — с материальным.

Своеобразная эсхатология манихейства исходит из того, что главное происходящее в мире — это сменяющие друг друга три длительных периода. Сначала существует идеальное равновесие между силами света наверху и тьмы внизу, затем — это и есть настоящее время — идет непримиримая борьба между этими силами, которые смешиваются друг с другом, причем успех сопутствует то добру, то злу. А в завершающем (будущем) времени все закончится победой света, который навсегда очистится от примеси тьмы.

Манихейская этика

Вероучение Мани, проповедовавшее пассивные методы борьбы за спасение человечества и вроде ничего опасного для сасанидского зороастризма не представлявшее, вначале было даже поддержано властями. Оно пользовалось успехом. Возникали всё новые и новые общины верующих, стремившихся всеми силами поддержать мир добра в его столь трудной борьбе с силами зла. Манихейская этика предписывала «избранным» членам общин, статус которых напоминал монашеский, избегать трех зол («печатей»).

Прежде всего, они должны были чураться греховного, имея в виду соблюдение чистоты помыслов и отказ от любых высказываний, которые могут быть сочтены богохульством. Кроме того, члены общин должны были воздерживаться от наслаждений и плотских влечений, ибо то и другое идет от материального мира демонов.

Вторая «печать» — запрет на действия, которые могут причинить вред растениям и животным, ибо это способствует торжеству сил зла.

Третья «печать» — половое воздержание и, естественно, безбрачие.

Правила поведения членов манихейской общины

Избранные праведники были главным боевым отрядом в борьбе с миром зла. Они должны были поститься два дня в неделю и, кроме того, соблюдать более длительный пост в течение месяца наподобие того, как это делают мусульмане. Избранные были не равны между собой, но представляли иерархическую лестницу из четырех ступеней: возглавляющий всех апостол, 12 магистров, 72 епископа и 360 священников.

Остальные члены манихейских общин вели обычный образ жизни, но по воскресеньям и они должны были поститься и воздерживаться от секса. Все нарушения заповедей влекли за собой исповеди и покаяния. Существует версия, что манихеи, подобно христианам, практиковали обряд крещения, но без использования воды. Существовал также обряд причастия в дни празднества в конце месяца поста. Этот праздник считался главным, наподобие Пасхи у христиан, и касался — в форме, похожей на христианское причастие, — только избранных (остальные на это время покидали главный зал, где устраивался праздник).

Упадок манихейства

Царь царей Шапур I хорошо принял Мани, путешествовавшего по разным странам и прибывшего, наконец, со своими сторонниками в Иран. Около 30 лет Мани и его разраставшиеся численно общины находились под покровительством Шапура. Но после его смерти в 272 г. ситуация кардинальным образом изменилась. Пассивно-пессимистический пафос учения Мани давно уже раздражал сформировавшуюся во влиятельную организацию иранскую религию и прежде всего приближенных к трону ее глав, которые вовсе не склонны были считать современный мир воплощением зла или даже состоянием борьбы, в которой зло вполне может одолеть добро. Преемники Шапура под давлением идеологов зороастризма были настроены объявить манихейство ересью. И вскоре эта идея была воплощена в жизнь.

Манихейство было объявлено ересью, а сам Мани погиб (был казнен?) в темнице, успев, правда, передать высокий титул апостола своему преемнику. Манихейские общины в основном были изгнаны из Ирана и рассеялись по всему миру, оказывая на протяжении долгих веков существенное воздействие на некоторые религиозно-философские концепции и сектантские движения средневековья как в Европе, так и в Азии. В самом Иране манихейцев было мало, но их идеология продолжала существовать и тоже воздействовала на умы.

Маздакиты последователи идей Мани

Оставаясь полу- ересью-полуоппозицией официальному зороастризму, иранское манихейство за два-три столетия изменилось, приняв в V в. неожиданную форму. Речь идет о движении Маздака и маздакитов.

Основатель этого движения, многое взявший из арсенала манихейства, в конце V в. возглавил открытое выступление против оппозиционных шаху представителей правящих кругов, обвинив верхушку иранского общества в том, что она живет за счет нищающего народа. Это выступление получило поддержку со стороны шаха Кавада.

Суть социальных лозунгов Маздака сводилась к тому, что из учения манихеев о необходимости высвободить смешанные с тьмой частицы света выводилась идея создания уравнительно-справедливого общества (отнять у богатых — отдать бедным). Движение помогло Каваду расправиться с неугодными ему оппозиционерами и тем усилить свою власть в стране. Однако после этого маздакиты Каваду были не нужны. Вскоре после смерти самого Маздака движение пошло на убыль. Этим воспользовался сын и наследник Кавада Хосров, который в 529 г. уничтожил лидеров маздакитов, заманив их в ловушку.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы