24 декабря 2019 в 15:52

Религиозное сознание - это особый род сознания, относящийся к самопознанию, который инспирирует смысло- и целеполагание человеческой жизни, определяет ее задачи в глобальных предельных формах и внушает обязанности. Оно проявляется в двух формах: индивидуальной и коллективной. Коллективное религиозное сознание - необходимая предпосылка создания системы нравственных норм и требований, т.е. оно является условием морального сознания.

Формы религиозного сознания

Религиозное сознание может выступать в разных формах: простираться от глубокого мистического осознания божественного истока нашего происхождения, нашей выходящей за рамки здесь-бытия цели жизни вплоть до строгого и трезвого убеждения, что мы - создания с определенной судьбой и призванием (и, следовательно, в жизни должны исполнять определенные действия определенным образом).

Влияние религиозного сознания в сфере нашей человеческой жизни может иметь различную степень интенсивности: от тотально регулирующего сознания, что все наши действия, поступки и образ жизни проходят пред строгими очами Божиими и должны исполняться во славу Божию (тогда применяют такие понятия, как «мое спасение», «осуществление», «исполнение», и т.д.), вплоть до чисто внешней религиозности, требующей от нас лишь исполнения известных ритуалов, обрядов, в остальном же практически не оказывающей на нашу повседневную жизнь никакого влияния.

Каждый человек постольку имеет свою собственную религию, поскольку он является человеком, так как каждый человек так или иначе познает, что он - странник, паломник в бытии, который (как следует из дефиниции понятия) еще не достиг своего исполнения (полноты) и должен стремиться к своей трансцендентной цели. Габриэль Марсель в пьесе «Эмиссар» пишет: «И да и нет: это единственный ответ, когда дело касается нас самих; мы верим и мы не верим, мы любим и мы не любим, мы есть и нас нет; это происходит оттого, что мы - на пути к цели, которую, всю целиком, мы видим и не видим».

Для дальнейшего объяснения антропологической методики исследования религии следует добавить, что религия не только представляет собой вышеупомянутое онтологическое измерение сущности человека, но она формирует и удерживает комплексные социальные структуры, задает социуму его глобальные целевые задачи и создает арсенал необходимых для функционирования социума средств. Итак, кроме антропологического, религия имеет еще и социологическое измерение и как таковая укоренена не только в индивидууме, но и в обществе.

Иными словами, наше понимание религии зависит от того представления, которое мы имеем о человеке, и наоборот, мы понимаем человека, когда представляем себе религиозный фактор, сформировавший его. Поскольку к задачам религии относится целевое ориентирование человека на его исполненность и совершенство, ведение человека к его цели при способствующем тому функционировании общества, то сущность религии прямо зависит от структуры человека.

Так как человек - это не только индивидуум, но и социум, то и религия - не только интимное, но и общественное дело; так как человек есть одаренное разумом существо, то и религия имеет интеллектуальную сторону; так как человек обладает волей, а именно свободной волей, то и религия имеет этический аспект; так как человек - это не только чистый дух, но и наделенное чувствами живое существо, то и религия имеет эмоциональное измерение.

Характер религиозного сознания

На основании вселенской взаимосвязи между человеком и материальным и духовным Космосом религия тоже имеет вселенский характер. Так как человек экзистенциален, отражает бытие, является образом бытия, принимает участие в бытии, то религия, впитывая в себя жизнь из глубин экзистенции человека, содержит в себе онтический характер действительности. И, наконец, в силу того факта, что человек есть существо историческое, иное, чем Бог, но в то же время не оторванное от Него, но еще извне Его, религии представляют собой имманентно-трансцендентную полярность, берущую свой исток в онтономной структуре бытия. Глядя из иной перспективы, можно сказать: так как человек - это временное существо, но обладающее вечным предназначением, то и религия указывает на полярность между временной и вечной структурами.

Эти различные аспекты одной и той же вещи фундированы в собственной человеческой сущности, ибо религия - это антропологический факт. Человек существует, он существует как единство между духом, душой и плотью и обладает тремя различными характерными чертами: он - мыслящ, волящ и чувствующ. В то же время человек - общественное существо, обусловленное связями (religatio), причем не только с обществом, но и с материальным космосом и духовным универсумом.

Итак, человек - собственно не «тот, кто есть», но укореняющееся в бытии и становящееся в событии сбывающееся «еще-не-до-бытие», участие в действительном «Тот, Кто есть», он - осуществляющееся «Сам» и вернее «Ты», чем «Я». Человек - это временное существо с вечно-временным предназначением.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы