24 декабря 2019 в 16:32

Религиозный опыт духовной жизни указывает, что существует закономерная взаимосязь между неполнотой и развитием, между утратой и обретением. Это подтверждает построение мозга. Одна из фундаментальных линий инволюции человеческой жизни - утрата нервных клеток мозга, поражение сосудов его кровоснабжения и связанное с этим ослабление психики. Психическая деятельность финальна. Но утраты в душевной области компенсируются, как правило, углублением духовности (развиваются мудрость, смирение, религиозное мировосприятие).

Типы религиозного мировосприятия

Религиозное мировосприятие выходит на новый уровень своего развития. В этом отношении можно говорить о двух этапах особой религиозности человека: юности и старости. Нейрофизиология констатирует: утрата нервных клеток, которую человек не может избежать, сопровождается когнитивным обретением, а именно обучением основоположениям жизни как коллективности. Обретение смысла человек достигает во встрече с другими людьми. Экзистенциальная роль этого процесса в истории нарастает. «Возможность духовного сущего «соприсутствовать» иному сущему - это изначальная способность, сущность духовного существования, духовной реальности...

Духовное сущее может не только соприсутствовать просто иному сущему.. Оно, в частности, может и соприсутствовать равному себе, такому же духовному сущему». Речь идет о переживаемом событии, определяющем некоторое событие как духовное.

Как раскрывается духовность человека?

Духовность человека в акте смыслополагания проявляется и раскрывается:

  1. через целеполагание посредством свободы и творчества и
  2. ценностеполагание посредством совести и любви (любовь видит и раскрывает возможную, но, может быть, еще не реализованную, ценностную перспективу в любимом).

Для индивидуума личности характерны четыре сферы проявления:

  • социо-историческая (общество, культура, история, география),
  • витальная (впечатления организма и ощущения мира),
  • функциональная (планы, желания, амбиции),
  • трансцендентная (благодарность жизни и Богу, экзистенциальная лимитированность, «чувство тварности»).

Трансцендентный кризис в основе углубления духовности человека

Консонантность, созвучие этих четырех сфер в жизни является «нормой» для индивидуума личности, но встречается не часто. Среди людей она скорее исключение. Нарушение консонантности в конкретной ситуации приводит к трансцендентному кризису человека, разрешение которого кажется ему невозможным.

Однако такой кризис имеет две стороны:

  • опасность удлинения вектора акцентуации в сторону полюса психопатии и
  • возможность преодоления устаревших (не действующих) ограничений, а следовательно, усиление саморефлексии и прогресс самопонимания.

Итак, трансцендентный кризис открывает человеку возможность выбора. Это - возможность паузы, когда производится оценка собственного смыслового горизонта. В момент паузы осуществляется «прислушивание к жизни». В этой связи жизненные ситуации являются указателями возможности выбора, когда индивидуумом реализуются свободная воля и творчество личности.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы