Магия | Физиогномика | Хиромантия | Биоэнергетика » Восточная мудрость » Йога » Йога: периоды развития, лечебная сила, польза

Польза йоги для организма

28 октября 2019 в 18:48

@ Судьина Наталья, автор книг по йоге

Разумеется, в развитии йоги, и как философской системы, и как практики, были свои периоды. Можно назвать три основных.

Первый период развития

Первый период уходит корнями в седую древность. Есть предположения, что даже божественный Гаутама (Будда) использовал йогу в своем учении об избавлении от страданий. Философия и практика йоги развивались то хаотически, то целенаправленно в Индии и на территории Средней Азии, и где-то в 1 тысячелетии до нашей эры сформировалась школа классической йоги - санкхья-йога. Возникновение законченной системы классической йоги неразрывно связано с" именем великого йога Патанджали.

Его фигура загадочна и полулегендарна. Даже годы жизни и века определяются по-разному - от VII века до н. э. до IV века н. э. Патанджали создал «Йога-Сутру» - самый древний учебник йоги, ее философское обоснование и систематическое изложение методов. Судьба этой книги похожа на судьбу многих великих трудов. Через несколько веков появились комментарии к «Йога-Сутре», их написал индийский философ-йог Вьяса (IV век) и называют эту книгу «Вьяса-бхашья», или «Йога-бхашья». А уже в IX веке Вачаспати Мишра комментировал «Йогу-бхашья» в своем труде «Таттва-вайшаради».

Однако ошибкой было бы считать, что Патанджали создал йогу. Техники йогической практики упоминаются еще в древних «Ведах». Например, в «Ригведе» говорится о технике созерцания божественного света, гипнотического транса и экстаза. «Атхарваведа» указывает, что с помощью аскетической практики возможно развитие «сверхъестественных способностей» (сиддх). Сам термин «йога» встречается уже в текстах Упанишад, а в великом индийском эпосе «Махабхарате» звучат идеи санкхьи и практические методики йоги.

Патанджали в свою очередь начал новый период для йоги как для системы, соединяющей философию и практику в единое целое - в мировоззрение и образ жизни, тем самым отметив первый период классической йоги.

Распространение йоги в странах Азии

Далее был долгий период углубления и распространения йогических учений в странах Азии: Индии, Китае, Тибете, Японии; Этот период продолжался до XVIII века. Развивались и углублялись знания классической йоги, появлялись течения внутри нее, а также зарождались новые подходы. Йога развивалась как универсальная система психофизического и духовного развития, конечной целью которой было достижение самдхи, то есть просветления. Разными путями шли йоги и развивали разные техники.

Если сравнивать ответвления классического йогического знания, то видно, что, в отличие от йоги Патанджали, в других моделях йогической системы делается ставка, как правило, на отдельные элементы йоги-практики. Самым известным примером может служить хатха-йога, использующая систему совершенствования человеческого тела как ключ к развитию человека.

В это же время активно использовались элементы философии йоги и практики в других школах индийской философии, особенно в индуистской и буддийской традициях. В этот же период йога активно распространялась географически, сливаясь и изменяясь под влиянием других религиозно-философских систем. Наиболее заметное влияние оказали китайские чань-буддизм и даосизм, тибетский буддизм Махаяны, японский дзен-буддизм, исламский суфизм, христианский исихазм.

Тантрическая йога и другое развитие

На стыке тантризма, индуизма и буддизма появляется так называемая «тантрическая йога», в которой центральное место занимали сексуальные ритуалы. Сегодня на правах полноценного йогического учения существует йога-тантра, хотя многие исследователи не считают это направление принадлежащим к системе йоги в полной мере.

Особенный симбиоз возник у санкхья-йоги и буддизма. Их философии весьма далеки друг от друга, но практические элементы оказались схожи и вполне совместимы. Появилось даже понятие буддийской йоги. Самое существенное отличие ее от классической состояло в том, что в буддийском варианте роль аскезы умеренна и проповедуется срединный путь между аскетизмом и излишествами, тогда как классическая йога предлагает своим последователям путь жесткого аскетизма. Дальнейшее сближение буддизма и йоги происходило в отдельных буддийских системах, например, в школе йогачары (основатели Майтрейя Асанга и его брат Васубандха).

Распространяясь по миру, буддизм в первых тысячелетиях нашей эры принес йогу в Китай. Методы йоги, привившиеся в даосизме и китайском чань-буддизме, со временем получили обобщающее название «китайской йоги». В «Дао цзан» («Сокровищница даосских писаний») исследователи находят немало элементов йоги.

Связана йога и с «духовной осью мира - Тибетом». Буддийские йоги Тибета неустанно развивали все аспекты буддийской йоги (йоги Махаяны). Многие трактаты Тибетского буддийского канона посвящены йогической практике. Среди них: «Бардо Тхёдол» («Тибетская книга мертвых»), «Биография йога Миларепы» Речунга; «Драгоценные четки» Двагпо-Лхардже (гуру Гампо-па), «Йога Великого Символа», составленная индийским буддистом Сарахой, «Йога шести доктрин», «Йога перенесения сознания» и др.

Развитие системы йоги. Самым известным индийским йогом Тибета является Миларепа- ученик Наропы, поэт и переводчик, оставивший множество трудов и среди них «Песни Миларепы» - стихотворные поучения своим ученикам, в которых он излагает принципы йоги.

Тогда же некоторые методики йоги проникают в христианство и ислам, конечно, не касаясь идеологических моментов. В течениях ислама наибольшее влияние йоги испытал суфизм. Это ответвление мусульманской религии зародилось в VII-VIII веках. К числу суфиев принадлежали аль-Басри, Абу аль-Мухасиби, Дбу Язид, Джунайд, Халладж. Чуть позже, в ХИ-ХШ веках, идеи суфизма поддержали такие крупные арабские мыслители, как Газали, Сухравар-ди, Ибн аль-Араби.

Второй период развития

Второй период развития и распространения йоги заканчивается в XVIII веке. В Индии, Китае, Тибете направления йоги развиваются по-своему, обогащаясь национальной культурой и новыми знаниями.

В XVIII-XX веках йога приходит на Запад и быстро распространяется. В прошлом веке этот процесс был особенно заметен. Появляются даже новые направления йоги, например, агни-йога, известная нам из трудов Рерихов.

Конец XIX века ознаменован переосмыслением и взаимопроникновением различных духовных традиций. Отечественные философы В. С. Соловьев и Е. П. Блаватская изучают культуру индуизма и йогу в том числе.

На Запад приезжают индийские духовные деятели Рамакришна и Вивекананда. Появляются попытки синтеза различных направлений йоги. Например, индийский философ Шри Ауробиндо Гхош создает Интегральную йогу. В первой половине XX века возникает и всем сегодня известная агни-йога (Живая Этика). Группа индийских мыслителей (Махатм) и семья Рерихов создают это новое духовное направление, по сути своей представляющее этико-философское учение о космической эволюции человека. Одним из важнейших ее аспектов считается обусловленный духовным развитием отказ от практики социальной изоляции для практикующих. Часто агни-йогу называют «йогой современности».

Свами Вивекананда - ученик знаменитого индийского духовного деятеля Кришнамурти, им же посланный на Запад, - читает лекции по йоге в Европе и Америке. На основе записей его выступлений создаются известные нам сегодня варианты карма-йоги и раджа-йоги, джьяна-йоги и бха-ти-йоги. Вивекананда стал величайшим проповедником йоги на Западе, попытавшийся преподнести восточное знание так, чтобы его полностью воспринял европейский человек.

Другим индийским проповедником йоги на Западе стал Йогананда (середина XX века) - последователь направления крийя-йоги. Основы этого учения получил, йог Лихири Махасая от своего учителя Бабаджи, вновь создавшего эту систему после того, как она была практически утеряна. Учение передавалось от мастера к мастеру, и, в конце концов, его носителем стал Парамаханса Йогананда, книга которого «Автобиография йога» стала классикой йоги. Йогананда первый из индийских мастеров, который принес крийа-йогу на Запад и обучал ей европейцев и американцев. Сам он называл крийа-йогу «наукой самореализации», способной раскрыть и реализовать весь потенциал человека.

Современные школы йоги

Сегодня существуют тысячи школ, в которых преподают йогу различных направлений.

Перечислим их кратко, чтобы показать, насколько разнообразны пути йоги и сколь универсальна эта древняя система и насколько полезно заниматься йогой. История формирования йоги как системы мировоззрения и, как ни странно, сосуществования людей предопределила несколько основных путей, по которым она развивалась. Вот основные из них: карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога, хатха-йога, раджа-йога, агни-йога, крийя-йога, мантра-йога, лайя-йога и тантра-йога. Все они стремятся провести человека к единению с истиной, но разными путями. Карма-йога - через отдачу всего себя труду, джнана-йога идет по пути познания, бхакти-йога проповедует любовь и преданность, хатха-йога открывает истину через совершенствование человеческого тела, раджа-йога стремится установить контроль над разумом, агни-йога работает с высшими формами энергий и, как видно из ее названия, в основном с огненной силой, крийя-йога исследует пути чувств, мантра-йога проповедует сосредоточение на вибрациях звуков, а лайя-йога - на своем внутреннем мире, тантра-йога погружает в мир энергетических центров - чакр. Йога разнообразна и практически универсальна. Но нам для оздоровления, прежде всего, будет интересна хатха-йога, работающая непосредственно с телом.

Как уже говорилось, хатха-йога более всего обращает внимание на развитие тела человека и поэтому хатха-йога ближе к системам оздоровления. Ее первые ступени может использовать каждый, кто хочет достичь гармонии в физическом и психическом развитии, обогатить свою жизнь новыми ощущениями, узнать о себе и своем организме и научиться управлять своей энергетикой.

Немного об истории хатха-йоги мы расскажем чуть позже. А сейчас давайте выясним, что такое йога, почему йога полезна и чем практикующие йогу отличаются от йогов в полном смысле слова. Это нужно, чтобы каждый из читателей понимал, что одно дело использовать упражнения йоги для здоровья и укрепления организма и совсем Другое - принять йогу как образ жизни и посвятить себя поиску путей к самадхи. От того, знаете ли вы, чего ждете от йоги и на что готовы пойти, зависит не только успех ваших занятий, но и ваше здоровье, и общий жизненный настрой.

Лечебная сила йоги

Сегодня многим знакомо слово «йога». Оно перестало быть загадочным и в нашем сознании обозначает то, чем «можно заняться» - и сразу все изменится: здоровье поправится, энергии прибавится, тонус поднимется, а голова станет ясной и тело - красивым... И что интересно - все это как нельзя более верно. Йога действительно одна из древнейших систем оздоровления тела и духа, достижения гармонии и открытия сверхвозможностей человека.

Йога связывает человека с высшими силами - душу с Богом. Само слово означает «связывать, соединять». Некоторые считают йогу своеобразным вариантом религии, воспринимая тренировку тела и духа как один из путей к Богу, другие видят в ней философию, позволяющую организовать собственное мировоззрение, а для третьих это - образ жизни.

Современный мир приветствует разнообразие точек зрения на все, тем более что достоверно одно - йога есть йога, а как ее использовать - дело каждого. Надо только точно знать, чего вы хотите: сделать тело гибким, подвижным, молодым и здоровым; совершенствоваться на пути к просветлению или заслужить почетное звание йога, вдохновившись известными именами Меларепа и Рамачараке.

Что дает йога

Если вы никогда не практиковали йогу и делаете лишь первые шаги, то эта книга может стать вам хорошим помощником. Если вы ищете чего-то иного, то следует обратиться к серьезным трудам по йоге.

Какими путями можно достичь удивительной трансформации организма и сознания, так что истинной правдой становятся слова песни: «Говорят, что раньше йог мог, год воды не убравши в рот, вот...» И раньше, и теперь. Подобное достижение В развитии человеческих возможностей, так сказать, «зарегистрировано». Но является ли оно необходимым в повседневной жизни? Наверное, большинству из нас - нет, не нужно. Но вот узнать, чем же йоги отличаются от не-йогов, вернее, чем отличается их жизнь, - думаю, будет интересно.

Что же дает йога истинным йогинам - тем людям, кто выбрал этот образ жизни и мировоззрение и посвятил себя этой науке, искусству, религии?

Если кратко, то практикующий йогу:

  • имеет шанс достичь состояния чистого сознания и открыть свою внутреннюю сущность;
  • получает свободу от бытовых забот и стрессов;
  • обретает ясность мысли и способность владеть собой;
  • постигает свой организм, разум и дух;
  • способен трансформировать тело и сознание и тем самым достичь самадхи, то есть состояния созерцания.

Польза йоги для организма

А что можно получить, практикуя начальные курсы йоги? Здоровье, прилив сил и энергии, уравновешенность характера, быстроту мышления, умение оставаться спокойным и решительным в любых ситуациях, видеть красоту природы и всегда иметь хорошее самочувствие. Тоже, как видите, немало.

Но прежде чем приступить непосредственно к занятиям; отметим, что йогу можно воспринимать по-разному.

Можно рассматривать йогу как искусство, поскольку практикующий развивает в себе творческое отношение к жизни, к жизни своего тела, своего сознания, своей души. Преобразовывая энергию в покой, силу - в расслабление, терпение - в мощь, напряжение - в ясность, статику поз - в интенсивную внутреннюю работу, искусство йоги помогает переносить жизненные трудности, сохранять «внутреннее озеро покоя» гладким и чистым.

Занимающийся йогой дружелюбен, потому что уверен в себе; сосредоточен, потому что знает смысл каждого своего стремления; удовлетворен судьбой, потому что творит ее сам; праведен и радостен, потому что умеет получать удовольствие от жизни, игнорируя вредные привычки. То есть йога по большому счету - искусство освобождения от всего, что лишает радости жизни.

Йогу можно представить и как науку управления собой, своей природой. Сосредоточение и наблюдение: начиная со своего организма и заканчивая тончайшими проявлениями жизни на Земле. Соединяя в единое целое тело и дух, польза йоги заключается в том, что она создает систему стабильности и развития. Телом легко управлять, мы чувствуем свои руки, ноги, мышцы и ощущаем позы, которые принимает наше тело. Более или менее телом умеет управлять каждый человек. Тренируясь по правилам йоги, мы можем достичь того, что научимся управлять не только конечностями, но и внутренними органами, то есть своим физическим состоянием и энергетикой.

Чем полезна йога

Проявляя волю в тренировке тела, мы направляем дух на управление организмом, в тот же самый момент выполняющее упражнение тело дает нам контроль над духом. Психическое и физическое здоровье неразделимы, они как круговорот воды в природе. Вода может где-то испаряться медленнее, а куда-то не проливаться годами, но это лишь временные явления, круговорот воды остановить нельзя.

Так тело и дух снабжают энергией и контролируют друг друга и вместе двигаются к поставленной цели. Наука йоги создала систему, которая позволяет наблюдать эти процессы, отслеживать их логику и динамику и, в конце концов, достичь гармонии, то есть полноценной жизни, реализующей все возможности, дарованные природой.

А если посмотреть на йогу как на философское учение? Во всех древних текстах, посвященных йоге, практически на каждой странице встречается слово «равновесие». Йога - философия равновесия: духа и тела, радости и печали, энергии и покоя, действия и терпения... Ничто не должно лишать человека самообладания: ни восторг, ни утрата, ни самая лучшая идея, ни отчаянная усталость, ни лень, ни энтузиазм, в общем - равновесие во всем.

Перемены судьбы - это только перемены, новое пространство для создания равновесия и существования в нем. Особое внимание уделяется «колебаниям ума». Ум смущает душу и искушает тело, внушая ему то лень, то чревоугодие, то иные временные удовольствия. Душа под воздействием ума становится беспокойной и мечется в поисках спрятанного хитрыми мыслями смысла.

Философия равновесия йоги дает возможность привести в порядок ум и погрузить душу в гармонию.

Итак, можно говорить о разных аспектах йоги, но объединяющим началом становится такая неромантическая вещь, как практика. Мы будем говорить о хатха-йоге, то есть форме йоги, практикующей развитие физических способностей и регуляцию дыхания, поэтому и речь пойдет об упражнениях для тела и дыхательных. Их достаточно много, но мы выберем лишь те, которые может делать начинающий и не имеющий особой физической подготовки человек. Выполнение асан и упражнений для дыхания йогов требуют терпения и положительного психологического настроя. С первого раза вам может и не удастся сделать полностью даже самый простой комплекс. Йога - занятие нелегкое и предъявляет определенные требования даже к начинающим.

Однако польза йоги для организма настолько велика, что порой новичкам даже в это не верится. В трактатах йоги подчеркивается, что, совершенствуя тело и дух, йога не истязает и не причиняет страданий, а постепенно и гармонично преобразует наш организм и наши силы. Практика йоги не предполагает сладкого сна на гвоздях или ежедневных прогулок по битому стеклу. Все эти чудеса - лишь свидетельства возможностей высших ступеней йоги и доступны отнюдь не каждому. А главное, не каждому они и нужны.

Польза йоги начинается с оздоровления, укрепления и настроили организма на здоровый образ жизни и расширение возможностей. Для этого существуют разные пути. Внутри самой йоги пять основных направлений. Есть также градация ступеней йоги, с которой вам и предстоит познакомиться, чтобы представлять путь, по которому идут йогины, стремясь к совершенству и самореализации.


Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы