Польза йоги для организма

28 октября 2019 в 18:48

@ Судьина Наталья, автор книг по йоге

Разумеется, в развитии йоги, и как философской системы, и как практики, были свои периоды. Можно назвать три основных.

Первый период развития

Первый период уходит корнями в седую древность. Есть предположения, что даже божественный Гаутама (Будда) использовал йогу в своем учении об избавлении от страданий. Философия и практика йоги развивались то хаотически, то целенаправленно в Индии и на территории Средней Азии, и где-то в 1 тысячелетии до нашей эры сформировалась школа классической йоги - санкхья-йога. Возникновение законченной системы классической йоги неразрывно связано с" именем великого йога Патанджали.

Его фигура загадочна и полулегендарна. Даже годы жизни и века определяются по-разному - от VII века до н. э. до IV века н. э. Патанджали создал «Йога-Сутру» - самый древний учебник йоги, ее философское обоснование и систематическое изложение методов. Судьба этой книги похожа на судьбу многих великих трудов. Через несколько веков появились комментарии к «Йога-Сутре», их написал индийский философ-йог Вьяса (IV век) и называют эту книгу «Вьяса-бхашья», или «Йога-бхашья». А уже в IX веке Вачаспати Мишра комментировал «Йогу-бхашья» в своем труде «Таттва-вайшаради».

Однако ошибкой было бы считать, что Патанджали создал йогу. Техники йогической практики упоминаются еще в древних «Ведах». Например, в «Ригведе» говорится о технике созерцания божественного света, гипнотического транса и экстаза. «Атхарваведа» указывает, что с помощью аскетической практики возможно развитие «сверхъестественных способностей» (сиддх). Сам термин «йога» встречается уже в текстах Упанишад, а в великом индийском эпосе «Махабхарате» звучат идеи санкхьи и практические методики йоги.

Патанджали в свою очередь начал новый период для йоги как для системы, соединяющей философию и практику в единое целое - в мировоззрение и образ жизни, тем самым отметив первый период классической йоги.

Распространение йоги в странах Азии

Далее был долгий период углубления и распространения йогических учений в странах Азии: Индии, Китае, Тибете, Японии; Этот период продолжался до XVIII века. Развивались и углублялись знания классической йоги, появлялись течения внутри нее, а также зарождались новые подходы. Йога развивалась как универсальная система психофизического и духовного развития, конечной целью которой было достижение самдхи, то есть просветления. Разными путями шли йоги и развивали разные техники.

Если сравнивать ответвления классического йогического знания, то видно, что, в отличие от йоги Патанджали, в других моделях йогической системы делается ставка, как правило, на отдельные элементы йоги-практики. Самым известным примером может служить хатха-йога, использующая систему совершенствования человеческого тела как ключ к развитию человека.

В это же время активно использовались элементы философии йоги и практики в других школах индийской философии, особенно в индуистской и буддийской традициях. В этот же период йога активно распространялась географически, сливаясь и изменяясь под влиянием других религиозно-философских систем. Наиболее заметное влияние оказали китайские чань-буддизм и даосизм, тибетский буддизм Махаяны, японский дзен-буддизм, исламский суфизм, христианский исихазм.

Тантрическая йога и другое развитие

На стыке тантризма, индуизма и буддизма появляется так называемая «тантрическая йога», в которой центральное место занимали сексуальные ритуалы. Сегодня на правах полноценного йогического учения существует йога-тантра, хотя многие исследователи не считают это направление принадлежащим к системе йоги в полной мере.

Особенный симбиоз возник у санкхья-йоги и буддизма. Их философии весьма далеки друг от друга, но практические элементы оказались схожи и вполне совместимы. Появилось даже понятие буддийской йоги. Самое существенное отличие ее от классической состояло в том, что в буддийском варианте роль аскезы умеренна и проповедуется срединный путь между аскетизмом и излишествами, тогда как классическая йога предлагает своим последователям путь жесткого аскетизма. Дальнейшее сближение буддизма и йоги происходило в отдельных буддийских системах, например, в школе йогачары (основатели Майтрейя Асанга и его брат Васубандха).

Распространяясь по миру, буддизм в первых тысячелетиях нашей эры принес йогу в Китай. Методы йоги, привившиеся в даосизме и китайском чань-буддизме, со временем получили обобщающее название «китайской йоги». В «Дао цзан» («Сокровищница даосских писаний») исследователи находят немало элементов йоги.

Связана йога и с «духовной осью мира - Тибетом». Буддийские йоги Тибета неустанно развивали все аспекты буддийской йоги (йоги Махаяны). Многие трактаты Тибетского буддийского канона посвящены йогической практике. Среди них: «Бардо Тхёдол» («Тибетская книга мертвых»), «Биография йога Миларепы» Речунга; «Драгоценные четки» Двагпо-Лхардже (гуру Гампо-па), «Йога Великого Символа», составленная индийским буддистом Сарахой, «Йога шести доктрин», «Йога перенесения сознания» и др.

Развитие системы йоги. Самым известным индийским йогом Тибета является Миларепа- ученик Наропы, поэт и переводчик, оставивший множество трудов и среди них «Песни Миларепы» - стихотворные поучения своим ученикам, в которых он излагает принципы йоги.

Тогда же некоторые методики йоги проникают в христианство и ислам, конечно, не касаясь идеологических моментов. В течениях ислама наибольшее влияние йоги испытал суфизм. Это ответвление мусульманской религии зародилось в VII-VIII веках. К числу суфиев принадлежали аль-Басри, Абу аль-Мухасиби, Дбу Язид, Джунайд, Халладж. Чуть позже, в ХИ-ХШ веках, идеи суфизма поддержали такие крупные арабские мыслители, как Газали, Сухравар-ди, Ибн аль-Араби.

Второй период развития

Второй период развития и распространения йоги заканчивается в XVIII веке. В Индии, Китае, Тибете направления йоги развиваются по-своему, обогащаясь национальной культурой и новыми знаниями.

В XVIII-XX веках йога приходит на Запад и быстро распространяется. В прошлом веке этот процесс был особенно заметен. Появляются даже новые направления йоги, например, агни-йога, известная нам из трудов Рерихов.

Конец XIX века ознаменован переосмыслением и взаимопроникновением различных духовных традиций. Отечественные философы В. С. Соловьев и Е. П. Блаватская изучают культуру индуизма и йогу в том числе.

На Запад приезжают индийские духовные деятели Рамакришна и Вивекананда. Появляются попытки синтеза различных направлений йоги. Например, индийский философ Шри Ауробиндо Гхош создает Интегральную йогу. В первой половине XX века возникает и всем сегодня известная агни-йога (Живая Этика). Группа индийских мыслителей (Махатм) и семья Рерихов создают это новое духовное направление, по сути своей представляющее этико-философское учение о космической эволюции человека. Одним из важнейших ее аспектов считается обусловленный духовным развитием отказ от практики социальной изоляции для практикующих. Часто агни-йогу называют «йогой современности».

Свами Вивекананда - ученик знаменитого индийского духовного деятеля Кришнамурти, им же посланный на Запад, - читает лекции по йоге в Европе и Америке. На основе записей его выступлений создаются известные нам сегодня варианты карма-йоги и раджа-йоги, джьяна-йоги и бха-ти-йоги. Вивекананда стал величайшим проповедником йоги на Западе, попытавшийся преподнести восточное знание так, чтобы его полностью воспринял европейский человек.

Другим индийским проповедником йоги на Западе стал Йогананда (середина XX века) - последователь направления крийя-йоги. Основы этого учения получил, йог Лихири Махасая от своего учителя Бабаджи, вновь создавшего эту систему после того, как она была практически утеряна. Учение передавалось от мастера к мастеру, и, в конце концов, его носителем стал Парамаханса Йогананда, книга которого «Автобиография йога» стала классикой йоги. Йогананда первый из индийских мастеров, который принес крийа-йогу на Запад и обучал ей европейцев и американцев. Сам он называл крийа-йогу «наукой самореализации», способной раскрыть и реализовать весь потенциал человека.

Современные школы йоги

Сегодня существуют тысячи школ, в которых преподают йогу различных направлений.

Перечислим их кратко, чтобы показать, насколько разнообразны пути йоги и сколь универсальна эта древняя система и насколько полезно заниматься йогой. История формирования йоги как системы мировоззрения и, как ни странно, сосуществования людей предопределила несколько основных путей, по которым она развивалась. Вот основные из них: карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога, хатха-йога, раджа-йога, агни-йога, крийя-йога, мантра-йога, лайя-йога и тантра-йога. Все они стремятся провести человека к единению с истиной, но разными путями. Карма-йога - через отдачу всего себя труду, джнана-йога идет по пути познания, бхакти-йога проповедует любовь и преданность, хатха-йога открывает истину через совершенствование человеческого тела, раджа-йога стремится установить контроль над разумом, агни-йога работает с высшими формами энергий и, как видно из ее названия, в основном с огненной силой, крийя-йога исследует пути чувств, мантра-йога проповедует сосредоточение на вибрациях звуков, а лайя-йога - на своем внутреннем мире, тантра-йога погружает в мир энергетических центров - чакр. Йога разнообразна и практически универсальна. Но нам для оздоровления, прежде всего, будет интересна хатха-йога, работающая непосредственно с телом.

Как уже говорилось, хатха-йога более всего обращает внимание на развитие тела человека и поэтому хатха-йога ближе к системам оздоровления. Ее первые ступени может использовать каждый, кто хочет достичь гармонии в физическом и психическом развитии, обогатить свою жизнь новыми ощущениями, узнать о себе и своем организме и научиться управлять своей энергетикой.

Немного об истории хатха-йоги мы расскажем чуть позже. А сейчас давайте выясним, что такое йога, почему йога полезна и чем практикующие йогу отличаются от йогов в полном смысле слова. Это нужно, чтобы каждый из читателей понимал, что одно дело использовать упражнения йоги для здоровья и укрепления организма и совсем Другое - принять йогу как образ жизни и посвятить себя поиску путей к самадхи. От того, знаете ли вы, чего ждете от йоги и на что готовы пойти, зависит не только успех ваших занятий, но и ваше здоровье, и общий жизненный настрой.

Лечебная сила йоги

Сегодня многим знакомо слово «йога». Оно перестало быть загадочным и в нашем сознании обозначает то, чем «можно заняться» - и сразу все изменится: здоровье поправится, энергии прибавится, тонус поднимется, а голова станет ясной и тело - красивым... И что интересно - все это как нельзя более верно. Йога действительно одна из древнейших систем оздоровления тела и духа, достижения гармонии и открытия сверхвозможностей человека.

Йога связывает человека с высшими силами - душу с Богом. Само слово означает «связывать, соединять». Некоторые считают йогу своеобразным вариантом религии, воспринимая тренировку тела и духа как один из путей к Богу, другие видят в ней философию, позволяющую организовать собственное мировоззрение, а для третьих это - образ жизни.

Современный мир приветствует разнообразие точек зрения на все, тем более что достоверно одно - йога есть йога, а как ее использовать - дело каждого. Надо только точно знать, чего вы хотите: сделать тело гибким, подвижным, молодым и здоровым; совершенствоваться на пути к просветлению или заслужить почетное звание йога, вдохновившись известными именами Меларепа и Рамачараке.

Что дает йога

Если вы никогда не практиковали йогу и делаете лишь первые шаги, то эта книга может стать вам хорошим помощником. Если вы ищете чего-то иного, то следует обратиться к серьезным трудам по йоге.

Какими путями можно достичь удивительной трансформации организма и сознания, так что истинной правдой становятся слова песни: «Говорят, что раньше йог мог, год воды не убравши в рот, вот...» И раньше, и теперь. Подобное достижение В развитии человеческих возможностей, так сказать, «зарегистрировано». Но является ли оно необходимым в повседневной жизни? Наверное, большинству из нас - нет, не нужно. Но вот узнать, чем же йоги отличаются от не-йогов, вернее, чем отличается их жизнь, - думаю, будет интересно.

Что же дает йога истинным йогинам - тем людям, кто выбрал этот образ жизни и мировоззрение и посвятил себя этой науке, искусству, религии?

Если кратко, то практикующий йогу:

  • имеет шанс достичь состояния чистого сознания и открыть свою внутреннюю сущность;
  • получает свободу от бытовых забот и стрессов;
  • обретает ясность мысли и способность владеть собой;
  • постигает свой организм, разум и дух;
  • способен трансформировать тело и сознание и тем самым достичь самадхи, то есть состояния созерцания.

Польза йоги для организма

А что можно получить, практикуя начальные курсы йоги? Здоровье, прилив сил и энергии, уравновешенность характера, быстроту мышления, умение оставаться спокойным и решительным в любых ситуациях, видеть красоту природы и всегда иметь хорошее самочувствие. Тоже, как видите, немало.

Но прежде чем приступить непосредственно к занятиям; отметим, что йогу можно воспринимать по-разному.

Можно рассматривать йогу как искусство, поскольку практикующий развивает в себе творческое отношение к жизни, к жизни своего тела, своего сознания, своей души. Преобразовывая энергию в покой, силу - в расслабление, терпение - в мощь, напряжение - в ясность, статику поз - в интенсивную внутреннюю работу, искусство йоги помогает переносить жизненные трудности, сохранять «внутреннее озеро покоя» гладким и чистым.

Занимающийся йогой дружелюбен, потому что уверен в себе; сосредоточен, потому что знает смысл каждого своего стремления; удовлетворен судьбой, потому что творит ее сам; праведен и радостен, потому что умеет получать удовольствие от жизни, игнорируя вредные привычки. То есть йога по большому счету - искусство освобождения от всего, что лишает радости жизни.

Йогу можно представить и как науку управления собой, своей природой. Сосредоточение и наблюдение: начиная со своего организма и заканчивая тончайшими проявлениями жизни на Земле. Соединяя в единое целое тело и дух, польза йоги заключается в том, что она создает систему стабильности и развития. Телом легко управлять, мы чувствуем свои руки, ноги, мышцы и ощущаем позы, которые принимает наше тело. Более или менее телом умеет управлять каждый человек. Тренируясь по правилам йоги, мы можем достичь того, что научимся управлять не только конечностями, но и внутренними органами, то есть своим физическим состоянием и энергетикой.

Чем полезна йога

Проявляя волю в тренировке тела, мы направляем дух на управление организмом, в тот же самый момент выполняющее упражнение тело дает нам контроль над духом. Психическое и физическое здоровье неразделимы, они как круговорот воды в природе. Вода может где-то испаряться медленнее, а куда-то не проливаться годами, но это лишь временные явления, круговорот воды остановить нельзя.

Так тело и дух снабжают энергией и контролируют друг друга и вместе двигаются к поставленной цели. Наука йоги создала систему, которая позволяет наблюдать эти процессы, отслеживать их логику и динамику и, в конце концов, достичь гармонии, то есть полноценной жизни, реализующей все возможности, дарованные природой.

А если посмотреть на йогу как на философское учение? Во всех древних текстах, посвященных йоге, практически на каждой странице встречается слово «равновесие». Йога - философия равновесия: духа и тела, радости и печали, энергии и покоя, действия и терпения... Ничто не должно лишать человека самообладания: ни восторг, ни утрата, ни самая лучшая идея, ни отчаянная усталость, ни лень, ни энтузиазм, в общем - равновесие во всем.

Перемены судьбы - это только перемены, новое пространство для создания равновесия и существования в нем. Особое внимание уделяется «колебаниям ума». Ум смущает душу и искушает тело, внушая ему то лень, то чревоугодие, то иные временные удовольствия. Душа под воздействием ума становится беспокойной и мечется в поисках спрятанного хитрыми мыслями смысла.

Философия равновесия йоги дает возможность привести в порядок ум и погрузить душу в гармонию.

Итак, можно говорить о разных аспектах йоги, но объединяющим началом становится такая неромантическая вещь, как практика. Мы будем говорить о хатха-йоге, то есть форме йоги, практикующей развитие физических способностей и регуляцию дыхания, поэтому и речь пойдет об упражнениях для тела и дыхательных. Их достаточно много, но мы выберем лишь те, которые может делать начинающий и не имеющий особой физической подготовки человек. Выполнение асан и упражнений для дыхания йогов требуют терпения и положительного психологического настроя. С первого раза вам может и не удастся сделать полностью даже самый простой комплекс. Йога - занятие нелегкое и предъявляет определенные требования даже к начинающим.

Однако польза йоги для организма настолько велика, что порой новичкам даже в это не верится. В трактатах йоги подчеркивается, что, совершенствуя тело и дух, йога не истязает и не причиняет страданий, а постепенно и гармонично преобразует наш организм и наши силы. Практика йоги не предполагает сладкого сна на гвоздях или ежедневных прогулок по битому стеклу. Все эти чудеса - лишь свидетельства возможностей высших ступеней йоги и доступны отнюдь не каждому. А главное, не каждому они и нужны.

Польза йоги начинается с оздоровления, укрепления и настроили организма на здоровый образ жизни и расширение возможностей. Для этого существуют разные пути. Внутри самой йоги пять основных направлений. Есть также градация ступеней йоги, с которой вам и предстоит познакомиться, чтобы представлять путь, по которому идут йогины, стремясь к совершенству и самореализации.

Оцените статью:
Рейтинг: 5 (Голосов: 10)

Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ