24 декабря 2019 в 14:34

Если религия претендует на обладание спасительным благовестием, она должна настаивать на том, что отпадение от нее означает утрату спасения. Для ряда религий эта утрата восполнима, если человек следует некоторым иным путем спасения. Даже когда какая-то религия рассматривает плюрализм предлагаемых путей спасения столь благодушно, то и тогда она признает, что существует нечто, уклоняющее с этого пути или путей.

Религиозная дилемма: спасение или проклятие

Формулируем более просто: само спасительное благовестие, на обладание которым в явной форме или латентно претендует каждая религия, предполагает признание возможности проклятия в какой-либо форме, иначе «спасение» было бы пустым словом, понятием без содержания. Итак, каждая отдельная религия и совокупность всех религий должны необходимым образом соотносить себя с глобальной религиозной дилеммой: спасение или проклятие.

Акцент на содержательных единицах понятий спасения и проклятия в разных культурах в разные времена отличается (например, исцеление и болезнь, блаженство и страдание). Спасение и проклятие могут позиционироваться как в вечности, так и в этом мире. Они относятся к цели человеческой жизни - или к предельной, или к промежуточной, или к обеим целям сразу. Исходя из этой двоякой возможности позиционирования спасения, можно говорить о наличии понятия спасения во всех религиях, но с большим или меньшим объемом содержания и с разной степенью обобщения: от спасения как понятия класса методов по снятию порчи до спасения как категории в христианском богословии. В любом случае под спасением будет пониматься достижение человеком полноценного состояния и совершенства, которым он или обладал в прошлом, или должен обладать в эсхатологическом будущем.

Следует различать религию, с одной стороны, как конкретное экзистенциальное восполнение человеческого бытия при введении его в тайну абсолютного Бытия, которое мы именуем Богом и которое реализуется свободой человека в глубине его сущности как обоживающая его благодать, а с другой стороны, как рефлексивную форму выражения, через вероисповедание становящуюся исторической и социальной величиной и способствующую обретению человеком спасения.

Понятие спасение в христианстве

Согласно христианской вере Бог желает всем людям спасения («...угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2, 3-6)) и поэтому не отнимает ни у кого в его свободной реализации возможности совершенства, к которому призваны все («К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5, 13), так «поспешим к совершенству» (Евр. 6, 1)).

У нас возникает два вопроса. Все ли религии в их учении, культе и рефлексии содержат в себе сформулированные истинные положения? Когда мы говорим о подлинных религиях, то подразумеваем, что истинные положения должны в них присутствовать, иначе религия являлась бы не чем иным, как ложной формой сознания. Являются ли религии равно истинными? Нет, они не могут быть равно истинными. В них всегда содержатся высказывания, которыми они явно противоречат друг другу. Противоречивые высказывания не могут быть одновременно истинными, а религиозное совершенство не достигнуто там, где присутствуют ложные положения.

В принципе, истина отражается человеком в образах и подобиях неадекватно («...мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13,12)). И в самом христианстве божественная спасительная действительность формулируется в отражениях и подобиях в культе и учительном вероисповедании Церкви, в то время как единственно истинная религия достигает в ней своего апогея истории божественных эпифаний через воплощение Истинного Бога в Истинного Человека Иисуса Христа, спасающего Мессию.

Но христианство в своем притязании на универсальность для всех людей не утверждает, что осуществляемое через него исторически и социально в культе, таинствах и учении иначе абсолютно отсутствовало бы в жизни и совести человека, не могло бы обрести себя в его ценностях, целях и смысле.

Христианство прежде всего личностная, а не вещественная величина. Экзистенциальное приближение, достижение причастности Христу, исповедываемому Церковью «истинным Богом и истинным человеком», составляет путь христианина. Исходя из этой экзистенциальной идентификации, изменяющей представления о Боге, следует стремиться к диалогу с другими религиозными общинами. Речь здесь идет о том, чтобы приглашать, а не судить.

Спасение души в христианстве - по закону или верой через благодать

«Спасение - является основополагающей концепцией всех религий» и представляет собой, в конце концов, дар, который как таковой может быть принят только свободной волей.

Понятия «вера», «религия» и «спасение»

Понятия «вера» и «религия» не эквивалентны. Религия - это объективное и внешнее, в то время как вера - субъективное и внутреннее. Религия основывается на своих собственных ценностях независимо от того, верит в них кто-то полностью, отчасти или совершенно не верит. Если нет людей, верующих в принципы некоей религии, то эта религия мертва.

Без действенной веры нет спасения. Спасение таинственно совершается там, где есть вера: верой достигается спасение (1 Петр. 1, 9) и праведный жив верой (Рим. 1, 17). Развивая свою свободу от греха во имя абсолютного совершенства, человек достоин божественного спасения. Вспомним слова Христа: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18,27). Поэтому христиане не имеют права отрицать возможность спасения для верующих других религий, особенно если апостольское благовестие еще не достигло тех социальных групп или еще не воспринято ими в полноте.

Подход к спасению у христианских и нехристианских религий

Католическая теология попыталась зафиксировать такой подход в учении Карла Ранера об «анонимных христианах». Здесь уместно вспомнить и программу «теологии нехристианских религий» боннского философа Хайнца Роберта Шлетте:

  1. нехристианские религии определяются к спасению и своему исполнению (восполнению) через христианство;
  2. их неспасительность - это их бого- и христоотдаленность как недостаток в истине, что таит в себе угрозу;
  3. нехристианским религиям подобает сотериоисторически обоснованная легитимность, которую следует отличать от человечески неспецифического, негуманного, деструктивного в этих религиях, пусть даже в отдельных случаях это и очень сложно, т.е. эти религии легитимны постольку, поскольку они могут способствовать приходу к истине людей, не ведающих о Христе;
  4. нехристианские религии обладают правом существования в связи с их позиционированием перед Откровением (до откровения во Христе), под позиционированием здесь подразумевается не хронологический, а теологически-сотериоисторический порядок, предваряющее действие которого распространяется и на время после пришествия Христа.

Спасение по закону

Апостол Павел в «Послании к Римлянам» учит: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)» (Рим. 2, 12-15).

«...Если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2, 26-29). И далее он заключает, что человек спасается «законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим. 3, 27-30).

Что означает спасение верой через Благодать?

Спасение верой возможно в разных религиях. Но это не означает, что ложная или недостаточная культовая или вероучительная объективация религиозного начала может способствовать спасению людей, подлинно верующих. Поэтому можно и должно различать между событием веры и его культовой и ценностной объективацией, которая может быть ложной или недостаточной в силу исторических, социальных или психологических обстоятельств.

Однако никто не знает, как действует благодать Божия в конкретных человеческих ситуациях: благодать Божия «питает всех, по желанию нуждающихся» (Прем. 16, 25), «ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2, 11).


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы