Что такое Средневековье, его главные признаки

17 октября 2019 в 17:39

Прежде чем говорить о том, где и когда было Средневековье, надо определить, а что это такое, каковы его характерные черты. Посему обратимся к тому региону, где оно заведомо было – Западной Европе, и тому времени, когда оно заведомо было – V–XV вв., и попытаемся найти эти характерные черты. А потом уже посмотрим, не удастся ли где-нибудь ещё эти черты обнаружить.

Мнимые признаки Средневековья

Признаки Средневековья могут быть действительными и мнимыми. Последние приписываются Средним векам современными людьми, но либо отсутствовали в ту эпоху, либо означали не совсем то или совсем не то, что мы под этими словами понимаем.

К вымышленным признакам можно отнести представления о том, что Средние века просто утопали в грязи. Ещё одно общераспространённое мнение: Средние века – эпоха мракобесия, суеверий, нетерпимости, инквизиции, охоты на ведьм, поголовной неграмотности, отсутствия подлинного образования, научной и технической отсталости даже в сравнении с античностью). Кое-что из перечисленного имело место, но... не исключительно в Средневековье. Суеверий ведь и сегодня хватает.

Инквизиция и охота на ведьм - мнимые признаки Средневековья

Инквизиция – детище западноевропейского Средневековья. Она возникла в начале XIII в. как орудие борьбы с ересью. Правда, в сознании современных людей слово «инквизиция» ассоциируется с испанской, королевской инквизицией, созданной в конце XV в., т. е. в финале Средневековья. В собственно Средние века церковная инквизиция была далеко не всемогущей.

Никак не следует оправдывать жестокости любой – королевской или церковной – инквизиции, применение пыток. Но не забудем и другое. Традиционный средневековый способ установления справедливости обвинения – Божий суд. Это мог быть поединок между истцом и ответчиком: считалось, что Господь даст победу правому. Это могло быть испытание котелком или железом. В котелок с кипящей водой бросали кольцо или на огне нагревали брусок железа, обвиняемый приносил клятву в том, что он невиновен, и либо доставал кольцо из кипятка, либо брал в руку раскалённый брусок; после этого руку смазывали жиром, бинтовали и снимали повязку через три дня. Если рана нагноилась, то испытуемый виновен – Бог шельму метит.

Целью инквизиционного процесса было установление не того, на чьей стороне Бог, а имело или не имело место преступление (например, ересь) и существуют ли доказательства того, что оное преступление совершил обвиняемый. В сущности это вполне современный подход, если не считать поиска доказательств с помощью пыток. Но так ли уж пытки чужды XX и XXI вв.

«Охота на ведьм» – вот, без сомнения, средневековый феномен. Нет, не так! Разумеется, в народе была широко распространена вера в колдунов и ведьм. Но Церковь относится к этому как к суеверию. Она, впрочем, соглашается, по меньшей мере с VI в., преследовать ведьм за «злодеяния» (maleficia), т. е. нанесение ущерба путём применения яда или порчи. Да, многие в это верили. Но ведь и сегодня газеты пестрят объявлениями о том, что некий потомственный маг или знахарка-экстрасенс снимает заклятие и порчу за соответствующую плату.

Около 1000 г. епископ Вормсский Бурхард написал пособие для исповедников – «Corrector», т. е. «Исправитель». Там он клеймит «преступных женщин, предавшихся Сатане». Эти женщины утверждали, что они по воздуху «верхом на каких-то зверях добирались до места, где происходило их сборище, и там служили языческой богине Диане», что могут «умерщвлять без всякого оружия крещёный люд и, сварив их мясо, поедать его». По мнению епископа Бурхарда, те, кто «верит в подобные заблуждения, утратили истинную веру, а потому подлежат двухлетней епитимье», т. е. налагаемому священником наказанию. Оно заключалось в длительном посте, произнесении определённых молитв и т. п.

Согласно знаменитому преданию о трагической любви – легенде о Тристане и Изольде, королеву Изольду обвинили (кстати, совершенно справедливо) в супружеской неверности, что могло повлечь за собой смерть на костре. Изольда заявила, что желает пройти испытание железом. Когда процессия шла к месту казни по городу, ей преградила дорогу огромная лужа. Спрятавшийся поблизости Тристан, переодетый нищим, взялся перенести королеву через эту лужу. После этого Изольда поклялась в том, что никто никогда не держал её в объятиях, кроме её мужа, короля Марка, и вот этого самого нищего (предполагается, что все видели: эти объятия были совершенно невинными). Она смело взяла в руки горячий кусок железа. Ожог благополучно зажил, и Изольду признали невиновной. В конце концов, формально она не солгала.

В Средние века Церковь осуждала веру в шабаши, вообще в колдовство. Но с конца XV в. малейшее сомнение в реальности колдовских действий, того же шабаша, уже воспринималось как соучастие в ведовстве. Наличие пакта ведьмы с дьяволом и погубление ими христиан власти полагают доказанным фактом в эпоху Ренессанса и научной революции! Парадоксально, но в «мрачное Средневековье» всё это считалось вредным суеверием.

Миф о безграмотности Средневековья

Неграмотным было действительно большинство членов западноевропейского средневекового общества. Однако поголовная грамотность оказалась достигнута много позднее завершения Средневековья. А в то же время университеты – детище Средних веков. К этой эпохе относится и университетское самоуправление собственной юрисдикцией. Оно осуществлялось сообществом (лат. Universitas) преподавателей и студентов. Университеты разделялись на факультеты по специальностям. И лекционный принцип обучения, и система защиты дипломов и диссертаций – всё это уже было.

Сходное можно сказать относительно научной и технической отсталости. Техника Средневековья не столь уж отсталая. Стремя, лошадиный хомут (античность знала лишь ярмо для быков), водяные и ветряные мельницы появились в Европе как раз в Средние века.

Действительные признаки Средневековья

Пришла пора обратиться к действительным, бесспорным признакам Средневековья. Важной чертой является «социологическая» (название условное, ибо никакой науки социологии в то время не было) картина мира. В произведении раннехристианской литературы, приписываемом Дионисию Ареопагиту, «О небесной иерархии» (на самом деле это сочинение было написано в V или начале VI в., тогда как Дионисий, согласно церковному преданию первый афинский епископ, жил в I в.) рассказывается о девяти хорах ангельских (точнее, трёх группах по три хора). Они окружают престол Творца и славят Его в своих песнопениях. Иерархия – ступенчатая лестница чинов, в которой низшие подвластны высшим. Все вместе они образуют стройную пирамиду. Так, вслед за Псевдо-Дионисием, представляли себе христианские писатели Средневековья устройство мира горнего.

По образу и подобию небесной иерархии строилась, на их взгляд, и земная иерархия. Никто не пытался сознательно воплотить в общественной жизни идеи раннехристианского мыслителя. Но то, что между обеими иерархиями находили общее, более того, зеркальное соответствие, придавало земной иерархии высший смысл. Общественные отношения оказывались отражением, пусть бледным и несовершенным, иерархии, подчинённой Божиему престолу. Так они приобретали высший смысл и религиозное оправдание.

Люди разного правового положения, которые принадлежали к различным сословиям и занимали неодинаковые места на общественной лестнице или обладали несхожими профессиями, образовывали разные «хоры» в христианском мире. Одни церковные авторы писали о девяти разрядах людей, начиная с короля, церковных и светских князей на вершине иерархии и кончая простонародьем в её основании. Другие писатели предпочитали говорить о тройственном делении общества: на тех, кто молится (т. е. священников и монахов), тех, кто воюет (т. е. рыцарей), и тех, кто трудится (в первую очередь крестьян).

Характерная черта Средневековья – господство христианства

Оно являлось одновременно и религией, и идеологией, и мировоззрением, и мировосприятием. Тогдашние философия, право, мораль, образование, искусство, литература в большей или меньшей мере пронизаны религией. Политическая раздробленность и разобщённость общественной и экономической жизни восполнялись религиозным единством.

Средневековье характеризуется борьбой двух почти равных по могуществу сил – Бога и Сатаны (правда, теоретически второй находится в подчинении у первого). Сражение это происходит в человеке и вокруг человека. «Сатана рождается вместе со Средними веками и вместе с ними умирает», – полагал Жак Ле Гофф. Распад средневекового единства, воплощённого в Римской (католической) церкви, начинается с Реформации. Но взгляд на человека и общество как поле борьбы между Богом и Его главным противником уходит достаточно медленно.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы