Главные причины падения Рима - интересные факты из истории - интересные факты из истории

17 октября 2019 в 12:44

Мыслители конца античности мучительно пытались ответить на вопрос: «Почему гибнет римский мир, почему некогда непобедимый Рим терпит поражение за поражением?». Особо острым этот вопрос стал после падения Рима в 410 г.

Христианская вера как причина гибели империи

В христианской империи жило не так уж мало язычников. Тех крестьян, кто продолжал по старинке молиться прежним богам, эти вопросы волновали отнюдь не с философской точки зрения. Но язычники-горожане – а к ним относились и древние сенаторские семейства, и риторы, и философы – выдвигали претензии к христианам. Они заявляли, что сторонники новой веры изгнали из Рима богов- покровителей, потому-то Рим и пал.

Знаменитейший христианский мыслитель Аврелий Августин (354– 430) взялся ответить на эти обвинения. В писавшемся с412по423г. сочинении «О граде Божием» он утверждает, что через всю историю проходит борьба и переплетение двух обществ, двух градов. Град небесный, созданный Богом, не имеет определённого места на земле (Церковь является несовершенным отражением того града), истинное отечество христианина – на небесах, а здесь человек всего лишь путник. Посему не стоит слишком уж сокрушаться из-за гибели земного отечества. Это не родной дом, а временное пристанище, так сказать, гостиница. Жалко, конечно, что постоялый двор сгорел, а с ним и толика твоего имущества, но это ведь не родные пенаты.

Ещё Тацит противопоставлял развращённых римлян неиспорченным германцам. С гораздо большей силой это делает в своём сочинении «О Божественном управлении» христианский писатель и священник Сальвиан Марсельский (390–484): «Римляне сами себе были врагами худшими, нежели внешние враги, и не столько варвары их разгромили, сколько они сами себя уничтожили. ...Саксонские люди жестоки, франки коварны, гепиды безжалостны, гунны бесстыдны. Но столь ли предосудительны их пороки, как наши? ...Достоин ли пьяный алеманн такого же порицания, как пьяный христианин? Удивителен ли обман со стороны гунна или гепида, если они не знают, что такое грех?».

Несправедливый социальный строй виновен в падении Рима

В глазах Сальвиана несправедливый социальный строй повинен в гибели Римской державы (и в этом с ним согласны современные историки). Он настаивает: «Бедные обездолены, вдовы стенают, сироты в презрении, и настолько, что многие из них, даже хорошего происхождения и прекрасно образованные, бегут к врагам. Чтобы не погибнуть под тяжестью государственного бремени, они идут искать у варваров римской человечности, поскольку не могут больше сносить варварской бесчеловечности римлян. У них нет ничего общего с народами, к которым они бегут; они не разделяют их нравов, не знают их языка и, осмелюсь сказать, не издают зловония, исходящего от тел и одежды варваров; и тем не менее они предпочитают смириться с различием нравов, нежели терпеть несправедливость и жестокость, живя среди римлян. Они уходят к готам, или багаудам, или другим варварам, которые господствуют повсюду, и совсем не жалеют об этом. Ибо они желают быть свободными в обличье рабов, а не рабами в обличье свободных...».

Град земной есть человеческое создание, сотворённое с помощью убийств и насилия. «Братоубийца Каин основал первый город, братоубийца Ромул – самый большой», – настаивал Августин. Пути земных государств определяет Господь. Он же даёт возмездие за грехи не только людей, но и градов. Рим, творя насилие, завоёвывал мир. Господь терпел долго. Более того, Он дал Риму последнюю возможность покаяться и очиститься – привёл империю к христианству. Но люди не стали от этого лучше. И вот пришла закономерная расплата, варвары оказываются орудием Господнего гнева, так сказать, «бичами Божиими».

Влияние варваров на Римскую империю

Но не следует забывать и о влиянии Рима на варваров. Варвары рвут империю на части, основывают на её землях свои королевства, отнимают у местных собственников до половины движимого и недвижимого имущества (в разных варварских владениях по-разному). А что же римское правительство? Оно объявляет захваты расселением варваров в качестве федератов. По заключаемым договорам захватчики обретают право на получение доли дохода от казённых имуществ на обретённых ими землях. Варварские вожди получали титулы наместников захваченных ими территорий, как бы по-прежнему оказывавшихся в составе Римской державы. Конечно, всё это можно счесть хорошей миной при плохой игре, некой юридической фикцией прежнего единства империи. Так, да не совсем.

Данную фикцию поддерживали и сами варвары. В основном и вожди варварских племён, эти «короли», считали себя по праву правителями лишь соплеменников, но не местного населения. Для этого им требовалось утверждение со стороны Рима или Константинополя. Нередко они сами просили и получали указанные должности и титулы наместников.

Оцените статью:
Рейтинг: 5 (Голосов: 1)

Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ