24 декабря 2019 в 16:28

Согласно христианской терминологии осевая точка индивидуумов личности, или «Совершенный Человек» - это богочеловеческая Личность, или Богочеловек Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный человек, пункт неизменного, нераздельного и неслиянного, неразлучного единства Бога и человека, пункт одновременно и имманентный, и трансцендентный всякому индивидууму личности.

Личность Христа

Личность Христа сверхиндивидуальна: она одновременно и человеческая, и божественная. «Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол. 1, 18-19). Мессия - это не только историческая данность, но и антропологическая заданость человека. Христос как принцип человека - с каждым человеком и в каждом человеке: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,20).

В этом отношении Мессия с каждой религией, но не в каждой религии. Христос тот, Кого должен реализовывать в себе человек, к Кому он должен идти путем обожения, независимо от того, в каком историческом периоде он живет, в какой культуре воспитан и к какой религии принадлежит. Путь в обратную сторону - деструктивный путь болезненной утраты человеческих качеств.

Статические и динамические полюсы личности человека

Типологическое разделение массива общества представляется в определенной степени возможным, если мы будем проводить его через выделение крайних вариантов (в схеме полюсов) патохарактерологического развития личности, в сторону которых интендируют типы, находящиеся в массиве. Понятно, что чем дальше от центра симметрии (от оси Совершенного Человека) в сторону полюса психопатии, тем более выражена внутренняя дисгармония индивидуума. В человеке также будут наблюдаться утрата творческого начала и редукция качества его свободы. Вряд ли здесь можно говорить о постепенном переходе, скорее о ступенях акцентуации и пороге акцентуаций.

Схемы, границы типов условны и подвижны. Возможны определенные взаимопереходы типов и промежуточные типы между смежными массивами. Противоположные полюсы характеризуются противоположными деструкциями личности и т.д. Патохарактерологическая структура личности по схеме описывается векторами, направленными к полюсам, исходя из их длины. Здесь можно различать статические и динамические полюсы. К статическим полюсам относятся: шизоид, истерик, эпилептоид и психастеник, а к динамическим - параноик, лабильный, аффективный и эмоционально тупой.

Механизмы формирования личности с точки зрения религии

Религиозный грех в этом контексте определяется как деструктивное для личности патахарактерологическое отклонение от «совершенного человека». Психическое исцеление и спасение души от пут греха в этом случае нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. С этой стороны религия раскрывается как путь спасения души и духовного совершенствования человека.

Здесь вновь можно вернуться к трехчастной структуре человека, представляющей собой триединство духа, души и тела. Мозг человека не является первопричиной самого себя. Он - механизм с определенными функциями и целями, биомеханическое орудие для формирования сознания, интуиции, воли, чувств. Функция механизма - улавливать и передавать силу. Сам он не является производителем силы. Так и мозг. Он не производитель, а проводник духовной жизни. Как механизм он способен к функциональному улучшению, т.е. к эволюции.

Цель эволюции мозга - достижение необходимой сложности для проявления духа. «Духовность - это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному». Дух, организующий человека как личность, больше, чем мозг. Мозг - тело человека, а душа - производная жизнедеятельности мозга в социуме, основа исторической культуры.

Воздействия на мозг меняют психику человека:

  • эмоции как физиологические реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску,
  • чувства как дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие в результате социальной организации индивидуума (например, интеллектуальные, эстетические, нравственные).

Понятие «зрелая личность»

«Духовность, свобода и ответственность - это три экзистенциала человеческого существования». Они представляют собой не характеристики человеческого бытия, а его конститутивные качества. Тело (мозг) - арена борьбы индивидуума личности с грехом, наследуемым им в процессе интернализации иных ему «я» (ср. учение о первородном грехе в христианстве). Мозг человека являет себя как человеческий мозг только в системе дух-душа-тело, поэтому режим работы мозга неправомерно сравнивать с компьютером, производящим механический расчет.

Здесь по-новому возникает вопрос, как сознание базируется на бессознательных феноменах и как бессознательное участвует в акциях сознания. Теория Карла Густава Юнга о том, что становление зрелой личности непосредственно связано с прояснением и интеграцией проявлений бессознательного, представляется в этой связи односторонней. Человек хорошо функционирует тогда, когда он из своего бессознательного в сознание выводит не все, но вместо этого интегрирует в свое сознание иные ему индивидуумы («я»), вживается в чувства и намерения других.

Неполнота не эквивалентна утрате. Она может быть испытана и как обретение. Когда человек переживает опустошенность, то целью терапии не должно быть указание на то, что при определенном взгляде он может усмотреть некие ростки в «пустыне», из которых, постоянно возделывая, он может вырастить «джунгли». Пустыня как место абсолютной ясности научает совершенно другому. Мы должны вспомнить опыт немалого количества религиозных святых, да и самого Иисуса Христа, которые удалялись в пустыню, чтобы обрести опыт истины. В скудности они испытывали богатство.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы