25 декабря 2019 в 11:37

Проблема жизни и смерти была для египтян едва ли не наиважнейшей для древнего Египта, она обрела не столько мифологическо-космогонический аспект, сколько примитивно-бытовой (большое внимание к похоронам и памяти умерших) и общественно-значимый (мумии, саркофаги, пирамиды).

Обряд превращения трупа в мумию в Древнем Египте

Считалось, что человек после смерти как бы вовсе не умирает. Существовали даже специальные заклинания, смысл которых сводился к тому, чтобы отвратить смерть от человека, уже пребывающего в загробном мире. К умершему обращались с посланиями и просьбами, на которые он вполне мог откликнуться. Более того, он мог при определенных условиях выходить в мир живых из своей могилы. Не вполне ясно, правда, в какой форме - только в форме души.

Согласно сложившимся уже в ранней древности верованиям, каждому еще при жизни следовало позаботиться не только о своем теле после его смерти, но и о душах. Что касается тела, то забота о нем сводилась в основном к едва ли не вечному сохранению хотя бы его части, прежде всего лица. Уже в глубокой древности была тщательно разработана методика обработки трупа если и не всех, то, по меньшей мере, общественно значимых персон начиная с правителя.

Подготовку трупа, т. е. превращение его в мумию с изъятием внутренностей и бальзамированием остального тела, брали на себя специальные служители храмов, сопровождавшие свою нелегкую работу множеством ритуальных обрядов. Натертая благовониями и укрепленная смолами мумия окутывалась несколькими слоями холста так, что незакрытым оставалось только лицо, тоже тщательно обработанное бальзамами. Затем мумию клали в деревянный гроб, потом в каменный саркофаг, испещренный надписями и рисунками. Подготовленное таким образом тело умершего переправляли на другой (как правило, западный, покрытый горными хребтами) берег Нила, где находилось кладбище, некрополь.

Погребальные обряды очищения в Египте

При погребении совершались обряды в стиле мистерий, изображавших странствия в подземном мире. Приносились жертвы (чаще всего быки), совершался обряд очищения мумии и, едва ли не главное, — «отверзания» на лице рта и глаз, что способствовало якобы оживлению или одухотворению мумии и позволяло покойнику видеть и потреблять те дары, которые должны были регулярно приносить ему в качестве жертв его потомки. После всего этого саркофаг прятали глубоко внутрь гробницы так, чтобы его никто не мог увидеть и побеспокоить. Обычно вместе с покойником туда же клали его вещи и прочие необходимые ему в потусторонней жизни предметы.

Завершалась церемония обильными поминками, в которых, как считалось, принимал участие и покойник. Гробницы в форме некрополя или в виде вырезавшихся в скалах с западной стороны Нила пещерах с украшенными барельефами и рисунками стенами дают специалистам много ценных сведений о жизни египтян, ибо на изображениях обычно присутствуют сцены из жизни покойника. Существенно обратить внимание на то, что города мертвых, или «жилища для вечности», как их именовали египтяне, располагались обычно на достаточно высоком по отношению к уровню реки месте, дабы разливы Нила их не достигали.

Устройство гробниц в Древнем Египте

Заботились не только о теле. Принято было считать, что у каждого человека, помимо тела и тени, имелось по меньшей мере две души, которые после смерти вели себя по-разному: «ба» (подчас в виде птицы) возносилась на небо или, по крайней мере, могла странствовать там рядом с богами, а то и спускаться на землю, даже посещать мумию в гробнице. «Ба» была свободной, отделенной от тела, тогда как «ка», которой обычно придавалось очень большое значение, оставалась с телом, причем от степени сохранности ее и тела, количества приносимых жертв и качества ухода зависели благополучие умершего в загробном мире и потенциальная возможность возрождения (выхода в мир богов на небе или в мир живых на земле) в той или иной форме.

Именно поэтому тело наиболее значимых персон, и в первую очередь правителя-фараона, так тщательно бальзамировали, приготовляя из него мумию, а также создавая в гробнице для его души «ка» поистине царские условия — достаточное представление о них дают раскопки в XX в. никем не разграбленной (редкий случай!) богатой гробницы Тутанхамона. Естественно, что для сохранения мумии и сокровищ в неприкосновенности нужны были немалые предосторожности: надежнее всего было упрятать их в середину огромной пирамиды, которая к тому же служила и символом славы, элементом престижа покойного правителя.

Что касается покойников рангом пониже, то местом их погребения становились, как упоминалось, гробницы, высеченные в скальном грунте и украшенные барельефными изображениями сценок из жизни покойника. Сначала, видимо, в эти гробницы приносили на-

Стремление глубоко упрятать мумию вызвало к жизни уже на очень раннем этапе существования государства строительство величественных пирамид, которые и по сей день являются украшением страны и справедливо считаются едва ли не первым из чудес света. К слову, строительство крупнейшей из них, пирамиды Хеопса, датируемое примерно XXVII в. до и. э., являет собой наглядное свидетельство того, о чем ранее уже шла речь: выше этого уровня строительная техника последующих веков не поднялась, хотя искусству строительных работ, архитектуре и барельефной росписи в усыпальницах египтяне на протяжении тысячелетий придавали особое значение.

Верования в воскрешение после смерти в Древнем Египте

Заботились о возможности какого-либо воскрешения или, по меньшей мере, о сохранении памяти о себе не только фараоны, но и правители, жрецы и чиновники рангом пониже. Для каждого из них делом жизни с юных лет было стремление накопить средства для строительства и украшения своей будущей гробницы. Со временем в древнеегипетской мифологии появились и специальные объяснения того, что ждет умерших. Больше всего внимания уделялось тому, как соединится со своим отцом-солнцем умерший правитель. Вообще-то имелась в виду его душа-«ба», но речь обычно шла именно о фараоне как таковом. В одних текстах рассказывалось, что он летит на небо на крыльях, в других тот же сюжет расписывался как некое плавание (небо представлялось чем-то вроде огромной водной поверхности). Полагали также, что на небо можно подняться по лестнице или по солнечным лучам.

Как бы то ни было, но чаще всего, видимо, процесс виделся как восхождение на небо на некоем судне. Такого рода судна чуть ли не в натуральную величину археологи подчас находят на песке близ гробниц некоторых фараонов, включая Хеопса с его гигантской пирамидой. Перевозил фараона на небо, как считалось, специальный перевозчик, а на небе умерший правитель становился кем-то вроде помощника бога Ра или гребца в той ладье, на которой Ра ежедневно пересекал небо.

Подарки как часть погребального отряда

Жизнь, смерть и загробный мир стоящие вещи и жертвенную пищу в качестве даров. Но позже стали считать достаточным изображение всех этих даров на специальной каменной плите с упоминанием имени покойника, которому они предназначаются. Не исключено, что еще позже делались только надписи с перечислением даров. Естественно, что похороны простых египтян ограничивались отнесением обработанного тела в некрополь, где оно и закапывалось, быть может, с изображениями и надписями, упоминавшими о жертвах и дарах.

С течением времени в воззрения на похоронный обряд и загробную жизнь все более ощутимо проникает этическое начало. Возникла идея о том, что мудрый бог Осирис, ставший к тому времени всеобще почитаемым божеством, вершит суд над умершими, взвешивая их сердца и определяя при помощи богини истины Маат, насколько каждый был грешен при жизни. Грешников пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила), а праведники могли рассчитывать на счастливую жизнь на «священных полях» иару. При этом специально подчеркивалась необходимость этической безукоризненности тех, кто заслужил пребывание на «священных полях».

Представления о загробном мире в Древнем Египте

Особо следует сказать о представлении древних египтян о загробном мире. Главное, что следует отметить, — это представление о потустороннем мире как о некоем продолжении земного существования. Более того, «священные поля», в представлении египтян, были чем-то вроде райских кущ, где всегда были сказочные урожаи, много еды, а трудились на сборе урожаев и создавали все блага так называемые ушебти, маленькие статуэтки людей, которые со времен Среднего царства начали класть в гроб всем покойникам. Так покойники стали считаться обладателями магической сверхъестественной силы, что породило практику письменного обращения к ним родственников и потомков с просьбами. Письма приносили вместе с дарами.

С возникновением идеи о загробном суде Осириса получило развитие представление о том, что каждый должен быть готов к своеобразному отчету о своей жизни с упоминанием о всех проступках и иных грехах. Возникли новые варианты судебного действа, в котором принимали участие подчас до 42 судей. Создавались искусные магические формулы, которые помогали умершему влиять на решение судей. Что касается наказаний за грехи, то они обычно сводились, в представлении египтян, к лишению права на достойное погребение, а также к изгнанию в некую преисподнюю, где они были лишены тепла и света великого Ра. А самым страшным наказанием считалось окончательное уничтожение всего, что составляет суть человека, — и тела, и тени, и душ.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы