24 декабря 2019 в 13:17

Итак, человеческая природа многослойна и многообразна. В этом смысле можно сказать: совершенного человеческого естества не существует. Каждый человек осуществляет совершенство человеческого своим собственным способом. Если верно утверждение, что каждый человек в той или иной степени является homo religiosus, то каждый глубоко религиозный человек имеет свою религию (т.е. и традиционная для общества религия в его личном представлении будет как минимум носить отличительные черты), а значит, и свое восприятие Бога.

Иными словами, в области религиозного опыта индивидуум всегда действует инновативно. В силу того факта, что индивидуумы различно вписываются в общественную систему и социальное предстоит им лишь как абстракция с определенной широтой вариаций, индивидуумы вновь и вновь придают общественно действенной символической системе свои инновативные импульсы. Этот процесс особенно заметен в этнических религиях, но имеет место и в традиционных. Так, Ветхий Завет содержит воспоминания о таких личностях, как Моисей или пророки, с четким указанием на нововведения, которые вошли в обиход Израиля вместе с ними. В Индии в историческом сознании зафиксированы такие выдающиеся основатели религиозных систем, как Капила. В конце концов, можно вспомнить и об основателях религий в собственном смысле слова - Заратустре, Будде, Мухаммеде...

Антропологические причины существования множества религий

Многообразие форм религиозных феноменов укоренено в человеке антропологически.

1.

Человек - взаимосвязанная и взаимообусловленная система трех экзистенциально различных структурных уровней: телесного, душевного и духовного (Николай Гартман). В различии этих антропологических уровней берет свое начало плюрализм разного рода (культур, наук, религий и т.д.).

2.

Человек как система функционирует по принципу реализации своей цели. В основе функционирования лежит самотрансцендирование человека с интенцией на пре-восхождение здесь-бытия.

3.

Структура, форма взаимосвязаны с функцией и взаимообусловлены с ней. Многоуровневость структуры человека отражается в его функциональном многообразии (создание человеком большего числа возможных вариантов жизнеосуществления).

4.

Развитие, изменение (в том числе деградация) задаются полярностью внутреннее - внешнее, имманентное - трансцендентное. Эта полярность - условие существования системы. Внутренняя неравновесность системы - также форма нормального существования как ответ на динамику внешнего ей. Внутренняя неравновесность обеспечивает многообразие вариантов ответов системы на трансцендентное целеполагание. Отказ системы от многообразных флуктуаций и изменений (стагнирующая стабилизация) приводит ее к дезадаптации, затем к дисфункции и в дальнейшем к разрушению и отмиранию. Одним из следствий дисфункции является повышение девиантности и агрессивности.

5.

Человек устроен как стохастическая (вероятностная) система. Это значит, что человек полностью не детерминирован внешними условиями, его реакция на них может быть как ожидаемой, так и неожиданной, вплоть до парадоксальной. Здесь реализуется принцип свободы, обеспечивающий антропологическое единство человека (единый способ бытия) в его онтологическом многообразии (различные формы бытия). Свободный ответ и решение человека по отношению к требующему ответа и решения трансцендентному началу объединяют, приводят в единство все многообразные слои человеческого бытия. Как сказал Фома Аквинский: «человек - это «unitas multiplex»» (многослойное единство, лат ).

С антропологическим началом неразрывно связано многообразие религий. Каждая религия имеет свое восприятие Бога, т.е. представление о Боге в буддизме, например, имеет мало общего с исламом. Все эти представления частны и в той или иной степени частичны, страдают неполнотой. Поэтому быть подлинно религиозным человеком означает быть открытым к религии или нерелигии наших ближних.

Но в этом многообразии религий заложено единство, позволяющее обозначать все религии как религию. Из формальной структуры религии вытекает, что единство осуществляется Божественным началом, человеком и путем от человека к Богу. Постоянно стремление всех подлинных религий направлено на преодоление разрыва между Богом и миром, особенно человечеством как частью мира, причем таким образом, чтобы не была утрачена реальность ни того, ни другого.

Остается показать, что искомое единство религий есть экзистенциальное единство динамического и исторического характера, т.е. единство в становлении, которое реализуется не только в высших сферах мистики и теологии, но и в конкретном пространстве человеческой жизни. При всем этом единство нельзя путать с единообразностью и тоталитаризмом. Живое единство религий требует множественности и разнообразия как составляющих антропологического фактора религии.

4 причины религиозного многообразия

Исходя из антропологического фактора религии, можно предложить четыре модели объяснения религиозного многообразия:

  • географическая модель - религии являются путями различных народов с различными менталитетами и культурами к единой вершине;
  • физическая модель - многообразие религий является радугой, которая становится зримой, когда божественный белый свет действительности проходит сквозь призму человеческого опыта;
  • геометрическая модель - одна первичная форма в силу влияний в пространстве и времени испытывает почти бесконечное число возможных превращений, религии являются топологическими вариантами одного энтитета;
  • антропологическая модель - всякая религия способна к изменению во времени и развитию, как язык, религии воздействуют друг на друга и заимствуют друг у друга, не теряя при этом своей идентичности.

Итак, наша задача - увидеть, что существует как единство, так и многообразие и, прежде всего, принцип единства преимущественно реализуется не в сущностно-эссенциальной сфере, а в области экзистенциального. Очевидно, что это единство в обозримом времени не достижимо, однако как динамическая сила оно уже присутствует.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы