Магия | Физиогномика | Хиромантия | Биоэнергетика » Тайны и загадки истории » Тайны папского престола » Папа Римский Григорий VII – его судьба и заслуги перед церковью

Папа Римский Григорий VII – его судьба и заслуги перед церковью, интересные факты из биографии

18 октября 2019 в 13:28

Последний этап Клюнийской реформы, или первый период борьбы империи и папства, связан с личностью Папы Григория VII (крещальное имя Гильдебранд, около 1020–1085; Папа с 1073 г.). Доныне историки спорят, являлся ли он монахом Клюнийского ордена. В папской курии он стал выдвигаться на первые роли ещё при Григории VI. При целом ряде последующих пап он фактически управлял Римской церковью.

Григорий VII борется с симонией в церкви

И до, и после избрания Гильдебранда на папский престол одной из главных целей его деятельности была борьба с симонией. Слово это в узком смысле означает святокупство – приобретение церковной должности за деньги. Из Священного Писания было известно, что апостол Пётр проклял Симона-волхва за попытку купить апостольское достоинство. Епископы суть преемники апостолов, значит, приобретение архиерейского сана за деньги есть грех Симона. Следовательно, оные симониаки должны быть прокляты преемником святого Петра – Папой.

Симония действительно разъедала Церковь. Нередко епископами и аббатами становились люди невежественные, а то и просто неграмотные. Когда ревнитель реформы Папа Лев IX попытался уволить всех священнослужителей, купивших свои должности, ему возразили, что в таком случае придётся закрыть все храмы в Италии. Борьбу с симонией поддерживали те мирские властители, кто был озабочен очищением Церкви, в частности император Генрих III и его супруга императрица Агнесса, ставшая регентшей при малолетнем сыне Генрихе IV (1050–1106; императоре 1056 г.).

Но Гильдебранд понимал симонию шире, нежели просто святокупство. Для него это ещё и получение церковных должностей из рук светской власти, и исполнение различных феодальных повинностей лицами духовного звания, являющимися вассалами мирских правителей.

Введение священнослужителя в должность называлось инвеститурой (лат. буквально «облачение», «одевание»). Проходила эта процедура так: кандидату на должность епископа (его государь либо выдвигал сам, либо поддерживал предложенного духовенством епархии) правитель лично или через своего посланца вручал кольцо – символ брака с Церковью, посох – символ духовной власти над паствой (вручение этих двух предметов именовалось духовной инвеститурой) и скипетр – знак светской власти (светская инвеститура), что знаменовало также передачу лена. Тем самым глава духовного княжества становился вассалом государя. Именно такую инвеституру Гильдебранд называл симонией.

Никакого влияния светской власти на поставление епископов

Гильдебранд защищал принцип: никакого влияния светской власти на поставление епископов, никакой вассальной службы архиереев светским господам. Латеранский собор 1059 г. принял по инициативе будущего Григория VII декрет о новом порядке избрания пап, с некоторыми изменениями сохраняющийся доныне. До тех пор понтифик избирался клиром и народом Рима с согласия императора. Отныне право избрания пап переходило к особой коллегии кардиналов. Первоначально кардиналами (от лат. cardinalis – «основной», «главный») именовали епископов, пресвитеров и диаконов, занимавших должности в епархиях Римской области или принадлежавших к клиру наиболее значимых храмов в самом Риме.

Кардиналы на своём собрании (в начале XIV в. оно получило название «конклав», от лат. con clave – «с ключом», так как происходило при запертых дверях и члены его не могли расходиться, пока выборы не закончатся) избирали великого понтифика тайным голосованием. Папу избирали без прений, абсолютным большинством и при неограниченном числе туров голосования.

Декрет вызвал недовольство не только при императорском дворе. Его отвергла римская знать, его сочли недействительным немецкие прелаты (так именуются в католичестве представители высшего духовенства: архиепископы, епископы, аббаты крупнейших монастырей, в ряде случаев наделённые епископскими полномочиями). Они даже объявили в 1060 г. о низложении Папы Николая II, предложившего данный декрет (вдохновителем его был Гильдебранд). Не без помощи тогдашнего фактического правителя империи архиепископа Кёльнского святого Аннона партия Гильдебранда одержала победу. Декрет был признан духовенством. Он гласил: «Если – кто вступит на престол против нашего декрета, будучи избран и посвящён вследствие восстания, интриг и хитрости, то он должен считаться не Папой, а Сатаной, не апостольским мужем, а апостатом (т. е. отступником) и должен быть предан анафеме вместе с теми, кто его поддерживал, и низвергнут как Антихрист, возмутитель и нарушитель христовой веры».

Григорий VII в одном из писем оправдывался по поводу «процедуры» своего избрания: «Внезапно начался страшный шум среди народа, и толпа, словно обезумев, набросилась на меня, не оставляя времени ни для возражений, ни для размышлений. Они насильно повлекли меня на апостольский престол, коего я далеко ещё не достоин».

Первым, кто вступил на престол против декрета и стал Сатаной, апостатом и Антихристом, оказался... сам Гильдебранд. В 1073 г. толпа сторонников реформы ворвалась в собор Святого Петра и заставила кардиналов безо всякого обсуждения возвести кардинала Гильдебранда на папский престол под именем Григория VII.

Укрепление Папской власти

В феврале 1075 г. Папа Григорий VII объявил инвеституру прелатов, полученную из рук светской власти, недействительной. Он окончательно утвердил принцип духовной инвеституры: епископ избирался капитулом – советом при главе местной епархии. Это не понравилось светским правителям, в первую очередь императору. Выходило, что государи не властны создавать собственных.

Борьба приобретала особо острый характер ввиду личных качеств противников. Григорий был готов на всё, лишь бы укрепить папскую власть. Неразборчивость в средствах смущала даже его сторонников. Верный приверженец реформ, соратник Гильдебранда Пётр Дамиани именовал его «святым Сатаной».

Генриха IV сторонники Папы изображали прямо-таки дьяволом во плоти. Как утверждает один хронист, император был настолько сластолюбив, что «сам по ночам совершал нападения на дома своих жертв, причём жизнь его часто подвергалась опасностям. Эта страсть к женщинам доводила его и до преступлений, так как он безжалостно лишал жизни тех мужей, которые осмеливались противиться ему. Надругавшись над благородными женщинами и девицами, он выдавал их потом за своих служителей. Солдаты его жили без всяких правил и без опасения производили грабежи по всем провинциям, причём жалобы несчастных или отвергались с презрением, или вовсе не доходили до него.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы