25 декабря 2019 в 13:35

Активное развитие постренессансной Европы в сторону свободной демократии и рыночной экономики стало судьбоносным для всего мира, но раньше всех затронуло ортодоксальных евреев, оказавшихся практически в самом его центре. Дело в том, что незаурядные способности этого народа, прежде едва ли не целиком уходившие в неимоверно трудные интеллектуальные манипуляции с многотомным Талмудом и столь важной для каждого еврея Торой, стали медленно, но вполне ощутимо переключаться на иные сферы. Прежде всего это стимулировалось развитием новоевропейской науки, расцветом университетского образования и академических естественно-научных исследовании.

Знаменитости среди ортодоксальных евреев

Среди западноевропейских евреев в первую очередь уже с XVII в. стали появляться выдающиеся деятели именно европейского масштаба. Их умы не были заняты только Торой и Талмудом. Напротив, они стали активно стремиться к получению неиудейского светского университетского образования, а получив такое, нередко оказывались в числе наиболее передовых умов своего времени. Нечто в этом роде бывало и раньше. Но именно теперь появились фигуры, можно сказать, мирового масштаба.

Среди них известный нидерландский философ Б. Спиноза, чье имя явно не нуждается в комментариях. Будучи, насколько можно судить, человеком светским по духу и интересам, к тому же занимавшимся философскими проблемами в широком смысле этого слова, он не принадлежал к числу сторонников ортодоксального иудаизма. Более того, во многих изданиях об истории иудеев о нем пишут как о человеке, чьи труды были насыщены резкими выпадами против ортодоксального иудаизма.

Нет смысла вдаваться в подробности. Важно отметить, что европейски образованный и в силу этого светски ориентированный университетский ум уже в XVII в. не мог мириться с иудейской ортодоксией в ее веками устоявшейся форме. Тем более это относится к XVIII в. — веку Просвещения. Новые условия жизни диктовали необходимость обновления как принципа догматической веры, так и отношения евреев к достижениям современной им светской сферы существования. А Великая французская революция конца этого века знаменовала собой еще больший толчок в этом направлении.

Ортодоксальный иудаизм и политика

В XIX и особенно в XX в. потребность в умных и талантливых просвещенных светских деятелях во всех сферах жизни возросла многократно. И евреи, обладавшие соответствующими интеллектуальными потенциями, откликнулись на этот призыв. В Америке знамя свободы и демократии поднял (среди прочих немногих так называемых «отцов-основателей») Авраам Линкольн. В Англии одним из самых блестящих премьеров стал Б. Дизраэли, получивший за свою деятельность графский титул. В Германии поднялся на борьбу за интересы пролетариата К. Маркс. Во Франции самым известным и богатым банкиром еще в XVIII в. стал М. Ротшильд.

Этого достаточно для некоторого вывода: ортодоксальный синагогальный иудаизм быстрыми темпами переставал быть если и не единственной, то основной формой существования и выживания для практически всех евреев диаспоры. Он сыграл свою историческую роль, сохранив евреев как хорошо осознающий свою этническую общность народ в условиях рассеяния по всему миру и очень слабой связи между разрозненными общинами. Сохранил до тех пор, когда ситуация в мире стала резко меняться, а общинные этнические и религиозные рамки, характеризующие человека, начали отходить на задний план, уступая место иным качествам и достоинствам, в первую очередь индивидуально-интеллектуальным.

Ортодоксальные евреи и неортодоксальные – в чем разница?

Разумеется, это не означает, что вышедшие на широкую арену политической либо финансовой и какой-либо иной деятельности евреи сразу же порывали с иудаизмом как родной для их предков и близких религией. Бывало по-разному. Но одно вне сомнений: позиции ортодоксально-талмудического иудаизма ослабевали. Возникала ситуация, широко открывавшая двери для иудаизма неортодоксального, современного, реформистского, в рамках которого влияние религии и ее представителей, начиная с раввинов, ослабевало.

Что же представлял и представляет собой неортодоксальный иудаизм? С одной стороны, как уже о том было сказано, это отход от синагогально-раввинской ортодоксии с ее повышенным вниманием к Торе и Талмуду (о Каббале всерьез речь вести не стоит). Просвещенные и хорошо образованные евреи, быстро занявшие видные места в мировой элите или довольствовавшиеся обычным средним уровнем бытия и реализации своих способностей (а таких становилось все больше, что было заметно на примере уменьшения количества и населения еврейских местечек и увеличения числа евреев среди городского и особенно квалифицированного и неплохо обеспеченного населения практически во всем западном мире, включая и Россию), все реже посещали синагоги и обращались к раввинам, все меньше уделяли внимание знакомству своих детей с иудаизмом. Возникли еврейские воскресные школы, позволявшие сочетать это знакомство в его минимальной форме со светским школьным и тем более университетским образованием. А образование делало свое дело.

Вчерашние правоверные евреи становились в ряды активных граждан той страны, где они жили. А в некоторых из этих стран, где общий интеллектуальный уровень народа был по каким-либо причинам ниже среднего, как, например, в России с ее к тому же очень большим количеством евреев, появившихся при Екатерине после присоединения Польши, они энергично выходили на передний план общественно-политической жизни. Более того, в ситуации политической неустойчивости именно они начинали играть очень заметную, а по мнению некоторых исследователей, чуть ли не решающую роль в революционных организациях. Там, где политическая ситуация была достаточно устойчивой, они шли иным путем, делая немалый вклад в иные сферы жизни общества.

И как результат, многие евреи — особенно это касается России и СССР — переставали или почти переставали быть евреями в главном, что было характерным для этого народа ранее на протяжении веков — в своей преданности или даже просто причастности к религиозному иудаизму. Часть их ассимилировалась в процессе метисации, другие оставались евреями только по национальной принадлежности, что, к слову, в условиях никогда не утихавшего антисемитизма, было для них огромным социальным минусом (знаменитый пятый пункт в старых советских паспортах: национальность).

Сионизм как одно из направлений развития ортодоксального иудаизма

И вот здесь важно сказать о реакции ортодоксального иудаизма на эти тенденции. Главным его направлением в новых условиях, отягощенных к тому же, особенно в России, еврейскими погромами, стало стремление хорошо образованных и интеллектуально выдающихся представителей мирового еврейства к радикальному изменению места евреев в современном мире. Это направление получило наименование сионизма (напомню, что Сион — название холма, на котором свыше тысячелетия стоял Иерусалимский храм и где до сегодняшнего дня сохранился фундамент, так называемая Стена Плача, священное место для всех евреев). Сионизм получил особое развитие в Австрии и в России, где жили основные его идеологи — Т. Герцль, В. Жаботинский и др. Целью этого движения, исходившего прежде всего из необходимости сохранить евреев как народ перед реальной угрозой его ассимиляции в рамках набирающих силу соответствующих тенденции, стала агитация евреев за переселение в малонаселенную тогда, свыше века назад, и малоплодородную Палестину с целью воссоздания там своего государства.

Как известно, именно это движение привело в свое время, уже после Второй мировой войны и нацистского Холокоста, унесшего жизни 6 млн. европейских евреев, к созданию государства Израиль, вот уже свыше полувека в тяжелейших условиях враждебного окружения отстаивающего свое существование. Здесь мы невольно сталкиваемся с проблемой современного иудаизма, как в государстве Израиль, так и во всем остальном мире. Насколько сильно влияние этой религии на евреев, по-прежнему рассеянных во всем мире, хотя и имеющих свое государство? Вкратце можно сказать примерно так: позиции иудаизма и в Израиле, и во всем остальном мире примерно одинаковы.

Традиционные ортодоксальные евреи сегодня

Есть немалое число сторонников традиционного ортодоксального иудаизма, в Израиле представленных своими политическими партиями. Но большая часть евреев не принадлежит к их числу. Это не означает, что они вовсе равнодушны к религии и к еврейству как этнической общности, исторически сложившейся в глубокой древности и своим сохранением в условиях диаспоры в основном обязанной именно религии. Но преданность их религиозной идее в современных условиях весьма невелика и ограничивается чаще всего соблюдением важнейших обрядов, праздников, а также обучением основам иудаизма в общеобразовательных школах (вне Израиля есть еврейские школы или воскресные школы). Университетское образование везде, в том числе и в Израиле, остается, как правило, светским и соответствующим современным мировым стандартам.

Иудаизм как монотеистическая религия, как развитая культурная традиция с мифопоэтическим и философским интеллектуальным потенциалом сыграл немалую роль в истории культуры. Наиболее эта роль в том, что через христианство и особенно через ислам религиозно-культурные принципы монотеизма стали широко распространяться. Это заметно, в частности, в том, что многие народы мира, тесно связанные с иудаизмом общими корнями и культурно-генетической близостью, вместе с идеей монотеизма восприняли и мифопоэтическую традицию библейских текстов с их легендарными героями и пророками, патриархами и царями. Это религиозно-культурное наследство иудаизма оказало огромное воздействие на христиан и мусульман, хотя многие из сравнительно малообразованных представителей упомянутых конфессий подчас не готовы признать это, а иногда и не подозревают о первоисточнике мудрости заповедей и предписаний, о реальных прототипах мудрецов и пророков.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы