Олимпийские игры - древняя и современная история

17 октября 2019 в 5:10

Плодородная долина на полуострове Пелопоннес стала местом главного античного празднества — Олимпийских игр. Они проводились в память о битве двух богов, но на фоне общегреческого «священного мира».

Олимпия – город рождения Олимпийских игр

Четырехлетний цикл нынешних олимпиад, начавшийся в 1896, прерывался мировыми войнами, омрачался терактами и политическими бойкотами. Эти игры были воскрешены как символ мирного соревнования стран, представленных своими лучшими атлетами. Однако атмосфера международных интриг вокруг главных спортивных состязаний современности вполне соответствует их непростой многовековой истории.

Древняя Греция никогда не была единым государством — ее то и дело раздирали кровавые междоусобицы. Однако раз в четыре года в июле все войны прерывались «священным миром». Более 1000 лет — с 776 до н.э. по 394 н.э. — греки объединялись в едином, общем для них стремлении к физическому совершенству.

Памятник этому древнему спортивному празднеству — руины Олимпии, городка в плодородной пелопоннесской долине, омываемой рекой Алфей (Алфиос) и ее притоком Кладеем. Раскопки показывают, что это место было священным с доисторических времен. Затем город стал центром поклонения главному из богов — Зевсу. Согласно легенде, он и положил начало олимпийским состязаниям, сразившись здесь со своим отцом за власть над миром. Потом тут мерялись силами другие бессмертные —

Аполлон боксировал с богом войны Аресом и бегал наперегонки с богом дорог, торговли, пастбищ и стад (и покровителем воров) Гермесом. Олимпия стала местом божественных поединков, правила для которых установил могучий Геракл.

Олимпиады для простых смертных начались в 776 до н.э. с празднества у храма Зевса в честь заключения мира между царями соседних городов Элиды и Писы. Состоялись соревнования по бегу, в которых победил элидский повар Кореб. Потом имена чемпионов — олимпиоников — стали заноситься в анналы: к их рекордам привязывалась хронология прочих исторических событий.

Объявив на время игр военное перемирие, города- государства давали выход страстям в бескомпромиссных спортивных поединках. Главными соревнованиям« были бег, кулачный бой, борьба и их сочетание - панкратион, где разрешалось почти все. Победители Олимпиад пользовались исключительным почетом и уважением - их скульптурные портрета ставились рядом со статуями богов.

Со временем в программе игр появились гонки колесниц, прыжки, метание диска и копья и бег с оружием. К V в. до н.э. Олимпиады стали главным греческим празднеством с четко установленной программой проведения.

Несмотря на мир, контроль за играми создавал сильные трения между Элидой и Писой. Примерно к 700 до н.э. конфликт настолько обострился, что все греческие государства обязались во время Олимпиад не вести войн — традиция, сохранявшаяся на протяжении 1000 с лишним лет до запрета этих соревнований. Приостанавливались также судебные процессы и исполнение смертных приговоров. Воевать во время игр и месячной подготовки к ним было святотатством, чреватым серьезными санкциями.

Организация спортивного праздника

Организаторами игр были жители Элиды, подходившие к делу серьезно. За несколько месяцев, чтобы объявить о дне открытия, во все греческие города и колонии, вплоть до Крыма, рассылались гонцы — спомдофоры. Из элидцев выбирались судьи и распорядители — эллаподики, следившие за соблюдением строгих правил не только на соревнованиях, но и до их начала.

Узнав о дне открытия, претенденты на участие начинали домашние тренировки, но для регистрации прибывали в Элиду за месяц до игр. Последние недели они тренировались под надзором элланодиков по установленной ими программе. За нарушение режима пороли розгами. К соревнованиям допускались только свободные мужчины и мальчики чисто греческого происхождения — этот момент тщательно проверялся. Правило смягчили после подчинения Греции Риму — его граждане тоже стали участвовать в Олимпиадах. Женщинам запрещалось участвовать в Олимпийских играх даже в качестве зрителей.

Пока олимпийцы тренировались, дороги, ведущие к уединенной долине, где предстояли игры, заполнялись зрителями. Их безопасность гарантировал «священный мир», угодный Зевсу. Многие шли пешком, ночуя под звездами. Богатые ехали верхом или на колесницах. Прибывавшие морем сходили на берег в устье реки Алфей и следовали вверх по священной реке берегом. В толпе было много акробатов, фокусников и музыкантов. Женщинам в течение пяти дней празднества вообще запрещалось появляться на «олимпийской» стороне Алфея.

Церемония открытия Олимпиады

Первый из дней отводился церемонии открытия — жертвоприношениям и клятве участников. Главную жертву приносили на алтаре Зевса Оркея, т.е. Клятвоблюстителя. Организаторы, атлеты и их семьи собирались в Булевтерии — здании, выстроенном в VI в. до н.э. Здесь перед статуей бога закалывали дикого кабана. Над его тушей каждый участник клялся, что чист перед законом и не будет нарушать олимпийских правил. Лжец или клятвопреступник штрафовался и пожизненно дисквалифицировался.

Современные Олимпиады начинаются с возжигания священного огня, доставляемого в принимающую страну из Олимпии эстафетой бегунов (и другими средствами). Точный распорядок древних игр неизвестен, но огненный ритуал там тоже присутствовал. В один из пяти дней торжественная процессия элламодиков в пурпурных мантиях под звук труб вступала на стадион. За ней следовали атлеты. Пламя вспыхивало на жертвенном алтаре.

Программа состязаний

На второй день Олимпиады зрители вставали с петухами, чтобы занять лучшие места. Земляки держались вместе. В программу состязаний входили бег, борьба, кулачный бой, метание диска и копья, бег с оружием, гонки па колесницах. Все, кроме возниц, выступали обнаженными — греки ценили физическую красоту. Командных состязаний не было — каждый побеждал единолично, но делил славу с родным городом.

Всадники и колесницы соревновались на ипподроме — арене длиной 706 м южнее главного стадиона. Кони удерживались на старте натянутым поперек канатом, который убирался по сигналу трубы. Наездники пользовались только уздечкой, ни седла, ни стремян у них не было. Победа засчитывалась животному, даже если оно финишировало без всадника. Такой случай произошел с кобылой Аурой, которая с первых же минут повела скачку, сбросив «лишний груз». Победителем объявили ее владельца коринфянина Фейдола, а в Олимпии поставили статую его лошади.

Гонки колесниц были спортом опасным. Возница нахлестывал кнутом четверку коней (позднее — пару), делая по ухабистой трассе на безрессорной двуколке 12 кругов. Аварии были в порядке вещей, и лишь возницы экстракласса умудрялись на высокой скорости вписываться в крутые повороты, лавируя между сломанными колесницами, разбегающимися лошадьми и упавшими телами соперников.

Кулачные бои

В борьбе надо было трижды положить противника на лопатки. Знание приемов и умение держать равновесие значили здесь не меньше грубой силы. Однако она, безусловно, приветствовалась. Один из самых знаменитейших олимпийцев древности, пятикратный чемпион по борьбе Милон Кротонский (с юга Италии), прославился своими показательными выступлениями, в том числе умением, сокращая мышцы, разрывать обвязанную вокруг головы веревку. Когда постаревший атлет проиграл свою шестую Олимпиаду, толпа выбежала на стадион и пронесла его по кругу почета под всеобщие овации.

В кулачном бою руки обвязывались кожаными ремнями, но большие пальцы оставались свободными. Бились без временных рамок, пока кто-нибудь не сдавался или не падал без сил. Э го был тест на выносливость.

Сочетанием кулачного боя и борьбы был панкратион. Здесь не разрешалось только кусаться и выдавливать сопернику глаза. Зрелище было не для слабонервных. Очищенную от камней землю поливали водой, и окровавленные атлеты валялись в грязи, выкручивая друг другу суставы, нанося тумаки и лягаясь. Схватка велась, пока кто-нибудь не признавал свое поражение. Однако убийство не поощрялось и считалось недостатком мастерства.

Олимпийский марафон

Бегали на три дистанции: спринтерскую, из конца в конец стадиона (1 стадия = 192 м); диавлос — на 2 стадии; долихос — на 24 стадии (примерно 4,6 км). Марафон ввели только на современных Олимпиадах в честь легендарного война-гонца Фидиппида, без остановки пробежавшего в 490 до н.э. около 40 км между Марафоном и Афинами, сообщившего о победе греков над персидским (иранским) десантом и тут же умершего.

Сохранилась стартовая линия стадиона в Олимпии, рассчитанная одновременно на 20 атлетов. Сначала был отборочный длинный забег, а затем 2 коротких. Стартовые колодки представляют собой вкопанные в землю каменные плиты с двумя параллельными бороздами, от которых отталкивались пальцами босых ног. Вместо выстрела звучала труба или просто крик: «Апите!» («Марш!»).

Кроме трех забегов налегке, был четвертый, на 2 стадии «в полной выкладке» тяжеловооруженного греческого пехотинца (гоплита).

Пятиборье

Самым греческим из древних олимпийских соревнований можно считать пентатлон, т.е. пятиборье. В него входили бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьба. Очевидно, это требовало силы, скорости, гибкости — гармоничного физического развития, идеала древней Эллады.

Диски бывали каменными или бронзовыми. Олимпийские не сохранились, но другие греческие экземпляры той эпохи весят до 6,6 кг при диаметре 15—23 см. Олимпийский чемпион Фавл метнул диск на 29 м. Сейчас этот рекорд перекрыт в два с лишним раза, но дисками весом 2 кг. Похоже, древние дискоболы делали один замах назад, согнувшись, а потом три четверти оборота. Сейчас, перед тем как выпустить снаряд, они вращаются вокруг своей оси два с половиной раза.

Что касается копья — не ясно, что ценилось: расстояние или точность. К древку крепилась ременная петля, которую зацепляли указательным пальцем, придавая им дополнительный толчок снаряду. Аналогичным образом праща усиливает бросок камня.

В длину прыгали, по-видимому, с места, пять раз подряд, под флейту, задающую ритм движений. В руках прыгун держал каменные или свинцовые гантели, взмахивая ими для придания себе импульса.

Народные гуляния и награждение победителей

Олимпийское празднество разворачивалось не только на стадионе и ипподроме. Собравшиеся толпы гуляли день и ночь. Разносчики торговали вином и медовыми пирогами, безделушками, амулетами, изображениями богов. Обширную аудиторию собирали выступления демагогов и официальные состязания поэтов и ораторов. Множество их стекалось сюда, чтобы блеснуть талантами и привлечь новых учеников.

В Олимпии перед толпой выступал философ Платон (428 или 427—348 или 347 до н.э.), а историк V в. до н.э. Геродот прославился, читая главы своих сочинений. Здесь же в 380 до н.э. Исократ представил свой трактат «Панегирик», призывая греков объединиться.

В последний день игр объявляли и награждали победителей. На греческих Олимпиадах не признавали вторых и третьих мест: в каждом виде спорта был единственный призер. Сам приз был чисто символическим, но каждого чемпиона (олимпионика) ждала громкая пожизненная слава. Толпа в благоговейном молчании выслушивала его имя, имя его отца и название его города. Потом он получал венок из листьев священной маслины, которую, согласно легенде, посадил сам Геракл. По завершении церемонии процессия олимпиоников, элланодиков и побеливших лошадей шла в Альтис — священную платановую рощу у подножия горы Крои. Эти деревья тоже якобы сажал Геракл.

Особую славу стяжали периодоники — победители не только Олимпиады, но и всего цикла греческих спартакиад. Чемпиона встречала ликованием вся родная страна. Иногда устраивался грандиозный спектакль: для въезда героя разбирали часть городской стены — ворота были для обычных путников.

Многие чемпионы участвовали в играх десятилетиями. Феоген с Фасоса, непобедимый борец V в. до н.з., выступал 22 года, получая венок за венком. Слава сделала его буквально бессмертным — он был провозглашен потомком Геракла. С начала IV в. до н.э. Феогена почитали как бога.

Религиозная окраска чемпионства неудивительна, если учесть мифологизированность древнегреческого сознания. Физические данные атлетов считались божественным даром: Зевс помогал тем, кто того заслуживал — здоровым образом жизни и упорными тренировками. «Не придет без усилий победа, что наши заслуги венчает и жизнь украшает», — пел лирик Пиндар.

Статуи победителей и богов стояли в олимпийском святилище рядом. Некогда там было минимум 200 таких скульптурных портретов. В 430 до н.э. афинский ваятель Фидий изготовил для Олимпии из золота и слоновой кости статую Зевса высотой 15 м. Украшенный драгоценными камнями колосс стал одним из Семи чудес света.

Запрет Олимпийских игр

Зевса и его чемпионов чествовали еще несколько дней после игр, завершавшихся пиром для атлетов и почетных гостей в Пританее (горсовете). Потом толпы рассасывались. Палатки и лотки сворачивались. Зрители, торговцы и разносчики возвращались в родные края, и на священную Олимпию вновь опускался покой.

После покорения Греции римлянами (в 146 до н.э.) программа игр чуть было не изменилась. В 65 н.э. император Пером настоял на включении в нее музыкального и драматического конкурсов. Сам он участвовал в гонке на колесницах, управляя десяткой лошадей. Правда, упал и сошел с дистанции, но все же получил оливковый венок. В 68 он покончил с собой, а эту позорную 211-ю Олимпиаду вычеркнули из анналов.

Однако римляне редко нарушали ход игр до 394 н.э., когда богобоязненный император-христианин Феодосий I запретил их, объявив языческим пережитком. Землетрясения VI в. привели к паводкам, занесшим Олимпию почти пятиметровым слоем ила. Место оставалось относительно нетронутым до начала в 1875 широкомасштабных раскопок.

Новая история Олимпиады

Вдохновленный сенсационными находками французский энтузиаст спорта барон Пьер де Кубертен в 1894 на Международном спортивном конгрессе добился возобновления Олимпиад как символа мирного соперничества наций. В играх 1896 участвовало 13 стран, через сто лет — около 200. Росло и количество видов спорта. До 1924 в программу игр входили только летние виды состязаний (хотя иногда включались хоккей и фигурное катание на коньках). В 1924 в Шамони (Франция) впервые были проведены самостоятельные зимние Олимпийские игры. За новейшую историю Олимпиад ее неоднократно омрачали войны (из-за них отменялись Олимпиады 1916, 1940,1944), частичные бойкоты (1980, 1984), захваты заложников...

В 1916 Олимпийские игры должны были состояться в столице Российской Империи Петербурге, но помешала мировая война. Остается надеяться, что греческий пример поможет нам найти путь к вечному «священному миру».

Оцените статью:
Рейтинг: 5 (Голосов: 1)

Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ