25 декабря 2019 в 13:03

Начиная с первых веков господства мусульман и в годы наиболее строгих преследований сторонников иранской религии часть этих последних, не выдержав преследований, стала покидать свою страну и активно мигрировать. Наиболее удачная судьба ожидала тех, кто мигрировал в Западную Индию, где уже с начала X в. возникла, а затем в ходе последующих миграций все возрастала община огнепоклонников, которые получили в Индии наименование парсов, т. е. выходцев из Персии.

Религия парсов

Становление и последующее процветание этой общины на ее новой родине, всегда отличавшейся почти беспредельной веротерпимостью, заслуживает внимания. Первые поселенцы, как это сохранилось в памяти парсов, высадились на небольшом острове Диа, где прожили около 20 лет, пока правитель прибрежных территорий Гуджарата не пригласил их селиться на его земле. Парсы основали поселение Санджан, где построили поселок и зажгли священный огонь Аташ-Бахрам, для чего специальные гонцы были посланы на родину, в Хорасан, дабы доставить оттуда все необходимое для ритуальной церемонии зажигания огня.

Вскоре поселение и священный огонь стали ритуальным центром, привлекавшим к себе всех зороастрийцев, эмигрировавших ранее из Ирана. Создавались новые поселения, но священный огонь Аташ-Бахрам оставался единственным в этом регионе на протяжении почти 800 лет. Он был объектом паломничества парсов, которые постепенно расселились по всему Гуджарату.

Новопоселенцы со временем хорошо изучили местный язык гуджарати, переняли одежду местного индийского населения, но в доме каждого парса всегда горел очаг, который был как бы частицей священного огня их древней иранской религии. Все гуджаратские поселения зороастриицев-парсов имели своих священнослужителей, выполнявших необходимые обряды, но ни одно из них не порывало с первоначальным центром, где горел священный огонь. Со временем расселившиеся достаточно далеко друг от друга группы соседних поселений парсов или городов, где среди индийцев жили парсы, создавали свои коллективы обслуживавших их жрецов.

Уже в XII в. Среди парсийских священнослужителей появилось немало высококвалифицированных знатоков канона, которые писали новые рукописи или переводили на санскрит древние тексты Авесты. Как и их единоверцы в Иране, парсы строили для захоронения своих умерших высокие башни с цементированной ямой-оссуарием.

Отношения общины парсов с представителями других религий в Индии

С возникновением в начале XIII в. Делийского султаната в Гуджарате появилось много мусульман. Однако исламские руководители султаната в Индии вели политику религиозной терпимости по отношению ко всем представителям иных конфессий, начиная с основной массы индуистов. Это помогало парсам чувствовать себя спокойно и быть всецело преданными своей древней религии. Нашествие Тимура на Иран и соседние с ним страны в конце XIV в. и полное разрушение всей древней культуры этого региона привели к тому, что многие иранские зороастрийцы вынуждены были бежать в Гуджарат, пополнив собой уже довольно многочисленную колонию индийских парсов.

Парсы мирно уживались с индуистами. Когда некоторые чересчур ретивые мусульманские правители Гуджарата в XV в. начали войну с местными индуистами, парсы воевали на стороне индуистов. Священный огонь на время сражений был перенесен в одну из пещер недалеко от Сандждана, где он благополучно просуществовал около двух лет, пока положение дел в Гуджарате не нормализовалось. Затем огонь перенесли на новое место — в Навсари, который стал центром парсийского зороастризма.

Показательно, что к этому времени обе общности, иранская и парсийская, стали уже достаточно далекими друг от друга, во всяком случае в языковом отношении. Парсы практически забыли свой язык. И когда из общины близ Навсари был послан в Йезд священнослужитель, который должен был проконсультироваться с иранскими коллегами относительно некоторых деталей обрядов и богослужений, его в Иране просто не могли понять. Посланцу пришлось прожить в Иезде, занимаясь мелкой торговлей, около года, пока он не овладел персидским языком настолько, чтобы получить нужные советы. Зато он привез с собой две ценные рукописи, написанные в Иезде специально для парсов. Этот и ряд последующих контактов в XV-XVII вв. убедили общины зороастрийцев в Иране и Гуджарате в том, что они продолжают одинаково понимать древнеиранскую религию и следовать ее нормам. Различия были в мелочах. Так, парсам в Индии пришлось отказаться от обычая принесения в жертву считавшихся в Индии священными быков и коров. Кроме того, в Индии парсы стали рассматриваться как особая каста, а это привело к обычаю эндогамии, т. е. к тому, что парсами могли быть лишь парсы по рождению, т. е. только иранцы по происхождению.

Когда Индией (XVI в.) стали управлять императоры династии Великих Моголов, появившиеся вскоре после этого португальцы сумели добиться прав на остров Бомбей, который они быстро превратили в свой колониальный форпост. В борьбе с местными султанами португальцы вели себя жестоко, в результате чего пострадали и парсы. Зато при могольском императоре Акбаре парсы, как и другие конфессиональные общины страны, не говоря уже о сотнях миллионах индуистов, стали процветать. Несколько ученых священнослужителей из их числа были даже приглашены ко двору. Некоторые из них, в том числе и прибывшие из Ирана по соизволению шаха Аббаса, за свою ученость официально были удостоены исламского звания мулла. Кроме того, именно Акбар отменил джизию, облегчив налоговое бремя немусульман. К сожалению, после смерти Акбара джизия была восстановлена и отношение к иноверцам снова ужесточилось.

Религиозные разногласия среди парсов

Несмотря на это, количество парсов в районе процветающего Бомбея увеличивалось, одновременно росло и число священных огней. В эти века начались и первые распри между группами священнослужителей, живших в наиболее важных парсийских религиозных центрах с их священными огнями. Споры велись вроде бы по второстепенным вопросам — например, как обвязывать рот умерших при отнесении их на башню. Потом стали возникать разногласия по поводу календаря (из Ирана пришли новые версии летосчисления, и отдельные группы парсов склонны были принять это новшество, тогда как другие отказывались от этого). Споры велись чуть ли не столетие и в результате едва не привели к расколу. Однако раскола все же не произошло. Зато с XVIII в. парсы перестали обращаться к иранским зороастрийцам за советами.

Рассвет общины парсов в Индии

XIX век стал периодом расцвета бомбейских парсов, чему в немалой мере содействовала британская Ост-Индская компания, завладевшая городом и поощрявшая развитие в нем производства и особенно торговли. Всю внутреннюю администрацию компания возложила на конфессиональные общины, создав панчаяты (советы старейшин). Возник панчаят с немалыми административными правами и у бомбейских парсов. И хотя в его составе, как правило, не было священнослужителей, этот панчаят ревностно отстаивал религиозные принципы парсов, делая особый упор на сохранение принятой в зороастризме ритуальной физической чистоты.

Кроме того, английские миссионеры, а также университеты и колледжи, открытые для всех, включая и парсов, сильно расширили традиционные и основанные преимущественно на древних текстах Авесты знания значительной части парсов, по меньшей мере горожан, из которых вскоре в общине сформировался своеобразный средний класс. Появились знакомые с западной культурой учителя, доктора, юристы, журналисты и т.п. Благодаря этим весьма заметным и существенным новациям возникла проблема религиозных реформ.

Получившие западное образование молодые и энергичные парсы, включая разбогатевших торговцев и предпринимателей, не хотели далее быть жестко скованными множеством религиозных предрассудков. К ним присоединилось и молодое поколение из числа священнослужителей, которые тоже давали своим детям не только традиционное религиозное, но и западное светское образование, необходимость получения которого ощущали уже практически все. В XX в. уже большинство парсов были горожанами и, более того, выделялись среди прочих своей деловой активностью, богатством и филантропией — достаточно назвать имя предпринимателя Д. Тата.

За последние десятилетия многие индийские парсы мигрировали в разные страны, где подчас составляют значительные колонии. Разумеется, при этом преданность и строгое следование заповедям древней веры уменьшаются. Примерно то же происходило и с иранскими огнепоклонниками.

Зороастрийцы и парсы сегодня

XX век принес немало нового в развитие стран Востока. Это новое коснулось всех сторон жизни людей, в том числе и религии. Главным в ее реформировании было стремление приспособиться к быстро меняющимся обстоятельствам. Казалось бы, какое дело людям разных конфессий до того, что происходит в общинах иной религии? Оказывается, дело есть. И в тех случаях, когда компромиссы оказываются невозможными, возникают религиозные воины, как то случилось в момент обретения независимости Индии в 1947 г. между индуистами и мусульманами. Зороастрийцы и парсы были религиозным меньшинством в своих странах. И им компромиссы были необходимы, что было осознано еще до XX в. И они шли на вынужденные уступки.

Это наиболее наглядно проявилось на примере с жертвоприношением коров, которые издревле считались в Индии священными животными. Вначале и довольно долго парсы не считались с этим и совершали привычные для них жертвы. Но в XX в. и даже несколько ранее стало очевидным, что это вызывает резкое недовольство индуистов и грозит непредсказуемыми осложнениями с религиозным большинством страны. Дабы и без того не всегда спокойная ситуация не обострялась, парсы не только сами отказались от жертвоприношения коров и быков, но и побудили во многом зависевших от их помощи и содействия более отсталых и малочисленных иранских зороастрийцев сделать то же самое. Это один из примеров разумного компромисса в процессе реформирования древней религии, догматы которой не слишком от такой реформы пострадали.


Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы