24 декабря 2019 в 15:30

Прежде чем перейти к изложению принципов самой методики, сделаем небольшое, но важное отступление по поводу двойного смысла религии.

Двойной смысл религии

Во-первых, религия осмысливается как особое благочестие, посредством которого человек оказывает Богу подобающее Ему поклонение и совершает Его почитание. Это может совмещаться в некоей конкретной религиозной практике, культе. Религиозные ритуалы суть формы выражения, практики религий. Религия - это то, что в индуизме называется «дхармой» (обязанность, добродетель, религия, санскрит и пали), в исламе «дин» (обычай, обязанность, право, религия, араб,), а в древнегреческом политеизме «эвсевия» (почтение к значимым ценностям и обычаям), «фреския» (культовое исполнение религиозной заповеди), «латрия» (служение и вознаграждение), «севас» (благоговейное удивление и трепет), то есть она - сумма и синтез практических социальных, этических и культовых требований и правил, определяющих религиозную и культурную жизнь.

Во-вторых, религия осмысливается как мистическая любовь, связующая людей и Бога, та мистическая связь, которая, трансцендируясь через пространство и время, соединяет человека с Богом, но, однако, укоренена на земле. На санскрите это именуется «мокша» (спасение, освобождение), на арабском - «слам» (спасение, неповрежденность, преданная связь с Богом), на древнегреческом - «агапи» (любовь, высшая ценность).

Понятия класса «религия» многообразны: в одном случае они направлены на социально-культурное и культовое место индивидуума, в другом - на методический и концептуальный путь, которым индивидуум намерен преодолеть круг ограниченного человеческого бытия, становиться в большее. Оба смысла сплетаются между собой, и каждая ортодоксальная религия требует внутри себя следования культу, так как религиозный культ, который может быть как внешним, так и внутренним, является собственно путем достижения мистической цели единства человека и Бога. Мы не должны упускать из вида этот двойной, мистический и культовый, смысл религии, хотя будем анализировать ее собственно онтологическое и сущностное значение.

Фазы метода изучения религии

Перейдем к общей методике религиоведения. Отвечающий требованиям религиоведческой науки метод изучения религии состоит из последовательности двух фаз:

  • знание фактов;
  • их интерпретация.

Рассмотрим эти две фазы подробнее.

Исторический метод исследования религиозных феноменов

Фаза а. Чтобы знать, что есть религия, мы должны знать, что есть религии как феномены, т.е. ознакомиться с многообразием религиозных фактов. Они имеют, с одной стороны, историческую природу, а с другой - мистическую, таинственную структуру. Исторический метод исследования религиозных феноменов разворачивает двойную перспективу: индивидуальные психологические факты и социальные исторические события.

Мы должны исследовать как индивидуальную историю религиозного человека, так и социологическую и институционную истории религий, чтобы знать, что представляют собой религии, что они есть.

Если феноменология религии намеревается получить аутентичное знание о религиозном феномене, тогда она должна обладать особым методом, т.е. иметь особый орган для выявления специфических черт религиозных фактов. Религиозный феномен - больше, чем просто исторический факт, одновременно он и факт мистический. Как сущность народного танца не может быть обнаружена лишь посредством одной феноменологии видимых движений без обращения внимания на ритм и музыку как душу танца, так невозможно выявить и понять сущностное в религии посредством применения к религиозным фактам такого рационалистического метода, который apriori исключает мистическую основу религии. Даже если внешнее описание элементов религии будет детальным и точным, общая модель религии будет деформирована. Это подтверждает взаимопротиворечивость многочисленных теорий о сущности религии, строящихся исключительно на классификациях только тех религиозных феноменов, которые прошли рационалистическую фильтрацию. В результате этой теоретической взаимопротиворечивости в религиоведении к настоящему времени сложилась патовая ситуация отказа от определения понятия «религия».

Религиозный факт - это не только эмпирическая вещь, наблюдаемая посредством фотолинз человеческих глаз и кодифицируемая посредством человеческого разума. Он не должен быть иррациональным и еще менее того внеразумным, но в то же время - это не простой факт, который мы способны охватить в пределах чистого разума. Так, например, любовь не может быть постигнута одним рассудочным методом, а ведь не существует ни одной подлинной религии без элемента любви.

Единственно реалистический и правильный метод исследования некоторой вещи всегда зависит от природы самой вещи. Природа какого-либо факта будет лишь тогда очевидна, когда мы применяем соответствующий, подходящий метод исследования. Это - не circulus vitiosus (порочный круг, лат.), а - circulus vitale (жизненный круг, лат.), который, как и многие другие апории рассудка, может быть прорван и преодолен лишь посредством самой жизни.

Чтобы изучить и понять факт «цвет», следует применить визуальный метод, акустический же цвета не распознает. Это значит, что мы должны тесно сконтактировать с религиозным феноменом, а затем осознанно дистанцироваться и наблюдать религиозные факты точно так же, как и все прочие, в полноте нашего существа, чтобы выявились требующиеся природой этих фактов стороны, способности и т.д. нашего «сам», которые смогут максимально воспринимать впечатления от религиозных фактов, подлежащих затем исследованию.

Как затыкающий себе уши человек не может перепроверить акустические факты, так и идеологически отвергающий мистическую сторону религии ученый вряд ли способен постичь целостную сущность религиозных фактов. В конце концов неоспоримо истинно, что философия, которую имеет человек, зависит от того, что он за человек.

Фаза б. На второй ступени исследования мы в состоянии познавать, как являют себя религии и чем они хотят быть; но мы должны идти дальше и глубже, чтобы познать, что есть религия.

Теологическая методика исследования

Вторая ступень, а в известном смысле и первая, предполагает предварительное наличие у исследователя философии мировосприятия и даже теологии. Теология есть собственно не что иное, как целокупное человеческое усилие понимания религии изнутри: fides quaerens intellectum (искать веру интеллектом, лат.), что в христианской терминологии означает ввести веру в сферу познавательных усилий нашего разума. Объяснение фактов - это интеграция полученных от них впечатлений в интеллигибельных (постигаемых только разумом, а не чувствами, лат.; антоним-сенсибельный) рамках так, чтобы эти факты, включенные как часть в более высшее целое, обрели для нас смысл (классификация —> типологизация —> осмысление сущности).

С одной стороны, эти интеллигибельные рамки уже предзаданы исследователю, без них он не мог бы воспринять факт, а с другой - они каждый раз изменяются, расширяются, уточняются и т.д., когда осуществляется вступление в них нового факта. Интеллектуальная интерпретация или, более того, объяснение религиозных фактов - это философия религии в систематическом религиоведении. Пусть это мое утверждение вызовет нарекания со стороны нынешних религиоведов, отрицающих в религиоведении легитимность даже феноменологии религии. Но отсутствие в современном религиоведении общей концепции религии и религий - явление неутешительное, а без философии религии ее построение едва ли возможно.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы