Биоэнергетика | Физиогномика | Хиромантия | Графология » Индия » NIIT - Национальный Промышленный Технологический Институт Индии

NIIT - центр содействия предпринимателям

23 июля 2020 в 14:44

Каждый день, кроме субботы и воскресенья, я приезжаю в NIIT - Национальный институт информационных технологий. Расположился он в нарядном трехэтажном здании, в вестибюле которого посетителей встречает небольшая золоченная фигура какой-то буддийской богини.

NIIT - Индийская многонациональная IT компания

Возле подобных фигур положено зажигать палочки с благовониями, но это - институт, занимающийся информационными технологиями. И здесь максимально рационализировали задачу - вместо благовоний возле богини постоянно горит красная лампочка.

NIIT - организация очень авторитетная и известная. Ее рекламу каждый день даже демонстрируют по местному телевидению. И это не удивительно. Национальный институт информационных технологий - один из крупнейших поставщиков услуг по управлению процессами бизнеса. Вот уже в течение более двух десятилетий он работает в содружестве не только с корпорациями Индии, но и - США, Европы, Японии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для многих может быть не совсем понятен смысл словосочетания "поставщик услуг по управлению процессами бизнеса". Попробую объяснить, что это такое.

Мне пришлось написать не об одном десятке предприятий, которые, как говорится, чадили на ладан, но были выведены в передовые благодаря приходу новых инициативных руководителей. При этом все они поднимали отстающее производство примерно по одной схеме: наводили порядок в кадрах, искали нишу на рынке, находили выгодных поставщиков сырья и не менее выгодный сбыт продукции, приобретали новое оборудование и т.д. и т.п. Одним словом, в предпринимательстве существуют определенные шаблоны, следуя которым можно гарантированно достичь успеха.

Вот такие шаблоны и нашли в NIIT, переложили их на компьютерные программы. Конечно, в каждом отдельном случае разрабатывается индивидуальная схема подъема предприятия. Для этого в компьютер вводятся требуемые исходные данные, прогоняются через подходящий шаблон, и в результате получается готовое решение всех проблем.

При этом также учитываются и пожелания заказчика. Он может попросить только сделать максимально рациональной работу своего предприятия, а может, наоборот, настаивать на полной модернизации. Или заказать и то, и другое вместе. А также при желании ставить вопрос об интеграции своего бизнеса. Впрочем, что лучше всего делать предпринимателю, подскажут именно технологии NIIT. А предпринимателю уже выбирать, на чем именно остановиться. У NIIT нет проблем с клиентами. Заказчиками института являются предприятия, находящиеся в 14 странах мира.

Причины успеха технологий NIIT

Причины успеха института, зарабатывающей в год более 120 миллионов долларов, предельно просты. Промышленность в наши дни развивается очень динамично, у нее практически нет географических границ, филиалы компании часто разбросаны по разным уголкам земного шара. В результате нередко получается так, что руководство компаний просто не в состоянии оптимально использовать все свои ресурсы и, соответственно, получать максимальную выгоду. Им часто мешает излишне раздутый штат, ненужное оборудование или производство, отсутствие прогнозирования рынка и многие другие факторы.

Все эти проблемы вполне по силам решить технологиям NIIT. К примеру, филиал компании "Сингапурские авиалинии" не смог самостоятельно обеспечить обработку грузов на мировом уровне. Тогда его руководство обратилось в NIIT. В итоге мировой уровень был достигнут и, следовательно, открылась широкая дорога для получения авиационным филиалом значительно большей прибыли, чем раньше.

Не меньше проблем, чем у крупных компаний, у представителей малого и среднего бизнеса. Высокая конкуренция на рынке вынуждает предприятия этого сектора постоянно рационализировать и упрощать все свои операции. Только так можно уменьшить затраты и увеличить эффективность предпринимательской деятельности.

В то же время у фирм, представляющих малый и средний бизнес, как правило, очень небольшой штат. И он, тоже, как правило, не в состоянии посвятить время на тщательный анализ ситуации, имеет на нее взгляд, как выражаются специалисты института, "из коробочки". Таким предприятиям просто жизненно необходимы технологии NIIT, которые как раз помогут максимально рационализировать все бизнес-процессы, реагировать на колебания рынка в течение самого короткого времени.

При этом, конечно, Национальный институт информационных технологий, прежде чем предлагать компьютерные рекомендации другим, сам всерьез подошел к организации своей собственной работы. Подобрал команду высококвалифицированных и опытных разработчиков программного обеспечения. Ввел в принцип своей работы две ключевых ценности: новшество и доверие. Обеспечил полный информационный сервис при выполнении проекта. (К примеру, идет еще только разработка изделия, а уже в процесс вовлекаются поставщики сырья, партнеры и оптовые покупатели). Подобрал группу не менее высококвалифицированных, чем компьютерщики, бизнес-консультантов. Консультанты тщательно следят за выполнением проекта до тех пор, пока информационные прогнозы по повышению рентабельности бизнеса заказчика не превратятся в реальность. А при желании этого заказчика могут контролировать работу его предприятия и дальше.

Таким образом, NIIT тоже работает по определенному шаблону, и этот шаблон привел команду института к большим достижениям. Достаточно сказать, что технологии NIIT в состоянии "вытянуть" предприятие, попавшее в самую критическую ситуацию.

При этом надо подчеркнуть, что технологии института распространяются не только на классическое производство товара. Специалисты NIIT занимаются также повышением эффективности работы банков, страховых компаний и технологических процессов, решают проблемы организаций, занимающихся розничной продажей, оказывающих медицинские и, как уже упоминалось выше, транспортные услуги. Специальные решения есть даже для таких сложных отраслей, как электроника, микроэлектроника и высокотехнологичное производство.

NIIT - Шаги к международному лидерству

Продолжу свой рассказ о NIIT - Национальном институте информационных технологий. Он также занимается организацией обучающих программ. В одну из таких программ по совершенствованию английского языка я и попал. Однако английского-то я не знал вовсе. Слушать лекции на языке, которого не понимаешь, это все равно, что слепому ходить в Третьяковскую галерею.

Мало того, выяснилось, что и среди персонала института нет ни одного человека, который знал бы хотя бы пару слов на русском. От досады я даже вспоминаю испанский язык, хотя не говорил на нем уж лет двадцать. Но и испанского языка здесь тоже никто не знает.

Самым умным для меня в этом случае было бы отправиться в аэропорт, сесть на ближайший рейс и вернуться домой. Но... но не хотелось такой демонстрацией обижать индийцев. А потом, для журналиста побывать в Индии и ничего не написать - равносильно полной профессиональной дисквалификации.

Так что приходилось мне прибегать к помощи русскоязычных слушателей, используя их в качестве переводчиков. Сотрудники института оказались на редкость покладистыми людьми. Узнав мою ситуацию, они начинают искать преподавателя на русском языке. Чтобы не создавать этим симпатичным людям лишних проблем, предлагаю свой вариант: мне на учебный компьютер ставят русскую версию и клавиатуру, а я, никому не мешая, пишу серию репортажей об Индии.

Координатор проекта мистер Викас - высокий индиец с кавалерийскими усами - охотно соглашается. На компьютер в одной из аудиторий ставят нужную мне версию и клеят русские буковки. В итоге во время занятий все совершенствуют свой английский, а я стучу в редакцию свои материалы.

К чему я так все подробно описываю? Просто хочу объяснить, что информацию, которую я, к примеру, в достаточном количестве получал в США, в Индии мне взять было неоткуда. Не мог же я все время в качестве переводчиков привлекать своих сокурсников. Они все люди серьезные, приехали сюда учиться, а не тратить время на влипнувшего в глупую ситуацию ташкентского журналиста. Так что заранее прошу извинения у читателей за скудность, а, может быть, и неточность некоторых данных и выводов.

Внедрение компьютерного образования в индийские штаты

Но вернемся к обучающим программам NIIT. Их достаточно много. Причем, программы очень серьезные и масштабные, можно сказать, революционного характера.

В качестве примера можно привести внедрение компьютерного образования в штате Картанак. Проект охватил 700 государственных школ, был выполнен в рекордное время и с самой высокой оценкой местных властей.

Но это было только начало стратегической программы института. В NIIT (наверняка не без помощи своих информационных технологий) безошибочно определили, что компьютерную революцию в Индии надо начинать с молодежи. В результате соответствующие проекты стали осуществляться и в других штатах. И сейчас компьютерным образованием охвачено уже 90 тысяч учеников в 2000 правительственных школах. И это, не считая частных школ, где тоже внедряются программы института.

Кстати, те, кто хорошо учится компьютерной грамоте, имеют все шансы попасть на учебу, а затем и на работу в NIIT. И тогда можно сказать, что им крупно повезло. К своим сотрудникам в институте относятся тоже в соответствии с рекомендациями передовых информационных технологий. Здесь при добросовестной работе сотрудника гарантируют не только быстрое продвижение по служебной лестнице и такой же быстрый рост и так очень высокой зарплаты. Это еще и постоянная забота о коллективе. В NIIT существует целая программа, определяющая и обеспечивающая личные потребности каждого сотрудника.

Но это все то, что касается непосредственно жителей Индии. Я же попал в обучающую программу международного характера. Кроме представителей СНГ, в качестве слушателей сюда приехали люди, в основном, молодежь, из разных уголков мира: Кубы, Таиланда, Вьетнама, Болгарии, Мадагаскара, Ирака, Афганистана и множества других стран.

Международных программ в институте несколько, в основном все они сводятся к совершенствованию английского языка и изучению компьютерных хитростей. И само обучение, и проживание в прекрасных отелях, и авиабилеты, и питание, и дорогостоящие экскурсии - все оплачивает исключительно индийская сторона. Ни слушателям, ни государствам, которые они представляют, это не стоит ни цента.

Здесь возникает законный вопрос: а почему Индия, сама испытывающая многие проблемы, тратит столь много средств на бесплатное обучение иностранцев?

По этому поводу мне еще в Ташкенте пришлось выслушать много версий, иногда самого фантастического характера. В тоже время ответ предельно простой. Среди развивающихся стран, которые идут по капиталистическому пути развития, Индия - самая большая по численности населения. С начала получения независимости здесь ни разу не было глобальных политических катаклизмов, которые бы серьезно помешали стабильному росту экономических показателей. Все это дает Индии право или, по крайней мере, возможность претендовать на лидерство среди государств так называемого третьего мира.

А любое лидерство, в свою очередь, предполагает определенный расход средств на практическую пропаганду своих достижений. В связи с этим еще в 1964 году была принята государственная Индийская техническая и экономическая программа сотрудничества (ITEC), которая в настоящее время охватывает 156 стран Азии, Восточной Европы и Латинской Америки. Экономический смысл программы такой: сначала бесплатно поделиться своим передовым опытом, более подходящим для развивающихся стран, чем западный, а затем с выгодой для себя экспортировать обеспечивающие внедрение этого опыта технологии и оборудование. Об экспорте, правда, нигде прямо не говорится, но в Индии живут далеко не простаки, и хорошо умеют считать деньги.

ITEC - Индийское техническое и экономическое сотрудничество

Расскажу о программе ITEC немного подробнее, она стоит этого. Программа включает в себя пять направлений. Кроме обучения представителей развивающихся стран, это еще осуществление консультационных проектов, выезд индийских экспертов за границу, проведение исследований и помощь при стихийных бедствиях.

Одно из наиболее перспективных направлений - консультационные проекты. Это, как правило, строительство или оборудование каких либо объектов в развивающихся странах. Только недавно были осуществлены такие проекты, как строительство больницы в Афганистане и школ на Мальдивских островах, конструирование моста в Гайане, использование сельхозтехники в Ираке, оборудование заводов по производству молока в Киргизии. А сейчас уже начата работа по множеству других, самых разнообразных проектов - от компьютеризации офиса премьер-министра Сенегала до строительства заводов по производству солнечных коллекторов на Кубе и в Коста-Рике. Есть среди них и проект по изготовлению протезов для инвалидов.

Какой экономический прок от этих проектов Индии? Объясню на конкретном примере. Допустим, какие-то хозяйства Ирака получили от Индии сельхозтехнику, успешно испытали ее на практике. Спрашивается: где впредь Ирак будет закупать эту сельхозтехнику? Индийская и работает неплохо, и местные специалисты для ее обслуживания уже есть, и стоит недорого. А Бог его знает, что за машины можно купить в других странах, да еще по более высокой цене. Естественно, что у индийских производителей сельхозмашин после осуществления проекта появляются более высокие шансы для заключения контрактов в Ираке, чем у их конкурентов.

Не менее перспективно и направление, касающееся выездов индийских экспертов за границу. В развивающихся странах особенно востребован опыт Индии в области организации производства на предприятиях малого и среднего бизнеса, в сельском хозяйстве и управлении финансами. Поэтому только за последние два года потребность в индийских экспертах возросла вдвое. И такая бесплатная работа экспертов тоже экономически выгодна индийской стороне. Ведь эксперт в итоге, как правило, предложит приобрести оборудование и технологии производства именно Индии.

При этом надо отметить, что сотрудничество Индии с развивающимися странами, несомненно, взаимовыгодно. Ведь этим странам, учитывая их финансовые проблемы и невысокую грамотность населения, действительно, больше подходит дешевая и простая в обслуживании индийская техника, чем дорогие и сложные аналоги западного производства. А, значит, остановив свой выбор на Индии, как на партнере, развивающееся государство сможет быстрее добиться экономического роста.

Обучающие программы ITEC

Но вернемся к обучающим программам. Это направление ITEC считается наиболее успешным. Ежегодно на него тратится около сорока процентов всего ежегодного бюджета Индийской технической и экономической программы сотрудничества.

Обучающие программы в свою очередь делятся на военные и гражданские. Военные программы определяют подготовку и стажировку офицеров из развивающихся стран в таких авторитетных специализированных учебных заведениях Индии, как Колледж национальной обороны. Но их по сравнению с гражданскими программами не так много. В гражданских программах задействованы несколько десятков институтов Индии, на которых только в этом финансовом году стажировку пройдут 3.400 слушателей. В общей сложности организовано 206 курсов самого различного направления. Это и информационные технологии, и парламентские исследования, и сельское хозяйство, и управление банками, и ремонт телекоммуникационного оборудования, и развитие малого бизнеса - все просто трудно перечислить.

Что же касается Национального института информационных технологий, то в государственной программе ITEC он принимает участие только восемь лет. Однако уже достиг в этом направлении больших успехов. В первую неделю, когда в NIIT не знают, что со мной делать, меня, как в игре в подкидного дурака, перекидывают из одной группы в другую. И я имею прекрасную возможность познакомиться с работой разных преподавателей, точнее, преподавательниц, потому что все они - молодые и красивые женщины. И у всех есть такие замечательные качества, как прекрасное владение английским языком, уверенность в себе, умение увлечь аудиторию, сделать занятие интересным для всех (разумеется, тех, кто хоть немного знает английский), чувство юмора. Одна из преподавательниц даже предлагает, чтобы все опоздавшие с кофе-брейка обязательно спели какую-нибудь песню. И в аудитории после этого нередко звучат песни, исполняемые на самых разных языках.

Короче говоря, на занятиях постоянно присутствует непринужденная атмосфера. В результате уже двух недель такого обучения многие слушатели признаются, что даже думать начали по-английски.

Толк от курсов есть, с этим никто не спорит. А вот какой толк, прежде всего экономический, от обучающих программ индийской стороне?

Здесь ответ тоже простой. Среди нашего потока, насчитывающего больше ста человек, подавляющее большинство - государственные служащие. Причем, раз их отобрали для поездки в Индию, наиболее перспективные для карьерного роста. Все они имеют реальные шансы в будущем занять в своих министерствах и ведомствах руководящие должности. И не исключено, что именно от людей, занимающих эти должности, будет зависеть какие технологии и оборудование приобрести за рубежом.

Вот тут бывший стажер NIIT и может вспомнить об Индии, о ее мощной промышленности, недорогой и надежной технике. Так что и в этом случае индийские производители получают преимущество перед своими конкурентами из других стран.

Одним словом, прежде чем получить чужие деньги, надо прежде вложить свои. И рассчитывать не на сиюминутную выгоду, а на стабильный доход в будущем. Это прекрасно понимают в Индии.




Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.