Магия | Физиогномика | Хиромантия | Биоэнергетика » Религия » Ведическая религия: мантры, ритуалы » Митраизм как религия: культ Миры, история и связь с христианством

25 декабря 2019 в 12:38

Проблема происхождения христианства не может быть полностью решена без учета влияния со стороны древнеиранских религий. И здесь речь должна пойти прежде всего о культе Митры и вообще о митраизме как весьма своеобразном ответвлении иранской религии, резко вышедшем за пределы собственно Ирана.

История митраизма

Древний культ Митры за долгие века своего существования всегда оставался в почете у иранцев, как, впрочем, и у индоариев. Это, пожалуй, единственное из божеств, которое столь высоко почиталось вне территории Ирана. Ахеменидская империя способствовала знакомству с иранским дуализмом во всей Западной Азии, ибо там повсюду стояли солидные гарнизоны персидских воинов. Стоит обратить внимание и на то, что среди воинов их покровитель Митра едва ли не выходил на передний план и уже по одной этой причине об этом иранском божестве знали повсюду. В некоторых районах империи, например, в Армении, культ его прижился почти как свой. В других о нем знали меньше. Тем не менее, из всех иранских божеств более всего был известен именно Митра, который был еще богом солнца и отождествлялся с аналогичными божествами у других покоренных Ахеменидами народов.

Принесенный Македонским в Западную Азию эллинизм несколько потеснил иранскую религию. Ряд иранских божеств в представлении местного населения как бы слился с греческими, о чем уже упоминалось, когда речь шла о Парфии. Но Митра остался Митрой, особенно после того, как во II в. до н. э. один из римских скульпторов изобразил его на манер античных богов в антропоморфном виде, причем вместе с быком. Распространению культа Митры способствовали и его поклонники из числа иранских магов, которые жили в различных районах Малой Азии, сохраняя, как правило, свои эзотерические обычаи. Придавая культу Митры некую таинственность, они разработали обстоятельный церемониал посвящения, через который должны были пройти все те, кто хотел служить Митре. Этот длительный многоступенчатый церемониал осуществлялся в подземелье, в пещерах, и сопровождался порой тяжелыми для посвящаемого испытаниями.

Культ Митры в разных странах древнего мира

В честь Митры строились храмы в различных местах. Крупнейшим из них считается храм в городе Дура-Европос. В храмах совершался ритуальный церемониал, причем культ как таковой превратился в мистерии на греческий манер и именно в этом своем виде вместе с митрейонами начал быстро распространяться, в том числе и за пределами Азии, в Риме. Носителями его оказались многие римляне, но прежде всего — римские солдаты, постоянно и с переменным успехом воевавшие с Парфией и потому имевшие возможность лучше других ознакомиться с культом воителя и покровителя воинов Митры.

Уже в начале нашей эры в Риме хорошо знали о мистериях в честь Митры, а разнесенные римскими солдатами вплоть до Рейна культ этого божества и походные митрейоны в его честь способствовали расширению территорий, знакомых с митраизмом. Показательно, что культ Митры, приносящего в жертву быка (а это наиболее частое его изображение) был воспринят в Риме совершенно спокойно и даже, в отличие от христианства, поощрялся властями. Некоторые авторы полагают, что римские императоры видели в Митре представителя такой религии, которая покровительствует именно имперской структуре, в отличие от предшествовавшей ей республиканской.

Впрочем, существенно обратить внимание на то, что культ Митры был известен не только в Риме и всюду пользовался необъяснимой популярностью. Имя этого божества стало звучать едва ли не везде, вплоть до того, что с ним связывают как махаянистского будду грядущего Майтрейю, так и русский мир (общину). Митра ассоциируется также с индоевропейским термином «бхага», т. е. «бог» — имеется в виду некое высшее существо, распределяющее блага.

Иерархия богов в религии митраизм

Первоначально и в древнем Иране, и в древней Индии Митра вместе с Ахура-Маздой (по данным Авесты) и Варуной (по сведениям Ригведы) делили главные функции таким образом, что Ахура-Мазда и Варуна ведали космологическими процессами во Вселенной, тогда как на долю Митры в обоих случаях приходилась роль устроителя социальной структуры, т. е. забота об устройстве жизни людей, общества. При этом на него, естественно, выпадала и роль посредника между небом и землей, богами и людьми. Именно эта медиативная функция, возможно, превратила его (во всяком случае в Иране, где он стоял намного выше остальных божеств) в бога согласия и договора.

Договорная и как бы упорядочивавшая мир роль Митры способствовала и приобретению им некоторых других важных божественных функций, связанных с небом и солнцем, с загробным миром, а затем и с покровительством воинам. Не стоит забывать, что в древнем Иране, как и в древней Индии, воины были особым и весьма значимым сословием в обществе, которое также не было чуждо идее договора и согласия хотя бы потому, что логически на его долю выпадало наказание тех, кто договор нарушает.

Справедливости ради стоит заметить, что представление о покровительстве воинам вначале играло в культе Митры, возможно, едва ли большую роль. Ведь как успешный воитель ни в одной из мифологем, связанных с Митрой, он вроде бы себя не проявил. Разве что упоминается, что во время битв он едет на боевой колеснице, наводя страх на злых и бесчестных. Правда, хорошо известен часто воспроизводимый образ Митры, поражающего быка. Но это скорее ритуальное жертвоприношение, ибо считалось, что кровь быка способствует плодородию и жизненной силе.

Религиозные обряды в четь бога Митра

Реформы Зороастра не сыграли заметной роли в культе Митры. Он продолжал оставаться защитником справедливости и оплотом договора, а эти скорее этические, нежели воинственные его обязанности объективно вписывались в пафос реформ пророка, который, к слову, сам оставил за Митрой место судьи на мосту Чинват. Неудивительно, что люди любили Митру и часто обращались в своих мольбах именно к нему за помощью и содействием. Это стремление доверять олицетворению справедливости вполне логично и естественно. Ведь коль скоро именно это божество стало символом честности и защиты договора, если ему поручено определять, кто из людей после смерти заслуживает райского блаженства, а кто адских мучений, если это божество причастно ко всему светлому начиная с солнца, а его воинственность служит только правому делу, то создается идеальный символ, с которым не справиться никому, даже великому пророку

В результате Митра всегда был и оставался центром притяжения всех, кто искал правду. А после фактического слияния древнего маздеизма с зороастризмом и превращения обновленного зороастризма в широко известную религию, чему способствовали века господства империи Ахеменидов чуть ли не во всех цивилизованных странах той эпохи (во всяком случае тех, что были расположены между античным миром и северной кушанской Индией), знающих и любящих Митру стало еще больше.

Словом, неудивительно, что со временем Митра перестал — по меньшей мере частично — быть древнеиранским божеством. Он стал всеобщим любимцем. Его признавали своим и в Риме, и в Армении, и во многих других местах. Ему приносились жертвы, к нему возносились мольбы с просьбами о помощи, о справедливости, богатстве и т. п. 16-е число каждого месяца по реформированному иранскому календарю считалось днем Митры. Его именем называли себя могущественные правители (Митридат), его присваивали героям эпических сказаний. В его честь создавались специальные сооружения — митрейоны, в которых регулярно проводились праздники-мистерии в честь Митры. Эти мистерии часто сопровождались некими манипуляциями с его изваяниями.

Так, фигуру бога вечером в особые дни клали в гроб, а утром с пением гимнов вынимали из гроба, отмечая тем самым воскрешение божества. Конечно, подобные манипуляции могли быть имитациями ближневосточных мифологем об умирающем и воскресающем боге как символе увядания и расцвета всего живого в природе. Но стоит обратить внимание еще и на то обстоятельство, что в ближневосточных мифологемах все ограничивалось мифическими сказаниями, тогда как с фигурой Митры в митрейонах во время мистерий такой обряд совершался как бы в реальности. Если мы вдобавок вспомним, что днем рождения Митры считалось 25 декабря, что его поклонники причащались хлебом и вином, что они, став митраистами, совершали обряд крещения и что некоторые таинства обрядов в честь Митры были в чем-то сходны с будущими раннехристианскими, то сходство митраизма с ранним христианством окажется не только удивительным, но прямо-таки странным.

Митраизм и христианство

До сегодняшнего дня сохранилось множество изображений Митры в разных районах Евразии. Чаще всего это изображение бога, поражающего быка. Но встречаются и фигуры Митры с головой льва, изображения рождения Митры из камня с кинжалом и факелом в руках, Митры с головой, из которой расходятся солнечные лучи, Митры, разжигающего священный огонь (последнее из перечисленных — на мраморном барельефе из Рима).

Все эти детали, как и сам культ Мессии-Спасителя, не оставляют сомнений в том, что митраизм сильно повлиял на развитие исторического процесса, центром которого в то время был Рим. Возможно, он даже до определенной степени открыл путь в Рим формировавшемуся на рубеже нашей эры христианству, внешнее сходство некоторых обрядово-культовых элементов которого с митраизмом очевидно. Сходство, о котором идет речь, можно объяснить тем, что зороастризм влиял и на иудаизм, и на иудео-христианские секты еще задолго до того, как в Римской империи широко распространился и стал популярен митраизм.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы