24 декабря 2019 в 19:02

Проблема мифов принадлежит к числу сложнейших и интереснейших, не говоря уже о том, что она связана не только и не столько с ранними формами религиозных представлений, но также и с много более поздним временем, с литературой и системой древних исторических преданий, легендарными представлениями о прошлом или о мало известном.

Происхождение первобытных мифов

Не затрагивая всего этого массива разнообразных проявлений мифа, обратимся лишь к тому, что теснейшим образом связано именно с ранними религиозными представлениями первобытного человека. Происхождение ранних мифов можно считать продуктом человеческого ума в его младенческом состоянии и что миф как таковой появился на свет именно потому, что факты повседневного опыта, пройдя сквозь призму одушевленного человеком мира, обретают форму олицетворения всей окружающей среды.

Это своеобразная примитивная натурфилософия, в рамках которой небо и звезды, дожди и молнии, реки и горы, деревья и камни являются одушевленными существами, а потому не только уподобляются человеку, но и могут поступать как люди. Солнце и Луна, например, человеческий облик. Примерно так же некоторые, например, австралийские аборигены, воспринимают и звезды. Комплекс верований и представлений первобытного человека, как и вся его реальная жизнь со всеми ее трудностями, проблемами и достижениями, находили свое отражение в устной традиции, которая, закрепляясь в умах и обрастая со временем фантастическими деталями, способствовала рождению мифов, возникновению первобытной мифологии.

Миф, независимо от желания его создателей, чаще всего обретал мифо-поэтическую форму и был обращен как в настоящее (т. е. служил для объяснения взаимоотношений предметов окружающей среды друг с другом или с людьми), так и в прошлое. Собственно, вся пережитая предками история, коль скоро в ней случались заслуживающие внимания события (хотя бы тот же потоп, т. е. наводнение большого масштаба), осмысливалась со временем в форме мифов. У мифов была одна необычайная для первобытного ума особенность: они открывали широкий простор для фантазии, которая, естественно, в свою очередь была тесно связана с духовной жизнью и религиозными представлениями людей.

Это легко понять: если основой духовной жизни первобытного человека были его родство с тотемом, культ умерших предков, одухотворение мира или перенесение магической силы на идолы и амулеты, то неудивительно, что центральное место в мифологии занимали зоо- антропоморфные предки, ожившие вроде бы неодушевленные предметы, обоготворенные герои, спускающиеся с неба существа, которые могли вступать в контакт с людьми и которым под силу были любые чудеса. С именами так называемых культурных героев в мифах обычно ассоциировались важнейшие изобретения или нововведения, будь то добывание огня или установление форм семьи и брака, изготовление оружия и орудий труда или учреждение правил инициации. Со временем большое место в первобытной мифологии стали занимать и космогонические сюжеты, т. е. предания о происхождении земли и неба, солнца и луны, растений и животных, наконец, человека. В мифах отчетливо прослеживается влияние тотемизма: духи нередко обладают волшебным свойством перевоплощаться, менять свой облик; обычным делом считаются брачные связи между человеком и животным, а то и фантастическим монстром.

Тематика первых мифов

В первобытной мифологии в образной форме обычно запечатлевались те важнейшие связи между жизнью и смертью, природой и культурой, мужским началом и женским, которые ранее всего осмыслялись человеком в процессе его наблюдений, изучения законов мира. Анализ этих важнейших дихотомий, как и вообще основных мифологических сюжетов, является ныне одним из важных источников для реконструкции древнейших этапов истории человека, для познания тех важных закономерностей, которые были характерны для жизни первобытного человека. В частности, этот анализ позволяет ставить вопрос о той большой роли, которую играли в первобытном обществе культурные влияния и заимствования.

Специалистам хорошо известно, сколь замкнуты были первобытные коллективы, как четко действовала основная социальная оппозиция «свои-чужие», закрепленная нормами тотемизма. Естественно, это в немалой степени ограждало данную этническую общность от влияний извне. И все-таки эти влияния не только существовали, но и, просачиваясь через самые узкие щели, оказывали немалое воздействие на материальную и духовную жизнь людей. На примере мифологии, начиная с самых ранних эпох, эти влияния и связанные с ними культурные заимствования особенно наглядны.

Единство сюжетов древних мифов

Едва ли сходные мифологические сюжеты возникали в каждой небольшой популяции самостоятельно и независимо от того, чем располагали ее соседи. Как раз напротив: несмотря на тотемные оппозиции, общение с соседями всегда открывало каналы для влияний, тем более в сфере духовной культуры. Сюжеты мифов распространялись и легко воспринимались теми, чей уровень культуры, бытия, духовной жизни и религиозных представлений хоть сколько-нибудь соответствовал отраженным в том или ином мифе сюжетным событиям. Конечно, это не означало, что от одной этнической общности к другой через континенты кочевали одни и те же имена, детали рассказа, повороты фабулы. Все это частично менялось, обрастало добавлениями, перемешивалось с уже существующими местными преданиями, принимало иную окраску, новую концовку и т. п.

Другими словами, каждый народ вносил в предание нечто свое, так что оно со временем становилось именно его мифом. И все же основа сюжета сохранялась, что довольно легко реконструируется сегодня специалистами в области структурной антропологии, в частности известным французским ученым К. Леви-Стросом.

Специалисты уже давно доказали, что количество основных мифологических сюжетов невелико — эти сюжеты не только хорошо изучены, но даже и пронумерованы. Не вдаваясь в детали, стоит заметить, что такого рода генеральное единство сюжетов хорошо видно на примере мифов о мироздании, в том числе построений на тему о так называемом мировом дереве, мировой оси, мировой горе, о возникновении вещей и существ, включая человека, в результате расчленения тела первозданного великана и т. п.

Немало общего в космологических и космогонических мифах, в представлениях о загробном мире, о небесах и небожителях. Речь не идет о том, что все сюжеты возникали где-то в одном месте, а оттуда распространялись. Имеется в виду иное: где бы и что бы в интересующем нас плане ни возникало — рано или поздно оно становилось достоянием всех тех, кто был подготовлен для восприятия упомянутого новшества. Это касается и великих открытий в материальной сфере (колесо, земледелие, обработка металла и т. п.), и нововведений в сфере идей, о чем сейчас и идет речь. Сфера идей, к слову, отнюдь не ограничивается мифологией.

Заимствование сходных идей и представлений, взаимовлияние культур и уравнивание культурного потенциала за счет использования достижений вырвавшихся вперед народов всегда было законом развития человечества. Если бы этот механизм взаимодействия не работал и каждому народу приходилось бы заново все изобретать, картина мира была бы совершенно иной.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы