25 декабря 2019 в 10:47

У многих относительно менее отсталых народов Центральной Африки и, в частности, побережья Гвинейского залива существуют представления о верховном божестве демиурге и соответствующие космогонические мифы.

Африканский миф о Ньяме-Великом пауке

У ашанти таким божеством считается Ньяме, который сотворил, а точнее сплел Вселенную, за что получил почетное наименование Великого паука. Благодаря его стараниям возникли небо и солнце, дождь и люди. В одном из вариантов мифа о сотворении людей фигурируют две пары: одна спустилась с неба, другая вышла из земли. Но ни у одной не рождались дети, пока посланный Ньяме питон не обрызгал водой животы всех четверых, после чего дети стали рождаться.

Ньяме очень почитают прежде всего за его умение обеспечивать землю дождями. Чуть ли не в каждом дворе растет «дерево Ньяме» с тремя обрезанными ветвями, под которыми стоят сосуды, куда стекает с дерева дождевая вода. Супругой Ньяме считается богиня земли Асасе Афуа, она же покровительница плодородия и вообще всего, что растет на земле. Среди их детей — божества рек Тано и Биа, а также боги озер и моря. Особо почитается Тано. Мифы повествуют об обнаружении Тано одним охотником на слонов, который как- то у незнакомой реки услышал таинственный голос. Это был голос Тано, велевший охотнику обвязать пальмы листьями одного из деревьев и вернуться через семь дней. Когда охотник пришел снова с людьми, которым он рассказал о происшедшем, все опять услышали голос Тано. Сестра охотника впала в транс и ушла от всех. Вернулась она через семь дней и объявила, что Тано просит людей жить возле его реки, что они и сделали.

Мифы народа йоруба

сравнительно развитых народов Бенина, а также у йоруба, догнов и бамбара, у населения Дагомеи мифология имеет немало перекликающихся мотивов, свидетельствующих о близости и заимствованиях. Народность бини, населяющая современную Нигерию, обожествляет своего вождя-оба и отличается немалым количеством почитаемых божеств. Верховный бог — Отбора, который со временем уступил свое место сыну Оса. Оба они некогда сотворили небо и землю, а потом уже Оса вместе со своим сыном создал людей. Жена злого божества молнии Огиву, который несет смерть, — дочь Осы добрая Обиеми, олицетворяющая материнскую заботу обо всем. К ней обращаются за помощью женщины, когда у них не рождаются дети. Божеством дождя считается Олокун, богиней земли и плодородия — Отау.

Крайне запутанны мифологические представления народа йоруба, издавна живущего большими общинами типа городов-государств и имеющего усложненные представления о мироздании. В частности, к ним относится мифологема о блужданиях различных душ умершего человека. Существуют даже союзы, посвященные культу воплощения духа умерших в живых. Таких «жителей небес» члены союза изображают в своих обрядах с масками. Почитаемых божеств (ориша) у йоруба много. Главным считается Олорун, «хозяин неба». Это — бог-демиург.

Казалось бы, именно он и должен был считаться все создавшим. Но на деле (как то и у бини) Олорун творил все вместе с созданным им (его сыном?) Обатала, которому затем передал и всю верховную власть. Обатала считается главой всех божеств-ориша; он создал из глины первых людей, мужчину и женщину. Ориша Одудува воспринимается то как его жена и помощница в деле творения, то как самостоятельное божество мужского пола. Во втором варианте У Одудувы женой была богиня океана Олокун. Эта пара породила божество железа и войны, выступала в качестве покровителей земледелия и вождей, но стоит заметить, что в тех же мифах Олокун выступает и как мужское божество моря. Если брать за основу первый вариант, то окажется, что Обатала с Одудувой породили бога земли и богиню рек, сын которой Йемоджи потребовал от матери выпустить на землю воду, образовавшую обширную лагуну. От Йемоджи появились на свет божества светил (солнца, луны), моря, гор, грома и молнии, растительности, плодородия, железа и кузнецов и др.

Еще один вариант творения исходит из того, что сушу и людей вместе с верховным Олоруном создавало божество Ориша Нла. Интересны мифологические предания о боге грома и молнии Шанго, который как-то сам по неосторожности сжег свой дворец и погубил семью. А в одной из групп народа йоруба чуть ли не главным божеством почитают покровителя кузнецов и божество железа Огуна, в честь которого устраиваются ежегодные церемонии с жертвоприношением.

В мифологии йоруба разобраться не так-то просто. В ней явно не хватает внутренней логики. Возможно, объяснение в том, что этот народ состоял из ряда практически самостоятельных групп, каждая из которых выбирала из общего пантеона своих божеств и объединяла их произвольно. Но в любом случае весьма интересно обратить внимание на то, как легко божества у этого народа изменяют свой пол и какая путаница в связи с этим возникает. Возможно, однако, что этот процесс был осознанным и что каждая из многочисленных групп йоруба брала из общего мифологического наследия лишь имена, создавая мифологические сказания самостоятельно, не обращая внимания на исходный пол божества. Частично это предположение можно отнести и к другим африканским племенам.

Мифы дагомейских племен в Африке

У дагомейских племен, обитающих по соседству с йоруба в Бенине, тоже существует общее наименование божеств — воду. Главным из них считается демиург Маву-Лиза, который создал все, включая и остальных воду, а потом устранился от дел, передав все важные функции другим. Старшие из них стали божествами земли, моря, грома. Как и у йоруба, одни и те же божества, начиная с Маву (женское начало)- Лизы (мужское), выступают в функции то богов, то богинь, да и действовали они в разных вариантах по-разному.

То считается, что до Маву-Лизы ничего не было, то оказывается, что верховному божеству предшествовало породившее его другое. Как бы то ни было, но в конечном счете оказывается, что Маву-Лиза — это все же пара богов, породившая множество других воду — грома, охоты, железа и войны, питьевой воды, растительности, домашнего очага и даже посредника между богами и людьми. Но самое занимательное в том, что одновременно и параллельно со всеми этими воду существовали другие их группы со своими главами — Согбо с потомством, имеющим отношение в основном к океану, бурям и т. п., и Сагбата. Заслуживает внимания, что дагомейцы сами выбирали из этого множества воду своего покровителя, пользуясь при этом некоей системой фа, особого языка воду, познаваемого для каждого с помощью специального обряда гадания, для чего обычно обращаются к профессионалам-гадателям.

Мифы западно-суданских бамбара в Африке

У западно-суданских бамбара фиксируется склонность к мистической числовой и цветовой символике (семь — символ человека, белый — цвет предков и т. п.). Космогония бамбара исходит из того, что мир произошел от пустоты, способной двигаться, которая породила некие твердые вещества. Затем последовал мощный взрыв и возникла вибрирующая твердая масса, опустившаяся вниз и породившая некие знаки-символы, от которых отделилось сознание и обратилось к вещам, дабы познать их.

В ходе этого сложного и не очень ясного процесса возникли дух Ио с 22 элементами и таким же количеством витков спирали. Вот они-то и породили всех существ на земле, а также свет, звуки, действия и чувства. От Йо произошли также божества Пемба и Фаро. В одном из вариантов мироздания Пемба был демиургом и создал Фаро, который делал все остальное. В другом старшим был Фаро, который и создал семь небес, а Пемба, вращаясь вихрем семь лет, придал округлую форму земле. Фаро, Пемба и порожденная им злая богиня Мусо Корони организовали мир и научили людей пользоваться огнем, заниматься земледелием, говорить. Мусо, научившая людей обрабатывать землю, в то же время послала на землю зло, боль и смерть.

Мифы африканских догонов

Даже по сравнению с весьма замысловатой и вызывающей неподдельный интерес мифологией и космогонией бамбара аналогичные взгляды близких к ним догонов необычайно интересны и оригинальны. Догоны представляют себе землю круглым и плоским диском, окруженным океаном, который с внешней стороны огражден изогнувшейся гигантской змеей, прикусившей хвост. В центре земли есть большой железный столб, который поддерживает находящуюся сверху за небом вторую землю. Каждая земля имеет свои солнце и луну. Солнце стоит на месте, а земной диск вращается вокруг столба.

Согласно другой версии, все живое на земле произошло от союза небесного божества с земным. Все мироздание состоит из 14 ярусов — семь небесных и семь земных. Земля — первый ярус из земных, ниже — шесть подземных, где живут люди с хвостами. А на семи небесных живут люди с рогами, которые посылают на землю болезни и бросают камни. Еще одна версия космогонии догонов исходит из того, что мир создал Амма, который сначала породил зерно, чья семикратная вибрация привела к возникновению земли, которая, однако, из-за козней еще одного порождения Аммы, пожелавшего стать хозяином мира, оказалась вначале бесплодной. Последовал ряд приключений и превращений.

Но, в конечном счете, Амма, принеся в жертву одного из своих первенцев, сделал землю чистой, создал небо и воду, духов, животных и растения, населил землю людьми. Этот процесс был нелегким и включал в себя спускание с неба ковчега, в котором находился сын Аммы Номмо со всеми теми, кому предстояло освоить безжизненную до того землю.

Мифы бантуязычных народов Африки

У восточных и южноафриканских бантуязычных народов, помимо божеств-демиургов, известных под разными именами и характеризующихся различными функциями, но при этом всегда считающихся высшими, существует в пантеоне и множество иных. Обычно это владыки природных стихий (дождь, гром и молния, даже наводнение и голод) или культурные герои, научившие людей размножаться, возделывать поля и выращивать скот, породившие мир духов и давшие всему наименования.

Специалисты-антропологи и религиоведы обращают внимание на то, что эти божества и культурные герои не пользуются слишком большой известностью и популярностью. Они воспринимаются как нечто отдаленное и даже абстрактное. А когда нужна действенная помощь, люди обращаются все к тем же близким им предкам. Да и к только что упомянутым божествам и героям предпочитают в случае крайней нужды апеллировать не самостоятельно, а через посредников — тех же предков или духов-покровителей, которые обычно имеются чуть ли не в каждой деревне.

Как видим, космогонические мифы достаточно развитых африканских народов до предела вычурны и подчас демонстрируют изощренную фантазию их создателей. В ряде случаев ощущается прямое заимствование — но всегда творческое, с внесением большого количества заново созданных деталей, с многочисленными вариантами.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы