25 декабря 2019 в 12:20

Система религиозных верований древних иранцев была связан не только с контрастами климата, но и, как полагают некоторые специалисты, с нередко встречающейся в мифологии и существующей у древних иранцев темой антагонизма братьев-близнецов.

Иранский миф о богах-близнецах

Считается, что божество времени Зрван (Зурван, Зерван) породил на свет как Ахура-Мазду, о появлении на свет которого он горячо молился, так и, неожиданно, его брата-близнеца Ангро-Майнью, который зародился в его чреве потому, что Зрван слишком долго молился и начал сомневаться в пользе этого занятия.

Как бы то ни было, Зрван, узнав о случившемся и будучи уверен в том, что сначала появится на свет долгожданный Ормузд, дал клятву даровать власть тому, кто родится первым. Ормузд, каким-то образом узнавший об этой клятве, поделился узнанным с братцем, после чего тот коварно разорвал чрево отца и вышел на свет первым. Зрван, увидев его отвратительную внешность, все понял и отверг Аримана. Вскоре родился прекрасный лицом Ормузд. Но клятва вынудила отца отдать первенство Ариману, который будто бы и управлял миром первые 9 тыс. лет. Только после этого могло наступить время Ормузда, т. е. Ахура-Мазды.

Несмотря на то, что в Авесте Зрван появляется как божество сравнительно поздно, похоже на то, что рассказ о близнецах принадлежит к сравнительно раннему пласту древнеиранской мифологии и что мифологема о братьях-близнецах, ставшая со временем объяснением появления двух противостоявших друг другу сверхъестественных сил, долго бытовала устно до ее закрепления в тексте и была создана жрецами. Они же были, надо думать, и авторами иных мифологем и космологических схем, которые в обилии зафиксированы в разных частях Авесты.

Противоборство сил Тьмы и Света в мифах Ирана

Уже в ранних текстах Авесты, например, описывается не только изначальное противоборство сил Тьмы и Света, но также и космогонический процесс, включавший этапы сотворения мира. Считалось, что существовала четырехъярусная модель космоса: орбиты звезд, Луны, Солнца и, наконец, особая светоносная сфера, где обитают Ахура-Мазда и его окружение. Царство Ангро-Майнью, естественно, находилось в преисподней. История сотворения мира началась, когда в мире появился только один созданный Ахура-Маздой первочеловек — культурный герой Йима. Но золотой век его пребывания на земле вскоре сменился периодом ожесточенного конфликта, завершившегося катастрофой, причем перед концом света наступила страшная зима, после чего весь мир погиб в огне.

Здесь находится место и злобному дракону, способствовавшему гибели мира, и надеждам на скорое возрождение всего в изначальное состояние золотого века. Существовала и иная космогоническая схема: сначала боги создали каменную скорлупу, нижняя часть ее была наполнена водой, на которой плавала земля. Затем на земле оказались один человек (Гайомарт), одно животное и одно растение. После этого был разожжен огонь и на нем все трое были принесены в жертву. После такого жертвоприношения священному огню на земле появилось множество людей, животных и растении.

Иранский миф об Ииме

Что касается проблемы бессмертия, которого был лишен Иима за свои грехи, то она характерна для индоиранской мысли, особенно для индоариев, как это будет показано в главах об индийских религиях. Эти верования могли быть основой для возникновения идеи о бессмертии души, особенно если иметь в виду, что упомянутая идея у иранцев, особенно после реформ Зороастра, была теснейшим образом связана с самой сутью всей религиозной доктрины. Ведь в зороастризме судьба человека после смерти ставилась в прямую зависимость от его активности в борьбе сил добра и зла, от его веры в истинность исповедуемого им учения. Если ты веришь, если ты активен в борьбе со злом, если ты предан силам добра и света, то можешь рассчитывать на успех.

Есть некоторые основания полагать, что мифологема об Ииме не вполне нравилась реформатору и что Зороастр немало сделал, чтобы лишить именно этого столь красочно представленного в маздеизме мифического первочеловека древних иранцев его роли чуть ли не владыки мира в период золотого века и тем более носителя идеи бессмертия. Похоже на то, что и конец Йимы, и вся идея, связанная с его гордыней и грехопадением, были делом рук Зороастра, выступавшего за духовное бессмертие. Это предположение не лишено оснований. Стоит вспомнить о параллельном существовании первочеловека Гайомарта, который в Авесте явно противопоставлен Йиме.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы