Как относится церковь к колдовской медицине

17 октября 2019 в 6:06

Ведьма при лечении больного обращается к самому духу растения. У нее консультировались те, кто хотел излечиться от определенных недугов, поскольку сама ведьма обращалась к мудрости природы. Ведьма стоит в центре природы и включает животные и растительные ингредиенты в свой напиток, которые она в природе и нашла. Прямой доступ к скрытым силам природы, а не посредством связи, установленной церковью, поносили как недопустимое колдовство и магию. Женщина, которую очерняли как ведьму, обычно жила на лоне природы, отдельно от прихожан церкви, помнила способы лечения и применяла их с помощью растений. Эту вину она должна искупить.

Особое отношение церкви к колдовской медицине

Церкви всегда было все равно, использовали ведьмы свою магию и знания врачевания, чтобы лечить или уничтожать. В 1975 г. Барбара Эренрайх и Дейдра Инглиш цитировали одного английского охотника на ведьм, который, похоже, действительно боялся этих женщин:

Ибо мы должны всегда помнить, что под именем ведьмы мы не только подразумеваем тех, кто пытает и убивает, но всех чародеев, колдунов, рассказчиков и лгунов, всех волшебников, которых обычно называют мудрецами и мудрицами... и сюда же мы включаем всех хороших ведьм, тех, которые не вредят, а делают хорошие вещи, тех, которые не портят и уничтожают, но тех, которые спасают и защищают... Для нашей страны будет в тысячу раз лучше, если все ведьмы, а в особенности ведьмы милосердные, будут убиты.

Картезианский монах Иоанн фон Хаген обладал сравнительно более здоровым отношением к ведьмам.. Хотя он, как и почти все врачи того времени, не признавал возможность воззвания к силам природы для того, чтобы вызывать удачу или неудачу, он, как и многие другие врачи, в то же время был убежден в реальности существования происков дьявола. Однако в этом случае с одной женщиной он занял иную позицию. «Ведьму из Блумберга» обвинили в осквернении святыни в 1460 г. Она призналась в содеянном под пыткой, однако перед казнью на лобном месте, над которым собиралась гроза с градом, заявила о своей невиновности. Из-за этой грозы, которую сочли доказательством вины, женщину сожгли. Спустя десять лет этот инцидент все еще занимал образованного картезианского монаха. Хаген предположил, что плохая погода не обязательно связана с этой ведьмой, и обвинил ответственных за казнь клириков в том, что, возможно, на их руках смерть невинной.

Кроме беспощадности цитируемого ранее английского охотника на ведьм, нам следует принять во внимание и проницательный взвешенный взгляд, чтобы нарисовать картину отношения церкви к искусству врачевания, которое они ставили в один ряд с так называемыми ведьмами. В более чем пяти сотнях сохранившихся текстов Иоанн Индагинис представил точку зрения собственной реформированной теологии на тему искусства врачевания. Следующая цитата взята из издания Клаппера, который в 1960 г. ссылался на работы Индагиниса.

«Запрещены все «благословения» для лечения болезней, те, что от нападения волков, от терзающих червей или для заживления ран, для извлечения пуль и остановки крови. Травы и камни использовать только в соответствии с их природной силой. Когда женщины и старухи убивают нерожденное дитя в утробе матери с помощью трав, зелий или другими методами, — это смертный грех.»

Теолог Клаппер видит Хагена в «центре культурного процесса, который освобождал мир буржуа от понятий, все еще коренящихся в дохристианских идеях народной мудрости». Примерно в 1462 г. монах Хаген направил свою энергию против этих традиционных «чуждых учений», когда судил «магические объекты, магические способы лечения, заклинания, ядовитое питье, заговоры, проклятия, дьявольские уловки, ведьмовство, пророчества, предсказания судьбы, прорицание будущего, микстуры, сделки с дьяволом и темные искусства, предсказание судьбы по пламени земле и другие прогнозирования». Все эти действия ведьм назвали дьявольскими. Увеличение их числа демонстрирует, насколько границы между магией и медициной были неустойчивы в XV в. и насколько эффективно знания о медицине выталкивали в сферу суеверий как простое собрание заблуждений и чуждых учений. В духовном смысле эту битву прежде всего стоит рассматривать на фоне монополистских притязаний церкви на лечение.

В противоположность нашему прагматичному времени в XV в. знания медицины и ботаники находились в мистических сферах. В соответствии с церковной доктриной, единственная дозволенная христианам связь с Богом происходила, пользуясь аллегориями той эпохи, посредством таинственной невесты небесного Сына Божия. Мария — та, что передает знания людей о свойствах лечения травами в небесные сферы и там вносит их в божественный порядок. Она представляет Экклезиаста, мудрость церкви, и следит за духовным здоровьем человека. Такой идеологии рекомендовали придерживаться всем, кто охотно подчинялся сам или кого принуждали подчиняться диктату церкви.

Медицина Парацельса и магия ведьм

Обвинение в черной магии, с которым пришлось столкнуться Парацельсу в XVI в., показывает, насколько предосудительным считалось напрямую обращаться к природе с формулами заклинаний и таким образом нарушать небесные законы.

Если я воззвал к духу, человеку, растению, корню, камню или еще чему в таком роде при помощи его святого имени, тогда кто-то может верно и справедливо сказать, что я произнес имя Господа всуе и сим прогневил Его, но не ранее. Пусть теологи и софисты говорят об этом, что они хотят, истина не изменится, даже если они суровы будут против меня и назовут колдуном и магом, осквернителем и нарушителем божественных заповедей, я не стану обращать внимания».

Парацельс еще раз соскочил с крючка. А Джордано Бруно, которого сожгли на костре как еретика 17 февраля 1600 г. на Сатро de’Fiori в Риме, — нет. Когда читаешь его утверждения о магии и волшебниках — учитывая тогдашнее отношение к любым мыслям, не зародившимся в морально-теологическом источнике, — не можешь не удивляться, как он вообще дожил до 52 лет в атмосфере взаимного кляузничества. В своем трактате «О магии», написанном между 1586 и 1591 гг., Бруно ввел термин «маг» в историческом процессе развития между работниками мудрости и чуда. Он называл такого человека malefic, «когда он тяготеет ко злу. Когда он тяготеет к добру, его надо рассматривать вместе с практикующими медицину». А когда он становится причиной смерти, его надо называть «ядовитый маг».

Христианских сановников, однако, меньше всего волновала подобная дифференциация. По мнению Бруно, они дискредитировали термин «маг»: «По этой причине его имя не звучит столь же хорошо для мудрецов или грамматистов, поскольку некоторые носящие капюшоны претендуют на термин “маг”. Такой монах-капуцин написал “Молот ведьм”». Насколько подходящая оценка ереси!

Сегодня кажется очень странным, что кого-то вроде Парацельса, кто обращался к людям с намерением исцелить их и искал лекарства в природе, обвиняли в колдовстве и ведьмовстве — и что медицину и магию ставили в один ряд. Логика за этим стоит проще некуда: не сами растения священны, а духовный принцип, что их создал. Называть растения «их священными именами» означало преступно путать их с Богом. Бог управляет и жизнью и смертью, а те, кто претендует на руководство лечением, лекарствами или рецептами, чтобы справиться с болезнью или продлить жизнь, оказываются в одной команде с дьяволом. Тех, кого поразила болезнь, наказывает Бог за их грехи, а если они исцеляются, то обязаны своей жизнью воле Божьей и искуплению грехов. Эту концепцию уже рассматривал в IV в. н. э. теоретик церкви Афанасий, который так восхвалял святого Антония: «Больных он увещевает терпеть и понимать, что лечение исходит не от него, а лишь от одного Господа, который причина его тогда и у того, кого пожелает».

Парацельс занимает позицию, которую мы сочли бы более просвещенной. Говоря о медицине в своей «Astronomia magna», он писал, что мужество применить такое лечение найдет отклик у Господа, ибо Господь сам есть врачеватель, и поправится ли человек или останется больным, в руках его.

В конце концов, в XIX в. Жюль Мишеле критически охарактеризовал такое отношение христианской церкви: можно сказать, во времена охоты на ведьм жизнь считалась просто испытанием, посланным людям. Людей поддерживали в том, что они не лелеяли никакого желания продлить собственную жизнь. В христианских кругах медицину рассматривали просто как подходящую точку зрения на ожидание смерти и даже надежды на смерть. Но кто же тогда мог лечить? Мишеле говорит, иронизируя и провоцируя: «Это было непаханое поле для Сатаны, раз уж он был врачом и целителем живых, даже более того, их утешителем».

Колдовская медицина нового времени

То, что в начале Нового времени он основательно потрепал нервы своими удивительными словами, подтвердил Мартин Лютер. Тревогу, царившую в начале XVI в., можно объяснить его Реформацией: «Все мы душой и телом подчиняемся дьяволу, словно гости в этом мире, чей Бог и Господин и есть он сам». Так, те, кто пытается получить определенный контроль над своим телом, могут, в магическом смысле слова, происходить лишь от «плохих родителей»; другими словами, они заключили сделку с дьяволом, который дал им необычные способности.

Медицина, в том виде, в каком ею занимались в сельской местности, была связана с предсказаниями, то есть с пророческими знаниями о происхождении и лечении болезни. Целительницей часто бывала провидица, которая определяла жизнь и смерть своими рекомендациями больному. Пока врачеватели использовали свои знания, чтобы облегчать страдания или лечить больных, люди радостно советовались с ними и смотрели сквозь пальцы на запреты Экклезиаста наносить визиты таким женщинам. Но если болезнь усугублялась или пациент умирал, люди были готовы быстро свалить это на колдовство.

Многие авторы, особенно женщины, которые работали над темой охоты на ведьм, указывали на центральную роль женщины в народной медицине в XV - XVI вв. Основываясь на собственном опыте, женщины всегда служили акушерками и передавали свои знания из поколения в поколение. Женские знания о процессах в организме и об учебных травах всегда шли рука об руку с магическими заклинаниями, отгоняющими демонов болезни и поддерживающими процесс выздоровления на уровне мысли.

До какой степени воображение играет роль в усугублении болезни или выздоровлении, можно увидеть с современных позиций, когда человек понимает, насколько серьезную роль играет диагностика. Когда врач объясняет, что болезнь вызвал несмертельный вирус, больше нет необходимости беспокоиться, и человек сосредоточивает свое внимание на лечении и здоровье. С другой стороны, такой диагноз как СПИД или рак может подействовать, как вуду, поскольку больному приходится бороться с безнадежным, зачастую фатальным диагнозом.

Борьба между теологией и целительством

С точки зрения феминизма соперничество между способностями к врачеванию у женщин, которые основывались на традиционных опыте и знаниях, передававшихся из поколения в поколение, и у врачей, которые обучались в университетах и в своих знаниях основывались на письменных документах, представляло собой значительный фактор во время судов над ведьмами. Однако другие пришли к выводу, что этому соперничеству не стоит придавать большого значения, поскольку доктора чаще работали со знатью и в городах и потому едва ли видели конкуренток в женщинах-целительницах, которые консультировали сельских жителей. Кроме того, при более близком рассмотрении можно увидеть, что целительниц и повитух было не так много среди ужасающе большого числа женщин, убитых в период с XV по XVIII вв.

От теории соперничества, тем не менее не так легко избавиться, как можно показать через сравнение образов из различных изданий Адама Лоницера. На гравюре в издании 1578 г. художник изображает весь фармацевтический процесс, от находки растения до его обработки и использования. На заднем плане — лес, где изображен колодец с фигурой язычника; травница собирает растения. Справа садовник выращивает определенные травы. На переднем плане человек несет собранный материал группе мужчин, чьи жесты и костюмы выдают в них людей образованных. Затем растения подготавливает ассистентка, а фармацевт измельчает их в ступке. На первом плане слева сосуды указывают, что травы готовят к дистилляции. Собственно использование препарата, изображенное в центре слева, заканчивает процесс. Трое собрались вокруг постели больного: женщина, которая толчет растения; врач, который проверяет дозировку, назначенную пациенту; и женщина-ассистентка.

Зеркальное изображение этой картины помещается на титульном листе издания от 1679 г. Оно показывает тот же процесс, с теми же этапами; тем не менее, все женщины-участницы оттуда удалены. Нет ни травницы, ни помощницы фармацевта, ни женщин у постели больного. Только одна фигура на заднем плане остается женской и явно присутствует скорее в декоративных целях: несет нечто вроде корзины с фруктами на голове и, отделившись от группы ученых, направляется в сад.

Подобная трансформация из женщин в мужчин была также замечена Герлинде Фолландом в его исследовании изображений мандрагоры в двух травниках XVI в. По композиции одно явно основано на другом. На иллюстрации ниже из немецкого издания «Сада здоровья», вышедшего в Антверпене в 1533 и 1547 гг., можно увидеть женщину, которая собирает травы, а также мужское и женское растение мандрагоры, изображенные в антропоморфной форме, в неогороженном саду. На более позднем изображении женщина подносит в своем фартуке собранные растения мужчине-ученому.

Фолланд ставит под вопрос более раннюю дату гравюры из лондонского издания «Большого гербария», композиция которой сильно упрощена. Неловкий стиль рисунка и уменьшение композиционных деталей, равно как и то, что мужчина в одежде ученого находится в странной позе подчиненного и изображен собирающим растения, мне представляется поздней, упрощенной копией более сложного оригинала.

Другие работы Герлинде Фолланда также исторически показательны. Он считает, что в ходе беспощадной борьбы за первенство между теологией и медициной Средневековья «ценность servus medicus стала равной ценности повитухи». Вдобавок из-за соперничества с женщинами-целительницами в круг обязанностей врачей раннего Средневековья входило и самостоятельное изготовление лекарств.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы