Как с помощью магии влиять на погоду

17 октября 2019 в 6:16

Будет ли урожай в садах и на полях обильным, зазеленеют ли луга, будет ли у скота достаточно пищи, зависит от погоды. В каждой культуре есть «творцы погоды», которые досконально знают техники ритуалов, чтобы вызвать дождь, отвести молнию и грозу с градом и наслать плохую погоду на врага. Обычай подбрасывать в воздух горящую головешку или горячий пепел, чтобы усмирить нежелательный ливень, практически универсален.

Погодная магия – что это такое

Для тех, кто живет в гармонии с природой, искусство врачевания оставляет рисунки не только на их собственных телах, но и на теле вселенной, на макрокосме, частью которого являются люди. Каждое живое существо подчиняется погоде, смене времен года и циклам природы, которая дает пищу и одновременно разрушает. Если зерно не растет, урожай пропадает из-за плохой погоды, в семью приходят болезнь или смерть, примитивные народы воспринимают такое событие либо как естественное происшествие, либо как нарушение баланса в природе земной или небесной энергии. Шаманы обладают способностью воздействовать на события, впадая в транс и входя в потусторонний мир, где они могут почерпнуть знания о том, что стало причиной дисбаланса.

Историки искусств, которые изучают изображения ведьм, неоднократно отмечали состояние, похожее на транс или лунатизм, у женщин, изображенных Альбрехтом Альтдольфером и Хансом Бальдунгом. Транс — шаманская техника, присутствующая во всех культурах. Она выводит за пределы бренного мира с его обязательствами и ограничениями, чтобы прорвать границы сознания и открыть для ассоциаций, вдохновения и наитий.

В измененном состоянии шаманы могут выяснить причины проблемы, так как погодную магию стоит понимать как попытку восстановления утраченного баланса. С доисторических времен и до настоящего момента в племенных культурах вызов дождя играет одинаково важную роль в работе шаманов как мужского, так и женского пола. Они кладут в курильницы травы и жгут их на медленном огне, в окружении тайны. Листья, смола и содержащая смолу кора — например, белены, лавра или ладана — становятся золой, которую позже добавляют в почву в качестве удобрения для будущих поколений растений. Дым поднимается и сгущается, превращаясь в облака тумана. Он сбирается и опадает, словно туман на полях, и едва заметно оседает на растения. Таким образом, человек имитирует желаемые погодные условия макрокосма на уровне микрокосма.

Именно этим занимаются женщины, в чьих традициях еще остается языческая связь с подобными природными процессами. Как, по обыкновению, поступают определенные женщины? Когда им нужен дождь, а его нет, они собирали нескольких девушек, из них выбирают юную девственницу, чтобы она исполнила нечто вроде роли предводительницы. Они снимают с нее одежду и ведут ее за пределы поселения, туда, где нашли белену. Они заставляют ее выкопать это растение мизинцем правой руки и привязать вырванное растение к мизинцу правой ноги при помощи любой завязки. Затем девушки, у каждой из которых в руке по розге, ведут эту грустную девственницу за руки, как есть, голой, назад от реки к поселению, а она, опустив ноги, перебирает ими, словно рак.

Поскольку такой волшебный «диалог с природой» воспринимался как запрещенное вмешательство в божий план, ведьмы должны были жизнью заплатить за еретические действия. В этом нет ничего удивительного. Превратив магически вызванный дождь, приносящий плодородие земле, в его разрушительную противоположность — бурю и град, как рисовалось во всех изобразительных и литературных источниках того времени, — церковные власти ужесточили доступ к языческим традициям и смогли манипулировать общественным мнением по своему желанию.

Древние повитухи вызывали дождь

Средневековые художники и иллюстраторы не показывали первобытную повитуху приносящей благословенный дождь, чтобы напитать землю и поля, но они показывали, как она влияет на разрушительные бури и грозы. Женщины на этих картинах показаны не в веселом угаре; их обнаженные тела изгибаются и выдают зловещее влияние, которое, как тогда верили, ведьмы оказывают на мир природы. Это видение в основном воспроизводит негативное восприятие природы церковью, а особенно ее ночные и агрессивные проявления, которые, как считается, имеют демоническое происхождение.

Приверженность этой идее обнаруживал даже Парацельс, философ и научно ориентированный врач. Во время происшествия в Базеле, которое до сих пор активно обсуждается в литературе, Парацельс открыто сжег работы греко-римского врача Галена и некоторых его предшественников, чтобы открыть собственный единственный путь, освещенный «светом природы». Тем не менее, Парацельс целиком поддерживал христианскую веру. Он считал дождь и облака «экскрементами адских призраков»:

И если они выходят из своих жилищ и идут в небеса, то позволяют своим естественным выделениям выходить наружу; но это не что иное как ветер, град, гром и ливень, солнце и много еще других излишеств, еще более разрушительных, чем любой луч свода небесного. Парацельс считал ведьм частью подобных атмосферных козней, когда писал: «Так, работа ведьм есть не более чем выделения адских призраков, жестоких по природе своей и потому создающих бури».

Магические способы вызвать дождь

Магические технические приемы, которые люди используют, когда нет дождей, а почва засыхает, похожи друг на друга во всем мире. Шаманы-синоптики разбрызгивают воду, пиво или собственную кровь на пересохшую землю, распевая магические песнопения; которые будят богов дождя или меняют их поведение. В Древней Руси, чтобы вызвать дождь, забирались на ель в священной роще. Один из волшебников стучал в котел, имитируя гром, другой вытесывал кремнем искры, а третий разбрызгивал воду во всех направлениях связкой из прутьев. Зачастую шаманы вытанцовывают, шагами имитируя ритм падающих дождевых капель. Обычно танцоры бывают обнажены и находятся в своем первозданно первобытном виде.

Часто погоду делают женщины, поскольку они по своей природе «влажные» и ближе к воде и луне. У южных славян выбирают девочку. После этого она одевает одежду только из трав, растений и цветов и вместе с другими девочками водит хороводы вокруг деревни. Каждая хозяйка должна вылить на нее кувшин воды. А если в Индии происходит длительная засуха, обнаженные женщины тянут по земле плуг. Мужчинам присутствовать запрещено.

Сегодня такие суеверия кажутся нам смешными, поскольку известны объективные причины, вызывающие засуху и грозы. За погодой следят спутники, а компьютеры рассчитывают перепады температуры. Ставятся эксперименты по управлению погодой. В 1951- Вильгельм Райх преуспел, вызывая дождь с помощью своего аппарата, который излучал энергию в неба. А во время войны во Вьетнаме Соединенные Штаты, как и любая супердержава, разрабатывающая секретные проекты по контролю над миром, предположительно смогли растянуть сезон дождей в Юго-Восточной Азии еще на неделю.

Даже несмотря на то, что наука раздувает из мухи слона, шаманы действительно способны влиять на погоду, потому что контактируют с духами стихий. Некоторые скептически настроенные энтомологи были вынуждены это признать.

Естественно, у кельтов и германских народов тоже были женщины-шаманы, которые делали погоду и проводили свои ритуалы в состоянии экстаза и обнаженными. Они хлопали по лужам ветвями, пока не собирались облака. Почти как ведьмы в шекспировском Макбете, они варили погоду в огромном котле, куда бросали травы и другие волшебные вещи. Ведьмы размешивали силу, поднимающуюся над котлом, ветками орешника. Черной беленой они будили ото сна дождь.

В начале XI в. Бурхард Вормский писал, что обнаженная девушка мизинцем правой руки выкопала из земли белену и привязала ее к своей ступне, потом невесту дождя отвели к реке и обливали водой, молясь и исполняя песни.

Погодную магию можно творить и с помощью других трав, например посконника, также известного «прохладная погода» или «прохлада грома. Это растение считается оленьим растением, потому оно связано с погодой так же сильно, как олень со своими рогами. Эта абортивная мочегонная лечебная трава, возможно, когда-то принадлежала Кернунну, «царю душ животных».

Отношение церкви к магии погоды

Поскольку те, кто контролируют погоду, также контролируют урожай и, таким образом, контролируют сердце и дух человека. Поэтому колдуны погоды считались церковью считались особенно опасными.

В инструкции миссионерам для подобных ритуалов погоды предусмотрены наказания. Священный синод 892 г. в Париже вынес указ: «Когда мужчины и женщины, совершавшие подобные преступления, будут уличены, они должны быть наказаны с необыкновенной строгостью, поскольку они служат дьяволу почти открыто. Колдунов называли «вызывающими дождь», «погодными кошками», «туманными мами» или «вертящими облаками», которые, по слухам, портили зерно градом, торнадо и чумой. Защита от их проделок состояла в том, что священник благословлял землю, а звонарь звонил в колокола.

Церковная кампания против погодной магии

Христианство можно рассматривать как кампанию против древних природных религий и естественной взаимосвязи между людьми, действующую даже в тех случаях, когда гонимые церковью явно не следуют этим традициям, как можно увидеть на примере Парацельса.

С появлением христианского монотеистического утверждения о том, что существует только один Бог, и все проявления Творения исходят лишь от него одного, не только поклонение природе попало под подозрение, но и все магическое мировоззрение также лишилось доверия. «Ибо поистине все силы природы малы в сравнении с могуществом дьявола, но еще более велико могущество доброго ангела», — писал Хартлиб в 1456 г. В разных частях своей книги о запрещенных искусствах Хартлиб призывал читателей понять, «насколько все четыре стихии были отравлены хитрыми уловками дьявола». С начала эпохи христианства Отцы Церкви никогда не уставали предостерегать своих последователей от поклонения воде, скалам и горам, деревьям, растениям и животным, с помощью наставлений о том, что только тот, кто создал эти природные явления, достоин чести, а не сами создания. Так, Афанасий, который был епископом в Александрии с 295 по 373 г. и множество раз бывал сослан в Рим, критиковал язычников:

«Что можете сказать о бессловесных, кроме того, что они неразумны и свирепы? Если же, как слышу, вознамеритесь утверждать, будто бы все это говорится у вас приточно, и похищение девы есть иносказание о земле, хромой Гефест — об огне, Гера — о воздухе, Аполлон — о солнце, Артемида — о луне, Посейдон — о море: и в этом случае чествуете вы не самого Бога, но, вместо сотворшего все Бога, служите твари. Ибо, если сложили вы подобные басни по той причине, что тварь прекрасна, то должно было только удивляться тварям, а не боготворить их, чтобы чести, подобающей Создателю, не воздать созданиям.»

Это слова из «Жития святого Антония», написанного около 356 г. и являющегося описанием жизни и деяний крестного отца всех отшельников. Афанасий показывает святого Антония как пример для подражания всем христианам. Жизнь святого, его искушения различными демонами и чувственностью изображались множество раз. Это будет интересовать нас в следующем разделе, поскольку ведьмы стали присутствовать рядом с ним, начиная с впечатляющих картин Босха. В «Житии святого Антония» Афанасий громит все формы предсказаний, врачевания и магии, обращая внимание на новую религию: «Где знак креста является, там магия теряет силу, а колдовство не действует». Только таким святым, как Антоний, дозволено совершать подобные чудеса, поскольку он почтительно признает всемогущего Бога.

Разделение на дозволенные чудеса во имя Бога и добра и на чудесную силу, которая вызывает разрушения и зло, за прошедшие века прочно укоренилось в мировоззрении христиан. Подобное разделение и суждение о природе как о чем-то негативном в своей основе, в то время как Дух Божий, что за нею стоит, признавался священным, стало главной темой для теологов, священников, мыслителей и исследователей, независимо от того, были ли они приверженцами католических, протестантских или просвещенных взглядов.

Концепция духовной силы, стоящей за созданием природы, не обязательно должна привести к отчуждению, отдалению от нее и ее демонизации. Это можно проиллюстрировать, например, с помощью утверждения Петага Юха Мани из индейского племени сиу: «Мы живем за счет природы». В 1630-е годы Отто Брюнфельс в предисловии к своему травнику заявил, что Бог ему свидетель, что он всегда почитал всемогущего Господа в мыслях своих, и его многогранная работа прославит «странные и чудесные маленькие растения».

На таком фоне каждая попытка человека увидеть себя прежде всего не как творение божье, а как часть природы, влияние которой можно направлять в определенную сторону с помощью магии, казалась достойной порицания. Даже если намерение применить магию было добрым, само по себе желание вмешаться в божественные планы считалось разрывом отношений с Богом.

Помимо помощи здоровью, народную медицину и шаманизм считали вмешательством в естественный порядок вещей из-за погодной магии. В суде ведьм обвиняли в том, что они вызывали град, уничтожали урожаи, лишали молока соседскую корову. Связь между способами шаманской и народной медицины в управлении погодой предлагала христианам возможность обвинить кого-то еще, кроме Бога, во вмешательстве в естественный ход жизни. Когда погода находится в гармонии с нуждами людей и идет на пользу урожаю, тогда нет причин что-то объяснять — ибо Господь в своей вечной доброте так раскрывает свою любовь к тварям, которых создал. Но когда человек находится во власти милостей природы, он сталкивается с силами, за которые когда-то были ответственны духи природы — понятие, которое в сельской местности дожило до наших дней, хотя на него уже давно наслоились христианские интерпретации.

Были сообщения, что даже в 1814 г. жители гор Силезии совершали паломничества на вершину горы, неподалеку от истока реки Эльбы. Там они приносили в жертву черных петухов и кур, произносили молитвы и заклинания, чтобы успокоить духа горы и отвести угрожающие паводки, с ревом низвергавшиеся с горы. Люди приносили ключевую воду, травы и коренья домой, и использовали, чтобы мыть коров и стойла.

С бурями и грозами связывают так называемые ведьмины метлы или громовые метлы, которые так же, как и они, похожи на птичьи гнезда и, как правило, из-за грибка-паразита возникают на сизых елях, березах и вишнях. Раньше люди любили прикреплять их к конькам домов для защиты от молнии и огня. Из символического характера подобных ботанических дефектов — чем и являются ведьмины метлы — народные суеверия стремились вывести связь с молнией. «Метла» в первую очередь — символ разделения, воздуха и небесной очищающей молнии. Грозовые облака часто имеют форму метлы и «подметают» небо. Люди, живущие у моря, называют западный ветер «небесной метлой».

Во времена всеобщей истерии вокруг ведьм церковь — и католическая, и протестантская — отвергала всякую возможность плодотворного влияния человека на явления природы. Так, в XV и XVI вв. клирики демонизировали практику заклинания сил природы и предсказания по природным признакам, — практику, которая все еще действовала в широких слоях сельского населения.

Во времена язычества германские народы больше предпочитали пророков-женщин, а не мужчин. Они занимались предсказаниями по погоде и в свадебную ночь, гаданиями по воде. Однако Отцы Церкви интерпретировали подобные методы как попытки человека стать всезнающим, словно Бог. Во второй половине XVI в. гадалок считали «испражнениями дьявола в мир, поскольку бесстыдные люди хотят знать больше, чем положено», — по словам ректора Хайдельберга Вилкена. Он также предупреждал: «Нас создал Господь, и он предназначил нам, что мы должны знать».


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ