Использование березы в магии и целительстве

11 октября 2019 в 16:43

Дух березы явился древним людям в облике девы, укутанной покрывалом из света, полной магической и целебной силы. Исконные индоевропейцы называли эту щедрую богиню и подругу человека Bhereg, что означает «окутанная сиянием». До сих пор березу называют этим именем в разных вариантах в регионах, где говорят на германских, славянских, балтийских, кельтских языках, а также на французском и испанском. Ее всегда связывали с понятиями чистоты, света и начала новой жизни.

Какими магическими свойствами обладает береза?

Фастнахт алеманнов (вторник на масленой неделе) со своими дикими людьми и танцами ведьм – отголосок древних праздников, посвященных природе. Процессии ужасных и прекрасных духов, которые в это время года приходят в поселения людей, во многом представляют собой запредельную мудрость. В первый день февраля, теперь называемый Сретение, островные кельты отмечали Имболк – праздник в честь богини-березы. Как все первые дни квартала, он до сих пор считается праздником ведьм.

Кельты видели в березе Бригиту, музу искателей мудрости, целителей и бардов. Она является девственной носительницей белизны и света, которая каждый февраль помогает дням быстрее увеличиваться. В это время, в преддверии весны, люди надрезали стволы берез и собирали драгоценный сок. Этот сок выводит желчь и урину, очищает кровь и укрепляет почки и мочевыводящие пути.

Славянским народам и народам Сибири светлое дерево напоминало белые перья лебедушек. Иногда они выходили замуж за шаманов и давали им свои крылья, чтобы те могли унестись в эфир. Германские народы вспоминали о Фрейе в чудесном сверкающем ожерелье, когда видели это дерево, а также ассоциировали его с Бертой, «сияющей».

Древние традиции, связанные с березой

В далеких Гималаях березе (на санскрите Бхурга) поклонялись как сверкающей белой богине, которая ездит на белом лебеде или гусе. Сарасвати, как ее называют, вдохновляет людей, дарует им мудрость и знания, обучает письменности и ораторскому искусству. Она все расставляет по местам и дарит вдохновение поэтам и целителям. Она тоже является людям в феврале, когда целая толпа школьников и их учителей наряжается и проносит ее изображение по улицам. Первые книги, созданные ведическими мудрецами, были написаны на бересте. В Европе береза также считалась древом учения. В старину детей учили не без помощи березовых розог.

Как и сама девственная богиня, береза олицетворяет некое начало. Она молода и свежа, словно пустая страница, на которой будущее может проявиться само по себе. Зелень березы символизирует обещание новой весны. В начале сельскохозяйственного года земледельцы Северной Европы втыкали березовые ветки в землю на полях и прикрепляли к стенам домов. В первый день выпаса коров гнали на пастбище березовыми прутами или заставляли переступать через березовые ветки.

«Стегали», «шлепали» или «лупили» все, что должно было расцвести. Девственниц тоже не щадили и со смехом вытаскивали из постелей. Береза дает начало любви. В дохристианские времена влюбленные мальчишки втыкали березовые веточки перед домом возлюбленной. Молодежь весело плясала под майским деревом – украшенной березой. А когда Фрейя благословляла любовь, даруя дитя, плаценту закапывали под березой в качестве подношения богине. Колыбель, первую постель нового гражданина земли, тоже нужно было сделать из березы.

Естественно, друиды поставили березу во главу своего древесного алфавита и календаря. Роберт Грейс считал, что этот месяц шел с 24 декабря по 20 января. Однако, поскольку календарь друидов был лунным календарем, отсчитывавшим месяц от одного новолуния до другого, подобный точный расчет представляется сомнительным. Возможно, месяц березы начинался с появлением «девы света» в феврале.

Береза – символ нового начала не только в культурном, но и в прямом смысле. Это морозостойкое дерево первым после схода ледников посеяло свои семена. Люди каменного века смогли выжить с его помощью. Археологические раскопки показывают, что охотники-собиратели эпохи палеолита использовали березовую смолу, чтобы приклеивать наконечники к стрелам и гарпунам. Из бересты делали емкости и обувь, а из лыка – одежду. У «Эци», замороженной мумии человека эпохи неолита, обнаруженной в ледяной пещере, тоже была сумка из бересты. Коренные американцы и сибиряки до сих пор используют емкости из бересты, как это делали наши предки из каменного века. В них кленовый сироп хранится целый год. В чрезвычайных обстоятельствах внутреннюю поверхность коры можно есть, а весной люди собирали сладкий сок, который иногда оставляли бродить, чтобы он превратился в алкогольный напиток.

Береза до сих пор является наиболее важным деревом для индейцев племени оджибве. Они украшают ею свои вигвамы и делают из березы все, от каноэ до ложек, тарелок. Они даже делают ведра для воды и посуду для приготовления пищи из бересты. Раскаленные камни кладут в сшитые и просмоленные горшки и таким образом готовят.

Береза – основное дерево шаманов. Шаманы Евразии поднимаются по украшенной березе, когда отправляются в мир духов. Их маски вырезают из березовой коры. Бубен, обтянутый кожей дикого зверя, делается из березы, предпочтительно из той, в которую ударила молния. Сибиряки говорят, что колыбель первого шамана стояла под березой, и она поила его своим соком.

Береза также укрывает и оберегает мертвых. Индейцы оджибве оборачивают тела умерших в кору березы. Якуты кладут ее вокруг головы убитого медведя. Кельты надевали на голову умершего конусообразный колпак из коры березы, как, например, они поступили с Чифтеном из Охдорфа или с воином из Хиршлангена. Существует старинная шотландская баллада о погибших сыновьях, которые являлись своим матерям в березовых колпаках на голове. Эти колпаки – знак того, что они не будут скитаться неприкаянными духами, а вернутся на небеса.

В мае, когда все распускалось и зацветало, сверкающий бог солнца спускался с небес, чтобы повеселиться со своей прекрасной невестой, богиней цветов. С шумным весельем гуляки несли бога солнца из леса на ближайшую святую гору; позднее – из священной рощи или храма в пещере. Божественная пара принимала форму майских деревьев, как правило, березы, очищенной от коры, и другой, украшенной расписными яйцами, красными лентами, обагренными жертвенной кровью, цветочными гирляндами и другими дарами. Иногда боги воплощались в Майскую королеву и Майского короля – самую красивую девушку и самого сильного юношу селения, одетых в зеленые одежды, венки, цветы и листья. Их обычно встречали безумными оргиями. А как же иначе? Божество, оказавшееся рядом с людьми, лишает их здравого смысла! Наследники земледельцев неолита и бронзового века продолжали воспевать Майскую королеву, которую украшали цветами боярышника.

Береза как символ чистоты

Береза означает чистоту. Сакральные места и места для поклонения традиционно подметают березовой метлой, чтобы прогнать злых духов. Позднее ритуальная метла превратилась в метлу ведьм, на которых они летали на Лысую гору на шабаш. Иногда в Англии березовую метлу используют для борьбы с невидимыми летающими духами (ведьмами) или со вшами и блохами, которых они приносят с собой. Также березовой метлой выметают старый год. В Древнем Риме при вступлении в должность консулов ликторы держали в руках березовые ветки, перевязанные красным шнурком. Связка березовых веток с топором посередине считается символом очищающей власти закона. «Чистюля» Муссолини взял этот символ для своего фашистского движения.

Березовые веники изобрели одновременно с парилками каменного века, и их все еще используют в русских саунах и банях. Считается, что охаживать веником распаренное тело – очищает и оздоравливает. Коренные американцы, живущие в районе Великих озер, ставят на раскаленные камни емкость из бересты с эфирными маслами, чтобы очистить кожу и легкие во время церемонии в парной.

Березовые грибы с магическими свойствами

У древних людей береза ассоциировалась с огнем и светом. Они делали яркие факелы из высушенной и скрученной березовой коры. Однако это не единственная связь между огнем и березой. Трутовик настоящий (Fornes fomentarius), который в основном растет на березах, подходит для разведения огня больше всех других материалов. Обычно деревянную головешку или узкую палочку интенсивно крутят между ладонями вокруг своей оси на закрепленном у ее основания трутовом грибе, так что он начинает дымиться и разгораться. Из-за этого дерево, обычно головешка, скручивается так быстро, что грибок, который кладут в основание, начинает светиться и разгораться. В богатом воображении древних людей родилась идея, что это – половой акт, а березовый грибок олицетворяет женское начало, пылающую утробу – еще одна ниточка к светлой богине!

Целители Нового Света, а равно Старого, кладут маленькие горящие угольки трутовика (полыни, трута, гнилой древесины) на больные места. Подобные кусочки угля из грибка находили на археологических раскопках поселений Маглемозе, которые жили более десяти тысяч лет назад на севере Европы. Хильдегарда Бингенская обратилась к этому методу лечения из каменного века, прописывая берестяные угольки от болей в спине, внутренних органах и конечностях. Отрава или болезнетворный дух могли тогда выйти через образовавшийся ожог.

С березой символически связан еще один гриб – галлюциногенный красный мухомор. С его помощью шаманы северного полушария взбирались по перевернутому древу жизни к его корням, чтобы встретиться с богами и призраками. (Во многих культурах элементы «иного мира» перевернуты вверх ногами или являются противоположными реалиям этого мира.) В этом контексте очевидна связь с понятием света. В Сибири красный мухомор часто называют просветляющим грибом. Его едят только ночью. Он вызывает энтопический феномен света, который напоминает вспышки света.

Становится понятно, почему северогерманские племена посвящали березу не только Фрейе, но и богу грозы Тору. Манабозо, герой культуры племени оджибве, скрылся от гнева бога-громовержца в пустотелом стволе березы. С тех пор коренные жители Северной Америки используют березовый фимиам, чтобы усмирить или отвести молнии. Фермеры Альгау жгут березовые ветви, оставшиеся после праздника Тела и Крови Христовых, когда гроза идет слишком долго. В протестантских регионах на пятидесятницу– день, когда Святой Дух явился верующим в языке пламени, – здания и транспортные средства украшают свежими березовыми листьями.

Оцените статью:
Рейтинг: 5 (Голосов: 1)

Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ