Какие растения использовали для магии люди в Каменном веке

11 октября 2019 в 16:34

Для людей Каменного века кустарники были не только физическим барьером между обработанными и дикими землями, они также являлись метафизической границей. За ней жили дикие люди, там начинался мир призраков, троллей, гоблинов и лесных монстров. Именно там человек сталкивался с соблазнительно прекрасными и хитрыми эльфами. В этих местах все еще властвовали старые божества палеолита.

Магические свойства колючих кустарников

Живая изгородь из терна имела практическое значение для земледельцев неолита: она отлично удерживала скот, чтобы он не разбредался. Чем больше жвачные объедали растения, тем больше разрастался терн, пока не получилась естественная преграда. Кроме того, эти растения давали хворост, щепу и прутья, из которых потом плели корзины и делали стены домов, обмазывая их глиной. В кустарнике можно было обнаружить питательные птичьи яйца, вкусные орехи и сочные ягоды. Наиболее сильнодействующие лечебные травы также росли в этом пограничном биотопе.

Но прежде всего пышный тернистый кустарник давал защиту. Он не позволял пройти волкам и медведям, равно как и оленям, которые уже положили глаз на всходы урожая. Возможно, он также отпугивал и не пускал «диких людей» – последних оставшихся охотников- собирателей, все еще носивших шкуры и скитавшихся по лесам; их считали похитителями детей. (В Средние века подобных «дикарей» ловили и казнили рыцари.)

Сегодня тернистые кусты, особенно боярышник и шиповник, символизируют спокойный сон. В сказках говорится о кустах тернистых роз, и до сих пор многие крестьяне кладут под кроватку новорожденных шиповник, чтобы их сон был глубок и тих.

Живая изгородь, окружавшая расчищенное пространство, без сомнения, была непроницаемой стеной. Люди осознавали, что их маленькие островки-сообщества, которые они выгрызли в теле первобытного леса, сами по себе были слабы и беззащитны. Выжить было возможно лишь благодаря безграничной мощи дикой природы. Оттуда брались дрова, которые горели в очаге, в сердце дома и хозяйства, а с его помощью жарилось мясо, готовился суп и холод не мог добраться ни до тела, ни до души. Олени, кабаны и другие дикие животные, чье мясо составляло рацион, жили на воле, и там же росли лечебные травы и грибы, которые собирали старухи. А через несколько лет, когда почва теряла свою плодородность, община должна была снова отправляться в первобытный лес и расчищать для себя новое место, чтобы сделать его пригодным для жилья. Однако расчищенные земли снова переходили в ведение дикой природы, зарастали молодой зеленой порослью, и плодородность почвы восстанавливалась.

Из-за живой изгороди шла сила. Из дикой природы приходило изобилие, и человеческая раса обновлялась из поколения в поколение, благодаря потоку энергии, которую умершие передавали из-за этой изгороди. Предки приходили оттуда, ища перерождения внутри жизненного цикла своего клана. Долгое время орешник, используемый при создании живых изгородей, считался передатчиком энергии плодородия из мира иного.

Запредельные создания из потустороннего мира тоже приходят из-за живой изгороди, чтобы побыть с людьми в периоды, определяемые фазами луны, положением солнца и созвездий. В февральское полнолуние белая девственная богиня света оставляла свои пещеры с медведями и свитой духов стихий. Она будила пчел и семена растений, все еще спавших под снежным одеялом, трясла стволы деревьев, чтобы в них снова начал течь сок. Люди каменного века готовились к ее появлению, очищаясь в парной. Забродивший березовый сок, подслащенный медом, приносил много радости. Людей наполнял пробуждающийся дух жизни, окружали танцующие и поющие духи стихий, и они тоже начинали танцевать и гримасничать. Духи, приносящие болезни – как правило, калеки со злыми лицами, – тоже получали свою долю уважения и отправлялись назад в леса с небольшими подношениями.

Магические свойства орешника

Умение влиять на погоду – одна из шаманских способностей, применяемых во всем мире. Древние европейские шаманы использовали ветки орешника, чтобы вызвать дождь. Подобные ритуалы существовали и в Средние века. В судебном деле над ведьмами XVII сказано: «Дьявол вручил ведьме ореховый прут и велел хлестать им ручей, а затем на него прося дождь». Там также сказано: «Мальчик-ведьмак стегал воду прутом, пока из него не появилось маленькое облако, горе после этого началась гроза».

Неудивительно, что монахиня Хильдегарда Бингенская была невысокого мнения об орешнике: «Орешник – символ разврата, его редко используют в медицинских целях, разве что для лечения импотенции у мужчин». В те времена ветку орешника вешали над ложем супружеских пар как средство от бесплодия и символ надежды на лучшее; супруги носили с собой веточки с завязями орехов.

«Когда есть орехи, в браке рождается много детей». «Цветет орешник, процветают и шлюхи». Подобные поговорки можно найти по всей Европе. Этнологи считают, что они произошли от того факта, что молодежь могла укрыться от подозрений блюстителей морали, собирая в лесу орехи. Более правдоподобным кажется другое объяснение: люди, связанные с природой, инстинктивно становятся частью фертильных ритмов леса.

Наши праотцы верили, что духи предков передавали нерастраченную энергию из дикой природы и загробного мира в мир живых. Это были духи, дарившие детей и благословлявшие поля новой жизнью. Во многих зимних ритуалах среднеевропейских язычников мальчики, одетые в меховые шкуры, ходили по деревням и стегали людей и животных ореховыми прутиками. Мальчики олицетворяли духов предков. Кельтский бог зимы, Зеленый человек, который приходил в дома, очаги и сердца людей во время зимнего солнцестояния, тоже имел при себе веточки орешника, чье прикосновение делало все и всех плодородным, процветающим и полным молока.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ