Ужасы тысячного года – предсказание о конце света в Европе в Средние века

18 октября 2019 в 12:09

Великий французский историк XIX в. Жюль Мишле в первой главе четвёртой книги (вышла в свет в 1840 г.) «Истории Франции» писал со свойственным ему красноречием: «Несчастье за несчастьем, разрушение за разрушением. Должно было случиться что-то ещё, и этого все ожидали. Заключённый ожидал во мраке темницы, заживо похороненный; крестьянин ожидал на своём поле, в тени зловещих замковых башен; монах ожидал в уединении монастыря, в одиноком смятении сердца, мучимый искушениями и собственными грехами, угрызениями совести и странными видениями, несчастная игрушка дьявола, упорно кружившего вокруг него ночью, проникавшего в его убежище и злорадно шептавшего на ухо: „Ты проклят!"». Но так ли было на самом деле?

Когда в Средние века ожидался конец света?

Впервые о страхе перед тысячным годом упоминает церковный историк кардинал Чезаре Баронио в своих «Церковных анналах», созданных либо в 1602, либо около 1590 г. Правда, рассказ об этих же страхах содержится и в «Хронике монастыря Гиршау» Иоанна Тритемия, написанной в Германии около 1500 г. Там говорится: «В году тысячном от Рождества Христова по всей Европе прокатились сильные землетрясения, которые разрушили многие прочные и великолепные здания. В том же году на небе появилась ужасная комета. При виде её многие, посчитавшие её знамением конца света, похолодели от ужаса.

Дело в том, что в течение уже многих лет люди ошибочно верили, что конец света наступит в тысячном году». Однако приведённый текст содержится не в первом издании указанной «Хроники» (1559 г.), а только во втором (1689 г.). Подобные описания стали весьма частыми у историков XVII–XVIII вв. Все сведения такого рода обобщил английский историк Уильям Робертсон в обширном введении к «Истории царствования Карла V» (1769 г.).

Сомнения в их достоверности высказывались уже в конце XIX столетия. На исходе XX в. подавляющему большинству историков стало ясно, что ничего подобного не было. И дело не только в том, что обязательным летосчисление от Рождества Христова стало как раз около 1000 г. (о чём мало кто знал за пределами круга образованных клириков). А ещё и в том, что подавляющее большинство людей Средневековья не имели представления об абстрактном счёте времени.

Современный французских историк Эмманюэль Ле Руа Ладюри предпринял попытку проанализировать мышление жителей маленькой горной деревушки Монтайю на северных склонах Пиренеев. На рубеже XIII–XIV вв. в ней работали следователи инквизиции (юг Франции был тогда поражён ересью), и до нас дошли протоколы допросов. Благодаря этому мы имеем редкую возможность услышать голоса простых неграмотных людей. В протоколах имеется только одна дата, указанная современным образом – число, месяц, год.

Это дата, поставленная в конце протокола писцом инквизиции. Сами же допрашиваемые вместо числа называют какой-либо церковный праздник: «на Михайлов день», «за неделю до Пасхи»; вместо месяца – сельскохозяйственный сезон: «перед началом полевых работ», «когда овец перевели на горные пастбища»; вместо года – какое-то событие: «это было ещё при старом графе», «тогда моя дочь родила первенца». Вне реального наполнения, просто как некая длительность, как хронологическая шкала, время в сознании этих людей не существует. Потому и выражение «год одна тысяча» им ни о чём не говорило.

Явление Антихриста в тысячном году

И прежние, и многие нынешние историки считают 1000-й год датой завершения раннего Средневековья, но не только. Бытовало мнение о том, что вся Европа была охвачена ожиданием конца света.

Люди Средневековья действительно ожидали конца света. Но огромное их большинство однако, не значит «все». Известный церковный деятель, аббат монастыря Флери-сюр-Луар во Франции Аббон писал в 998 г. в своей «Апологии», представлявшей что-то вроде мемуаров, о событиях приблизительно 960-х гг.: «Что касается конца света, то услышал я в одной из парижских церквей проповедь о том, будто в конце тысячного года явится Антихрист и вскоре за тем наступит Страшный суд. Я всеми силами противостоял этому утверждению, опираясь на Евангелие, Апокалипсис и Книгу пророка Даниила».

Значит, мнение такое всё же имелось. Ряд исследователей предполагают, что подобные воззрения могли быть распространены среди образованных людей в окружении Оттона III и Сильвестра II. Последний как раз и предлагал вести счёт времени от Рождества Христова, для него и его ученика «год одна тысяча» не был пустым звуком. Конечно, это всего лишь гипотеза, но она многое объясняет в поведении императора и Папы. Почему Герберт взял имя Сильвестр? Только ли потому, что Сильвестр I был Папой при Константине Великом и Герберт тем самым как бы устанавливает равенство между равноапостольным императором и своим учеником?

В 954 г. Адсон, аббат монастыря Монтье-ан-Дера во французском городе Туле, написал «Малый трактат об Антихристе». Там он говорит о грядущем Страшном суде, о предшествующем явлении Антихриста, излагая всё это по Апокалипсису (не привязывая к 1000 г.). Новым по отношению к традиции является то, что главным противником Антихриста станет не Христос, а некий Праведный Царь, он же Царь последних времён. Не примерял ли Оттон III этот образ на себя? Если у первого христианского императора был Папа Сильвестр, то и у последнего должен быть первосвященник с тем же именем. И потому благоустроить, т. е. организовать на римский лад (а на какой же ещё?), государство нужно как можно быстрее.

Однако этого мало. Да, император должен в первую очередь заботиться о подданных, однако и о своей душе стоит подумать. Править приходится твёрдой рукой, а посему и преступать некоторые заповеди. Но ведь это грех, за который придётся дать ответ на Страшном суде. И Оттон надеялся, как только наведёт порядок в империи, уйти в отшельники...


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы