Король франков Карл Великий – интересные факты из его биографии

18 октября 2019 в 13:23

В средневековых легендах, в сочинениях современников, ближайших потомков и позднейших историков Карл Великий (742–814; император с 800 г.) предстаёт могучим монархом Запада. Он борец за всеевропейское христианское государство, создатель прочной империи. Насколько этот образ соответствует реальности?

Король франков Карл Великий – герой эпической поэмы "Песнь о Роланде"

Самым знаменитым сражением в походе 778 г., да и вообще в войнах Карла Великого, слывёт битва, в которой он не участвовал и которой... не было. Если верить французской эпической поэме «Песнь о Роланде» (середина XI в.), Карл, покорив всю мусульманскую Испанию, возвращался на родину. Армию замыкал 10-тысячный арьергард под командованием его любимого племянника Роланда. На этот отряд в Ронсевальском ущелье в Пиренеях вероломно напало 200- тысячное войско Марсилия, мавританского короля Сарагосы.

Того подбил на злодеяние отчим Роланда Еанелон, завидовавший пасынку и ненавидевший его. Роланд, его ближайший друг Оливье, другие соратники Карла пали в этой битве за веру, за «милую Францию», уничтожив армию Марсилия. Но Карл отомстил за их гибель. Он истребил несметные полчища сарацин, явившихся на подмогу королю Сарагосы со всего мусульманского мира. Предатель Еанелон был изобличён и казнён.

Историческая подоплёка этой поэмы такова. В 778 г. один из мусульманских правителей в Испании, Сулейман ибн аль-Араби, восстал против монарха всей Испании эмира Абд ар-Рахмана I. Мятежник обратился за помощью к Карлу, пообещав передать тому Сарагосу. Карл вступил в Испанию, покорил ряд земель к югу от Пиренеев, занял и разрушил христианский город Памплону (местные христиане не торопились освобождаться от исламского господства с помощью Карла), подошёл к Сарагосе. Однако наместник города отказался впустить его. Франки осадили Сарагосу, но взять не смогли. Тем временем в недавно присоединённой к Франкскому королевству Саксонии вспыхнуло восстание, и Карл вернулся на родину, уведя с собой Ибн аль-Араби в качестве заложника.

Как повествует автор «Жизнеописания Карла Великого» (около 821 г.) личный секретарь короля Эйнхард, на обратном пути в Ронсевальском ущелье 15 августа 778 г. «вероломные баски... завязав сражение, почти всех до одного воинов арьергарда Карла перебили и, разграбив обоз, под покровом ночи, которая уже наступила, с молниеносной быстротой разбежались. В битве пали королевский стольник Эггихард, дворцовый управитель Ансельм и граф Бретонской марки Хруодланд. Преступление сие осталось неотмщённым». Так что и битва была не с маврами, а с басками-христианами, и никакого возмездия не последовало. В эпосе же небольшая стычка (в целом в войске Карла было 5–6 тыс. человек) превратилась в великую битву между христианством и исламом, между Западом и Востоком.

Войны Карла Великого

С момента восшествия на престол соправители Франкского королевства не очень ладили между собой. Чуть было даже не началась междоусобная война, но в 771 г. Карломан умер. Карл, поддержанный знатью, отстранил от наследования малолетних сыновей брата. Он приказал постричь их в монахи и объединил всю Франкскую державу в своих руках. С этого момента главной целью Карла было создание благоустроенного христианского королевства.

В историю и особенно в народную память Карл вошёл в первую очередь как великий воитель, притом воитель за веру. За время его правления франки совершили 53 похода, из них 27 возглавил сам король. Более всего памятны походы против мавров Испании. Первый и самый известный состоялся в 778 г.

Всего в Испанию состоялось семь походов (778–809 гг.). Эти походы, кроме первого, возглавляли военачальники Карла. В результате в 810 г. была образована так называемая Испанская марка (т. е. пограничная территория) в составе Франкского королевства – к югу от Пиренеев до реки Эбро.

Самыми тяжёлыми были саксонские войны Карла (772–804 гг.). В 772 г., дабы положить конец набегам с востока, Карл вторгся в Саксонию. Он занял её почти всю, разрушил главную тамошнюю языческую святыню – капище бога Ирминсула, принял присягу на верность от вождей саксов и их обещание креститься. Но в 774 г. саксы восстали. Мятеж возглавил герцог Видукинд. Христианство и франкское владычество разрушали привычный, традиционный уклад жизни саксов-язычников. Государство и христианство сливались воедино, и мятежники убивали воинов, купцов и священников. Для полного замирения Саксонии потребовалось 18 походов. Разбив в очередной раз саксов в 783 г., Карл приказал выдать зачинщиков и казнил их – около 4,5 тыс. человек.

В 785 г. Видукинд явился с повинной и крестился, но война не закончилась. Последняя вспышка сопротивления была подавлена в 804-м. Саксония окончательно вошла в состав христианской Европы.

Знаменитый меч Карла Великого

Рассказывают, что, захватив одно укреплённое селение саксов, Карл якобы уселся на площади и воткнул в землю свой знаменитый меч Бальмунг. В Средние века неким значимым предметам нередко присваивались личные имена. Бальмунг, выкованный героем германских легенд, языческим (так!) кузнецом-волшебником Виландом, имел внушительные размеры, ибо Карл в преданиях представал если не великаном, то очень крупным мужчиной (на самом деле он был небольшого роста). Так вот Карл приказал подводить к этому мечу всех жителей селения мужского пола; тех, кто оказывался выше меча, убивали.

С точки зрения рассказчика, Карл конечно же не мог оставить язычников-мятежников безнаказанными. Но при этом государь, как христианин и рыцарь, не мог убивать женщин и детей. А поскольку никаких записей актов гражданского состояния не велось и большинство людей не знали свой точный возраст, Карл исходил из принципа: выше меча – значит, взрослый.

Войны Карла Великого со славянскими племенами

Другое направление походов Карла – северо-восточное, войны со славянскими племенами и датчанами, точнее (ибо единого Датского королевства ещё не существовало), с королевством Ютландия, занимавшим основную часть одноимённого полуострова. В 789 г. языческое племя полабских (т. е. живущих по реке Лабе, она же Эльба) славян лютичей напало на другое славянское племя – бодричей (ободритов), бывших христианами. Бодричи попросили помощи у Карла. Тот вместе с ними и ещё одним западнославянским племенем – лужицкими сорбами – разбил лютичей. В 808 г. лютичи при поддержке короля Ютландии опять напали на ободритов, и Карл снова пришёл на помощь союзникам. А в походе 810–811 гг. окончательно вытеснил ютов на их полуостров.

Последний поход на славян при жизни Карла состоялся в 812 г., когда лютичи были оттеснены за Эльбу. В XIX–XX вв. и в российской, и в немецкой исторической науке, и особенно публицистике, эти войны рассматривались как пример извечного противостояния славян и германцев. Каждая сторона объявляла противника агрессором, а себя – жертвой агрессии. На деле до национальных войн было ещё далеко. Германцы и славяне, объединённые христианской верой, бились с германцами и славянами, остававшимися приверженцами язычества.

Опасность для франков представляли и авары. В VI в. этот тюркский народ вторгся из Северного Прикаспия в Европу, обосновался в бывшей римской провинции Паннония (приблизительно нынешняя Венгрия и прилегающие территории сопредельных государств). Авары создали там своё протогосударство – Аварский каганат – и совершали набеги на славянские и германские земли, заставляя местное население платить дань. Карл организовал несколько походов против авар, и лишь в 796 г. его сын Пипин покорил их полностью и окончательно. Фактически прекратил существование не только каганат, но и сам народ авары.

Войны Карла Великого с Италией

Ещё одно направление политики Карла – италийское. После успешных походов в Италию Пипина Короткого папские владения стали независимым государством, а итальянские монархи старались поддерживать хорошие отношения с франками. Но в 771 г. Карл, женатый на Дезидерате, дочери лангобардского короля Дезидерия, развёлся с ней и отослал её к отцу. (Старая германская модель брака долго сохранялась и в христианское Средневековье. Муж мог отказаться от жены. Если за ней не числилось никакой вины, ей возвращалось приданое.)

Дезидерий потребовал от Папы Адриана I сместить Карла и помазать на царство малолетних детей Карломана. Ведь первосвященник может низлагать неугодного Богу монарха и возводить на трон другого. Адриан отказался. Тогда Дезидерий опустошил Римскую область. Папа обратился за помощью к Карлу. Тот за два похода 773 и 774 гг. покорил Италию и в апреле 774 г. прибыл в Рим. Понтифик торжественно встретил Культура авар, его, даровал титул патриция, а Карл подтвердил независимость папского государства. В начале июня того же года он взял столицу лангобардов Павию, заставил Дезидерия уйти в монастырь и увенчал себя короной Италии. К 787 г. Карл подчинил и Южную Италию.

С итальянской короной связано следующее предание. Папа Григорий I Великий (590–604 гг.) подарил королеве Теоделинде, супруге правителя лангобардов Агилульфа, величайшую реликвию – один из гвоздей, которыми Христос был прибит к кресту. Королева повелела гвоздь перековать в нечто вроде обруча и вделать в корону. Хотя корона была золотая, она именовалась «железной», ибо железо это дороже всего золота земли – через него в мир пришло спасение. Последним, на чью голову возложили этот венец, стал Наполеон I, провозгласивший себя в 1805 г. королём Италии. Ныне корона находится в одном из музеев Милана.

В 800 г. вспыхнул конфликт между Папой Львом III и его противниками, разрешить который должен был король Карл, патриций Рима. Он тожественно объявил об оправдании Льва III и наказании его противников. После этого Карл решил отпраздновать Рождество в Риме. Во время рождественского молебна в соборе Святого Петра Папа возложил на голову франкского короля корону императора.

Однако после падения в 476 г. Западной Римской империи константинопольские императоры считали себя единственными законными преемниками государей Римской державы. Они не желали признавать этот титул за какими-то «королями варваров». Трения с Византией вылились в поход на неё франков через Далмацию в 809 г. и попытку в 809–810 гг. захватить Венецию, находившуюся тогда под властью Константинополя. Это предприятие оказалось чуть ли не единственной неудачей Карла. В 812 г. было заключено соглашение между двумя императорами, по которому Венеция оставалась за Византией.

Устройство государства франков при Карле Великом

Став императором, Карл явно ощутил себя Богом поставленным главой королевства и всего христианского мира. Он трепетно относился к своему сану, по словам Эйнхарда, «постился и проводил ночь в молитвенном бдении перед тем, как

Не только непосредственные вассалы, но и все свободные люди должны были давать клятву верности Карлу. Кроме того, император обязал каждого свободного мужчину найти себе сеньора, под началом которого ему надлежало воевать и которому ему следовало подчиняться.

Страну при Карле разделили на округа. Ими управляли назначенные государем графы (в то время граф – не титул, а должность, нечто вроде губернатора). Пограничные округа объединялись в более крупные провинции – марки, во главе которых стояли маркграфы. Округа делились на сотни, находившиеся под началом сотников. Граф возглавлял ополчение, собирал налоги, вершил суд совместно с особыми заседателями – шеффенами. Руководители назначались из местного населения, обычно из знати. Кроме того, существовали особые «государевы посланцы» из ближнего окружения Карла. Они разъезжали по стране и контролировали деятельность местной администрации. Карл уделял немало внимания делам Церкви. Он учреждал епархии, назначал епископов и аббатов.

Ежегодно собирались «майские поля». На них совещались представители высшей светской и духовной знати. Но окончательное решение всегда принимал государь. Во время таких собраний Карл издавал указы и представлял особые сборники постановлений – капитулярии (от лат. capitula – «глава», «раздел»), носить корону». Он приказал всему населению империи заново принести ему присягу. В тексте присяги Карл именовался «император, от Бога венчанный», а Папа там не упоминался совсем.

Карл Великий – глава христианского мира

Карл ощущал себя ответственным перед Богом за нравственность подданных. Потому капитулярии содержали не только законы, но и моральные заповеди. Встречаются, например, такие предписания: «Старательно избегайте коварства, незаконных браков и лжесвидетельства» или «Надо быть гостеприимным». Благоустроенное христианское государство должно хорошо управляться, что требует развития администрации и законодательства. Карл уделял этому много времени и внимания.

Обширнейшая деятельность Карла на ниве образования посвящена была той же задаче – христианскому воспитанию, хотя сам он долгое время оставался неграмотным и до конца дней так и не научился хорошо писать. Современные психологи утверждают, что если ребёнок не овладеет письмом до 12–14 лет, то бегло писать он уже не будет никогда. Карл учился на слух. Так, латынь он усвоил, распевая псалмы в церковном хоре, он был весьма музыкален и любил церковное пение. Читать король худо-бедно научился, а вот писать... Карл даже в походах возил с собой прописи и вставал по ночам, чтобы дрожащей рукой выводить буквы. Когда государь держал в руках не перо, а меч, рука его не дрожала...

Им предписывалось обязательное обучение чтению и письму (на латыни, разумеется, ибо литературы на народных языках не существовало) всех свободных мальчиков (о детях зависимых крестьян, а равно и о девочках никто не думал). Однако в государстве не нашлось достаточного числа грамотных людей, способных стать учителями. При дворе возникла так называемая Палатинская школа (Палатин – холм в Риме, где располагался императорский дворец; в Средние века это слово в качестве прилагательного означало «придворный»), Там готовили будущие кадры для управления государством. Большинство среди них составляли заложники. В Средние века в институте заложничества не видели ничего дурного. Завоеватели брали в заложники детей местной элиты, дабы обеспечить лояльность их родных. В случае мятежей заложников могли казнить. Но не всегда заложники жили в тяжёлых условиях. Пребывавших при дворе хорошо учили и затем, если их верность не вызывала сомнений, отправляли в родные места графами или церковными начальниками.

Каролингское Возрождение

Карл обожал знание, как духовное, так и мирское. Он приглашал к себе образованных людей со всей Европы. Некоторых учёных правитель назначал на высокие государственные и церковные должности. Иные составляли особый кружок, названный Академией в память философской школы Платона. Академия стала чем-то средним между собранием друзей и учёным сообществом. Там в свободной беседе во время пиров обсуждались богословские и философские вопросы.

Эпоху Карла Великого часто именуют «каролингским Возрождением» (по аналогии с итальянским Возрождением) именно из-за приверженности латинской культуре, и в первую очередь словесности. Этот неотъемлемый элемент древней Римской империи занял достойное место и в империи возрождённой.

При всём увлечении латинской учёностью Карл не забывал и о своих племенных корнях. Он приказал составить грамматику франкского языка, велел собирать германские народные песни и предания (записи эти, увы, не сохранились). В быту римский император оставался германским королём. Он носил национальную одежду – рубаху, длинные штаны и длинный плащ с капюшоном.

Смерть Карла Великого

По германским обычаям, Карл мог иметь несколько жён, хотя это противоречило христианским законам. Воспитателем детей короля- императора был англосакс Алкуин. Карл как-то воскликнул: «Если бы мне иметь по дюжине таких богословов, как Августин и Иероним!». На это Алкуин ответил: «Одумайся, государь. V Господа нашего, творца земли и неба, было по одному, а ты хочешь по двенадцать». Из троих законных сыновей, т. е. сыновей от венчанных жён, пережил отца только Людовик Благочестивый (778–840). Его Карл в 813 г. короновал как императора и соправителя. Карл Великий умер 28 января 814 г. от «горячки», как называли тогда любую болезнь с высокой температурой.

Он смог почти вдвое увеличить территорию своей державы. Однако, несмотря на эффективное устройство империи, она существовала после смерти могущественного правителя лишь около 30 лет.

Рассказывают, что некий монах по имени Веттин оказался на том свете, где видел Карла Великого. Император был, как и полагается, в короне. Всё тело Карла излучало сияние, за исключением одного органа, каковой был чёрным, да ещё орган сей грыз страхолюдный дракон. Сопровождавший Веттина ангел пояснил, что ни один человек, какое бы место он ни занимал на земле, какими бы добродетелями ни отмечался, не избежит наказания за грехи. А Карл был женолюбив, посему и подвергается мучениям путём терзания того органа, коим грешил. Но, успокоил Веттина ангел, это продлится лишь до Страшного суда, на котором Господь простит Карла за его заслуги в деле утверждения христианства. И тогда всё тело императора засияет небесным светом.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ