24 декабря 2019 в 18:49

Тотемы возникли из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных или растений. Скорее всего первоначально именно тех, что составляли основу пищи данного коллектива. Постепенно тотем превратился в основную форму религиозных представлений возникающего рода.

Значение тотема для древних людей

Члены родовой группы (кровные родственники) верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т. е. полулюдей-полуживотных, полулюдей-полурастений, различного рода фантастических существ и монстров, иногда даже отдельных предметов неживого мира). Тотемная родовая группа обычно носила имя своего тотема и свято почитала его. Вначале почитание, видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу; причем именно этот факт (т. е. потребление мяса тотема) мог натолкнуть на мысль о родстве человека и его тотема — ведь оба они в конечном счете состояли из одной и той же субстанции.

Однако такого рода связи между людьми и тотемами относятся к глубокому прошлому, и косвенно об их существовании могут свидетельствовать лишь древние предания, как, например, сохранившиеся среди австралийских аборигенов мифы, свидетельствующие о первоначальной тесной связи между тотемными представлениями и охотой на тотемных животных с применением охотничьей магии и маскировкой людей в шкуры тех же животных.

Тотемные группы кровных родственников

Тотемные представления сыграли огромную роль в процессе формирования родового общества: именно они более всего способствовали отграничению группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления о своих, т. е. принадлежавших к группе людей, связанных с данным тотемом, на которых строго распространялись уже выработанные веками нормы и обычаи, и чужих, не принадлежавших к этому тотему и тем самым как бы стоявших вне всех принятых норм и обычаев нашего коллектива. Эта важная социальная роль тотемизма сказалась и на характере эволюции тотемистических представлений.

С течением времени, по мере укрепления родовой структуры, на передний план стало выдвигаться представление о тотемном первопредке с его нередко смешанным зооантропоморфным обликом, о тотеме как о близком родственнике, а также о брачных связях между человеком и его тотемным родственником.

Проблема брачных и вообще половых связей сводилась к тому, что, хотя и существовало древнее представление о такой связи между человеком и его тотемом, она была недопустимой во взаимоотношениях между людьми одного тотема, где бы они ни жили. Все эти люди считались кровными родственниками и не имели права на половую близость. Кровное родство группы людей с их тотемом могло считаться как по женской линии, так и по мужской. В первом случае дети наследовали тотем матери, во втором — отца. Но главное в обоих случаях сводилось к строгой тотемной экзогамии: члены данной тотемной группы кровных родственников не могли вступать в брачно-семейные связи друг с другом. Все они как бы представляли собой отдельные части некоего единого целого. Возникло и объясняющее это представление о реинкарнации, т. е. о возможном перевоплощении человека (в частности, умершего предка) в его тотем и обратно.

Обычай табуирования, связанный с тотемами

Все это вело, с одной стороны, к усилению роли культа мертвых предков и веры в их сверхъестественные возможности, а с другой — к изменению отношения к тотему, в частности к появлению запретов. Кроме строгого запрета на половые связи возник аналогичный запрет на употребление тотема в пищу. И вообще, появилась система запретов-табу, сыгравшая важную роль в упорядочении основ формирующегося общества. Этих запретов-табу со временем стало достаточно много. Изредка некоторые из них сознательно нарушались, имеются в виду те случаи, когда потребление мяса тотема (если тотемом было животное, что случалось чаще всего) носило ритуальный характер приобщения к нему и тем напоминало о древних нормах и правилах. Но в целом система табу действовала очень жестко и со временем стала внутренне осознанной и внушающей страх каждому. И легко понять, почему.

Дело в том, что возникший вместе с тотемизмом обычай табуирования стал в условиях первобытной родовой общины важнейшим механизмом регулирования общественной жизни и ее первоосновы — социально-семейных отношений. Так, половозрастное табу разделило коллектив на строго фиксированные брачные классы и тем самым исключило половые связи не только между близкими родственниками, но и между представителями разных поколений. Пищевое табу не менее строго регулировало характер пищи, которая предназначалась вождю, воинам, женщинам, детям и т. п. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать права и обязанности отдельных категорий членов общины. Все эти табу всегда были необычайно строгими. Так, в периоды инициаций, т. е. приобщения юношей и девушек к числу взрослых мужчин и женщин, табу запрещало женщинам присутствовать при мужских обрядах, а мужчинам — при женских. Некоторые вещи, принадлежавшие вождю, в том числе и пища, также подчас бывали табуированы. Исследователи приводят примеры того, как воспринималось нарушение табу.

Как-то уже в сравнительно недавнее время один из племенных вождей в Новой Зеландии бросил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер. Примеры подобного рода далеко не единичны, причем все они свидетельствуют о том, что закрепленные в табу запреты почитались первобытным человеком в качестве священных и непреложных, нарушение которых неизбежно каралось смертью. Сам факт осознания нарушения табу парализовал волю нарушителя, резко снижал способность его организма к жизнедеятельности и даже просто внушал ему необходимость умереть.

Таким образом, тотемизм с его верой в обладающего сверхъестественными возможностями тотемного первопредка, с культом своих в противовес чужим, системой запретов-табу оказался исторически одной из первых форм религиозных представлений возникающей социальной общности — родовой общины. На раннем этапе формирования человеческого общества тотемизм успешно выполнял основные функции религии — интегрирующую и регулирующе-контролирующую, даже в определенной степени компенсирующую.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы