24 декабря 2019 в 13:21

Если цель возникновения религий - отделиться от ложного пути к трансцендентному совершенству (спасительность религии), а итоговое направление этого процесса отделения верно и сам процесс постоянен, то в ходе исторического развития правильно развивающиеся религии вступают друг с другом во все более тесный контакт.

Формы отношений между религиями

Возможные формы соотношения между религиями – это:

  • синкретизм,
  • эксклюзивизм,
  • и инклюзивизм.

Атеизм хотя теоретически и можно отнести к концепциям соотношения совершенства религий, но он утверждает, что ни одна религия не обладает никакой спасительностью, поэтому бессмысленно соотносить религии друг с другом по степени совершенства. Кратко определить три предыдущие формы соотношений можно следующим образом.

Почему не бывает синкретизма и эксклюзивизма между религиями?

Соотношение между религиями ни в коем случае не синкретизм. Почему? Синкретизм прокламирует: все религии одинаково хороши и одинаково недосовершенны, все они - равноценны. В этом случае отрицается сам принцип возникновения новой религии как отделения от ложного пути к Богу, предлагавшегося другой религией, а совершенствование и развитие религий, составляющие основу иерархичности, невозможны. Это также и не соотношение избранности (эксклюзивизм).

Смысл эксклюзивизма: «моя» религия единственно истинная и совершенная, а все прочие - ложные, т.е. не религии вовсе. Тем самым утверждается, что есть лишь одна- единственная религия, а соотношение предполагает как минимум две. Тогда остается соотношение включенности (инклюзивизм).

Инклюзивизм в соотношениях между религиями

Инклюзивизм утверждает, что все аутентичные религии стоят на пути к единственной истинной религии, они в различных степенях реализуют сущность религии (а следовательно, и спасительность), что может заключать в себе даже различие в их природе. Однако существует только одна-единственная (всегда и везде спасающая) религия, которая качественно совершеннее всех других религий. Инклюзивизм предполагает системную иерархию религий при их единой структуре.

Такая включенность не исключает здоровой религиозной соревновательности. Она не носит чисто эссенциальный характер, но есть экзистенциальная coигра. Все религии имеют свое особое место в историческом развитии человечества, или, выражаясь теистическими понятиями, в плане Божием, который возвращает к себе человека. Типичнейший представитель инклюзивизма- Карл Ранер. Такой точки зрения на взаимоотношение между религиями придерживались также Ханс Урс фон Балтазар, Йозеф Ратцингер и др.

Плюрализм религий – что это такое?

Итак, существует четыре теоретически возможных варианта интеррелигиозного соотношения по степени совершенства (в теологии, религиоведении и философии религии): эксклюзивизм, инклюзивизм, синкретизм и атеизм. В последнее десятилетие XX века появился новый взгляд на взаимосвязь религий, именуемый плюрализмом. Что это такое?

Плюрализм утверждает, что есть несколько равносовершенных (спасительных) религий (минимум две). Он предполагает религиозную иерархию (есть и менее совершенные религии). Плюралистическая концепция соотношения религий неоднозначна. В последнее время в Западной Европе и Северной Америке по этому поводу ведется много дискуссий и споров. Неоднозначность восприятия плюралистической концепции в научных кругах, я считаю, вызвана ее неоднородностью.

Левый плюрализм религий

Существует две формы этой концепции: левая и правая. Левый плюрализм не признается ни Православной, ни Католической церквами и развивается преимущественно в англоязычном регионе (США, Канада, Англия), а также в Германии (особенно Мюнхен). Это направление чаще всего называют «плюралистической теорией религии» или «плюралистической теологией религий». Ее ведущими представителями являются Вилфрид Контуэлл Смит, Джон Хик, Пол Книтгер, Перри Шмидт-Лёйкель, Стэнли Самарта, Весли Арьяраджа, Розмари Рютери Алоизиус Пьери.

Позиция «плюралистической теологии религий» выглядит следующим образом: одновременно существует несколько равносовершенных по спасительности религий, при этом все подлинные религии должны принципиально рассматриваться как обладающие спасительностью. Спасительность равносовершенных религий действенна независимо друг от друга. Итак, некоторые религии-современницы равноценны и равноспасительны, а следовательно, независимы от Иисуса Христа, как Он понимается внутри христианской теологии.

Эта религиозно-плюралистическая теория, очень модная на Западе, является попыткой примирить рассмотрение религий «извне» (т.е. с нейтральной философской и религиоведческой точек зрения) и «изнутри» (т.е. с религиозной и теологической точек зрения). Если религиоведческая методика может представляться достоверной и продуктивной, то теология теологий выглядит, напротив, чересчур сомнительной.

Последователи любой религии видят в подобных сверхтеологических корректурах их религий существенные потери для своей религиозной идентичности и определенное отрицание абсолютной (религиозной) значимости аксиологии своей веры, хотя «плюралистическая теология религий» утверждает по этому поводу: абсолютные ценности веры каждой религии остаются совершенно непоколебимыми, потому что религия - это носитель абсолютных ценностей или же она не религия вовсе, а пространственно-временная версия философского идеализма.

Правый плюрализм религий

Правый плюрализм не внерелигиозен и не сверхрелигиозен, как упомянутый выше левый. Его представителями являются Ганс Кюнг, Раймундо Паниккар, Райнхольд Бернхардт, Уильям Бурроус, Виллард Окстоби, Ульрих Шён, Ульрих Манн и Пауль Шварценау. Призыв правого плюрализма ко всем религиям быть взаимооткрытыми в содержательной своей части звучит как мужественное вопрошание религии, обращенное к себе самой. Такое вопрошание предохраняет религии от стагнации, дезадаптации, дисфункции и в итоге отмирания. Если левый плюрализм встраивается в синкретизм, то правый позиционируется в инклюзивные. Но и тот, и другой отказываются от прежней границы между инклюзивизмом и синкретизмом.

Правый плюрализм, признавая сущностную иерархию религий, не отрицает возможность изменения системы иерархической пирамиды и, следовательно, диалектическую равноценность некоторых религий из разных исторических периодов (например, религия Ветхого Завета и религия Нового Завета - см. Ганс Кюнг). Левый плюрализм, утверждая сущностную равноценность ряда религий из одного исторического периода (например, христианство и буддизм - см. Пол Книттер), не отрицает возможность их диалектической иерархичности.

Формула правого плюрализма практически повторяет слова раббана Гамалиила, авторитетного в Талмуде и известного в Новом Завете как учителя апостола Павла. Правый плюрализм предлагает реалистическую парафразу слов Гамалиила: если за иной нам религией стоят лишь люди, то она разрушится сама по себе в процессе живого общения с нашей религией; но если за ней стоит Бог, то мы беспомощны против нее, и, в конце концов, окажется, что мы противились самому Богу (Деян. 5, 38-39).

Эти слова из Нового Завета связывают иудаизм и христианство как две открытые друг другу религии во взгляде на реальность Бога. Они служат предостережением от религиозного сепаратизма при одновременном утверждении единственности пути спасения. В правой «плюралистической теории религии» речь идет не о секулярном снятии или о неорелигиозном смешивании исторически выросших религий, но о друг другу открытом сопереживании и событии религий, т.е. об активном вопрошании:

  • об абсолютной;
  • об исторической истине каждой религии (ср. формулировку профессора католической теологии Медарда Келя из Франкфурта-на-Майне).

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы