24 декабря 2019 в 18:23

На примере ряда этнических общностей было обнаружено, что живущие по соседству коллективы, говорящие на одном и том же языке, имеющие одни и те же верования и явно родственные друг другу, обладают так называемой механической солидарностью: сосед тебе ближе, чем живущий на окраине; все из твоего поселка ближе, чем из соседнего; жители соседнего поселка ближе, чем те, которые живут далеко, и т. п. Только в случае внешней угрозы все они сплачиваются воедино. Отпала угроза — и все возвращается на круги своя. Это еще не государство, только кандидат в него.

Предки первых государств - семейно-клановые коллективы

Неолитические земледельцы жили в своих поселках, как правило, в виде больших хозяйств, каждое из которых являло семейно-клановый коллектив во главе с отцом-патриархом. В коллектив входили жена (или жены) патриарха, его сыновья, в том числе женатые, с женами из соседних хозяйств и детьми, а также незамужние дочери. Иногда коллектив принимал в свой состав и оказавшегося здесь в силу жизненных обстоятельств чужака, который обычно обретал права младшего члена семьи, включая право на собственную семью. Компаунд (как называют такое хозяйство изучившие его на примере Африки антропологи) в среднем состоял из 17-19 взрослых, не считая детей.

Группа компаундов находилась в тесных семейно-соседских связях друг с другом в рамках поселка, причем в борьбе за старшинство в рамках поселка (а должность старейшины была престижной и давала немалую власть, пусть пока еще только власть авторитета) отцы-патриархи стремились заручиться максимумом престижа. Престиж обычно обретался за счет подарков и угощений в рамках все того же обязательного реципрокного взаимообмена, который зародился еще в локальных группах охотников и собирателей.

Первые президенты государств – патриархи или старейшины

Изученная антропологами на примере папуасских поселений эта практика сводилась обычно к тому, что тот или иной патриарх время от времени устраивал пир на всю деревню и щедро всех угощал мясом свиней, выкормленных женщинами его семьи. Не все могли отплатить тем же, так что в деревне рано или поздно складывалась определенная иерархия обладателей престижа и соответствующие ей патронажно-клиентные отношения. Естественно, что тот, кто имел больше престижа и клиентов, мог рассчитывать стать старейшиной. Стоит заметить, что, в отличие от лидера локальной группы охотников и собирателей, который добивался престижа собственными усилиями, патриарх семейно-клановой группы делал это за счет труда членов своей семьи, продуктом которой распоряжался именно он. Так появилась практика редистрибуции, т. е. идущего сверху, от главы коллектива, перераспределения совместно нажитого имущества в интересах того или тех, кто находится на социальном верху.

Должность старейшины вела не только к обретению общепризнанного авторитета, но и к обладанию определенной властью. Именно старейшина в случае нужды выделял той либо иной разросшейся семье или разделившимся на отдельные семьи и хозяйства после смерти отца-патриарха группам его сыновей новые угодья, за что обычно получал подношения. Он же представлял поселение во всехвнешних связях с соседями, и потому его дом и хозяйство, включая амбары со страховыми запасами, усилиями всех жителей поселка содержались в наилучшем виде. Старейшина, как и все патриархи в деревне, считался естественным хозяином-распределителем всего имущества тех, кто населял деревню и в этом смысле его право редистрибуции никогда никем не оспаривалось. Справедливости ради важно заметить, что старейшина никогда не был скупым и щедро делился своим имуществом с нуждавшимися, что приносило ему весомый доход в форме все того же престижа, ценившегося выше всего.

Появление первых государств на Востоке

Появление племени во главе с вождем — первая и наиболее элементарная форма политогенеза, слабость которой в том, что она, за редкими исключениями, не имеет перспективы для эволюции. Зато очень четкую и быстро реализуемую перспективу такого рода имеет другая форма политогенеза, связанная с процессом урбанизации и хорошо знакомая древнейшим протогосударствам или городам-государствам Ближнего Востока. Это прежде всего мирное или не совсем мирное соединение нескольких соседних поселений в единое протогосударственное образование, во главе которого оказывается старейшина наиболее крупного из них.

Оставив в стороне вопрос о том, как именно тот или иной удачливый старейшина этого добивался, примем во внимание, что для урбанизации необходимы определенные объективные условия: благоприятная природная среда (лучше всего регулярно орошаемая илом долина реки, особенно таких рек, как Нил, Тигр и Евфрат), достаточно высокий уровень производства, плотность населения и т. п. Только в этих условиях в IV тысячелетии до н. э. впервые в истории возникли урбанистические структуры, вначале типа очень небольших городов-государств. Именно здесь удачливые старейшины одного из поселков превращались не только в вождей протополитической структуры, в правителей городов-государств, но и одновременно, как правило (что весьма существенно для нашей темы), брали на себя функции первосвященников божеств, признаваемых всеми объединившимися поселениями. Делали это они не случайно и не зря: население объединенных ими поселков будет беспрекословно признавать их власть, вначале, возможно, просто узурпированную, лишь потому, что этого хочет (или, по крайней мере, с этим согласно) местное общее для всех божество.

На месте поселка, где проживал вчерашний старейшина, превратившийся в вождя-первосвященника, возникал чаще всего обнесенный стенами город, главное место в котором занимал заново построенный величественный храм с многочисленными пристройками и помещениями разного назначения, в которых содержались страховые запасы зерна с храмовых земель, помещались общие сокровища коллектива (казна), жили дружинники, чиновники, ремесленники и слуги правителя.

Земледельцы из поселков, вошедших в состав города-государства, принимали участие в строительстве необходимых общественных сооружений. Это становилось отныне их обязанностью, равно как и ежегодная выплата в виде налога определенной доли произведенного ими продукта. Словом, правитель сложившегося таким образом раннего простого протогосударства (англоязычные антропологи именуют его термином chiefdom) сразу же превращался по отношению к населению протогосударства в верховного субъекта централизованной редистрибуции. В обществе, где нет и еще никогда не было понятия о частной собственности, это воспринималось как нечто естественное и само собой разумеющееся: у кого власть, тот и становится субъектом редистрибуции всего достояния, объединенного им и подчиняющегося его власти коллектива. Высшая власть рождает право собственности. Возникает феномен власти-собственности, который с этого момента и вплоть до сегодняшнего дня является на Востоке эквивалентом европейского типа частной собственности, рожденной античной Грецией.

Завершая изложенный очень коротко процесс появления государств на Востоке, важно заметить в заключение, что государство возникает на определенном уровне развития общества при благоприятных для этого обстоятельствах. Государство может быть весьма различным по своему облику, задачам и основным функциям. И вот здесь самое время обратить внимание на то, как возникла принципиально отличная от восточной античная структура со свойственным ей типом государства.

Первые античные государства на карте мира

Античное протогосударство со всей его специфической структурой возникло на базе близких к нему и предшествовавших ему в Греции структур, будь то крито-микенская или ахейская, столь блистательно описанная Гомером. Но возникло не сразу, более того, появилось в результате некоей социальной мутации, которую специалисты подчас именуют архаической революцией.

Именно в результате такого рода мутации (революция как термин здесь явно менее подходит, ибо речь идет не о перевороте, а о неожиданном и вроде бы ничем не спровоцированном появлении принципиально нового качества, сыгравшего решающую роль в последующей эволюции общества) в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н. э. появилась, раньше всего в Афинах, полисная система, и началась эпоха античности, до которой мир (восточный мир) был в основных принципах своего устройства в общем и целом одинаков.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы