Зловещие компаньоны ведьм – насекомые, птицы, звери

17 октября 2019 в 5:59

На портретах ведьм редко изображаются растения, которые можно идентифицировать. В этом нет ничего удивительного — в конце концов, кого можно напугать беленой и ее симпатичными цветочками? Несмотря на все усилия толкователей, это растение не вызывает никаких негативных ассоциаций. Однако когда речь заходит о чертополохе, колючем кустарнике или крапиве, — тут совсем другая история. Увидев эти растения, мы быстро вспоминаем о болезненных ощущениях, которые они вызывают. Чертополохи, колючие кусты и крапива иногда появляются на изображениях ведьм, например, у Ханса Вайдлица.

Демонизация животных, сопровождающих ведьм

Пугающие элементы растительного мира лучше выражаются через написанное слово. В конце концов, иллюстрации с ведьмами должны были убедить зрителя в том, что у этих печально знаменитых женщин злые намерения. Например, обычно на них присутствовали определенные животные. Из-за своего внешнего вида или повадок эти животные изображаются обладателями зловещей ауры, способными вызывать отвращение и страх.

Например, среди «мерзкого зверинца» были пауки, жабы, совы и змеи. Отвращение к этим животным длилось столетиями и устояло перед всеми видами просвещения. Насекомые, амфибии и мелкие млекопитающие, живущие под землей, не только занимают верхние строчки в списке вызывающих отвращение вещей, но снова и снова являются в качестве ингредиентов ведьминых зелий. В таком контексте возможные лечебные свойства этих созданий были превратны в противоположные и внушающие страх. Недавнее исследование, проведенное институтом Марплан, показало, что 40,1% опросных боятся крыс, 32,3 % боятся пауков и 24,7 % — змей.

Само общее помешательство на ведьмах тоже внесло свою лепту в тающие образы, которые приписывали животным. Например, черный цвет оказал ужасное действие на судьбу воронов, кошек, летучих мышей различных насекомых, которых со временем превратили в животных в дьявола и демонов болезней. Такие создания считались причинами болезней, даже если их наделяли способностями к исцелению. Например, греки использовали порошок из тараканов с розовым маслом от инфекций, а производитель лекарств Мерк в 1907 г. использовал тараканов как лекарство. Из-за традиции демонизации многие животные были вынуждены всерьез бороться за свою жизнь, поскольку люди вряд ли были готовы позволить им существовать.

Хищники как воплощение дьявола

В ходе развития истории на Западе люди все больше претендовали на жизненное пространство животных, чтобы обустроить поселения, земледельческие хозяйства и пастбища для своих одомашненных рабочих» животных. Таким образом, люди вступали в конфликты с животными, такими как медведь или волк, которых демонизировали и превратили в монстров. Это мировоззрение подготовило почву для уничтожения этих животных. Призыв к уничтожению «вредителей» систематически подпитывался словами и рисунками, а результаты можно наблюдать до сих пор. Например, в книге «Жизнь животных» 1878 г. волка называют «разрушительным хищником». А в издании 1895 г. сообщалось, что волк известен своей кровожадностью и трусостью, и «лучший способ уничтожить его — очистить леса и отстреливать его». Эта цель была достигнута, и в издании этой книги от 1974 г. сообщалось о вымирании волков.

Обустраиваясь на постоянное поселение, люди скрывались за высокими городскими стенами, в фортах и защищенных комнатах. Чем больше IX перебиралось из деревни в город, тем более они отдалялись от природы, отчуждались от естественного образа жизни. Местные божества и духи природы — лесные нимфы, сильфиды, воздушные феи — стали чужими. А существа, которые становятся чужими из-за своего образа жизни, превращаются в незнакомцев, в пугающих призраков. В воображении горожан, прятавшихся за воротами растущих поселений, монстры скрывались в лесах, болотах и горах, где сидели в засаде и ждали своих жертв.

Внутри поселений, с другой стороны, силы природы утрачивали свою непосредственную угрозу. По этой причине люди стали все больше бояться образов собственной духовной внутренней жизни. Люди боялись собственных мыслей и желаний и все больше страдали от церковной риторики, которая столетиями забрасывала их устрашающей пропагандой относительно клыкастых и когтистых демонов желаний.

В соответствии с языческими представлениями присутствие богов проявляется в природе. Следовательно, животные стоят рядом с божественным. Гибрид человека и животного представляет собой нечто небесное. Однако у христиан животные не имеют души, поэтому людям следует приручить эти воплощения дьявола. Излюбленный сюжет такого укрощения — архангел Михаил или святой Георгий, который побеждает дракона.

Зловещие животные ведьм

Сова – спутница ведьмы

Святой Август говорил: aves sunt daemons. Птицы больше не символы души, как были в античной традиции; они угрожают умиротворенной душе человечества. Следовательно, хищники — сова или ворон, которые традиционно сопровождают ведьм, — часто изображаются как нечто угрожающее.

Она зловеща. Ее полет тих, а оперение позволяет слиться с лесом, где она зачастую сидит на дереве совершенно неподвижно и обозревает пространство своими фосфоресцирующими глазами, вертя головой, способной поворачиваться почти на 180 градусов.

В Античности сова была символом Минервы, богини знаний и мудрости. Римляне, которые почитали ее как покровительниц) искусств и ремесел, отождествляли ее с греческой богиней Афиной. Однако в христианские времена история совы была иной. В соответствии со старинными источниками и картинами, в том числе Босха, сова — дьявольское создание, которое воплощает ложь, слепоту, невежество, безумие и пьянство. Сова появляется на многих изображениях искушения святого Антония вместе с сексуальным соблазном и в качестве символа ереси.

Дьявольское создание ворон

Люди, поддерживающие связь с природой, например американские индейцы на Западном побережье Северной Америки, почитают ворона как тотемное животное — священного посланника между шаманами и богами. У греков ворон был птицей Аполлона. В германской мифологии вороны Хугин и Мунин сопровождали Одина.

В контексте христианства ворон был низведен до воплощения дьявола из-за своего черного цвета. Его карканье, доносящееся сквозь туман в холодные осенние дни, пробуждает тревогу. Эти птицы с пронзительными голосами питаются падалью. Когда виселицы были еще обычным делом, люди видели этих птиц там и на кладбищах. По этой причине их боялись как нечистых птиц, приносящих беду. Вороны, как и большинство представителей фауны, окружающей ведьм, подчиняются Сатурну и стали традиционными спутниками ведьм. Это настолько сильно повлияло на коллективное сознание, что сидящий на плече ведьмы ворон сделался стереотипом. Во многих культурах мухомор, психоактивный гриб Amanita muscaria, называется вороньим хлебом.

Жаба – символ Дьявола

В I веке н. э. Плиний уже писал о яде из желез жабы и наградил эту амфибию негативными ассоциациями, которые легко пробуждают неприятные ощущения. Жаба живет в болотистой местности, где люди чувствуют себя незащищенными. В народных верованиях жаба и ее близкая родственница лягушка играют значительную роль. Лягушки считались менее злыми. Кто-то верил, что лягушки носят души умерших детей, и поэтому их убийство приносит несчастье; другой — что в голове лягушки можно найти драгоценный камень. В христианской иконографии жаба встречается как символическое животное дьявола, а также воплощает мимолетность и тяжкое бремя жизни. Этот набор негативных черт наглядно виден в скульптурах «Господин Мира и Госпожа Мира» в готических соборах. Эти скульптуры очаровывают зрителя, но если взглянуть сзади на эти прекрасные работы, можно увидеть, что жабы и черви грызут позвоночник Госпожи Мира.

Кровь и все другие выделения животных всегда ассоциировались с подземным царством, хтоническими силами и зельями ведьм, а также входили в медицинский набор «грязной фармакологии» еще со времен Древнего Египта.

Дракон – символ греха

Самые разные страшные представления слились вместе и образовали новый гибрид: дракона, который ползает, как змея, имеет крылья и когти, как у хищных птиц, и оскал, как у хищных животных. Подобные страшные первобытные существа подвергали испытаниям героев, преследовали святых и нападали на невинных девственниц. Драконы естественным образом возникали в качестве воплощения террора и греха на различных вариациях изображений ведьминой кухни или шабашей.

Козел, чей облик принимает Сатана

Эти животные со своими агрессивными рогами воплощают мужскую чувственность и силу, а в воображении христиан стали прекрасным примером дьявола и смертного греха похоти. В бессчетных и зачастую сильных сценах ужасов Страшного суда, во время которого Сатана ввергает проклятых из всех социальных слоев в геенну, дьявол и его приспешники изображаются с козлиными ногами.

Сатана, который, словно инкуб, с нечистыми намерениями посещает доступных женщин, раскрывает свою истинную природу на многочисленных гравюрах, где у него рога торчат сквозь кокетливую шляпу или козлиные ноги виднеются из штанов. Во время ведьминого шабаша дьявол в облике черного козла играет главную роль, а ведьмы выражают ему почтение, целуя его зад. Греки, с другой стороны, почитали козлоногого Пана — бога плодородия.

Летучая мышь - символ вампира

Летучая мышь — ночное животное, которое передвигается в тишине и ориентируется в абсолютной темноте при помощи ультразвука, находящегося за пределами человеческого восприятия. Так, для провидцев и мистиков летучая мышь была символом восприятия сил природы, которые обычно скрыты от человека. Существует всего несколько кровососущих видов летучих мышей. Но это безобидное млекопитающее связали с образом вампира. В искусстве крылья летучей мыши, обитающей в пещерах, используются в качестве символа дьявольской натуры. В изображениях ведьминых шабашей и ведьминой кухни, равно как и в письменных источниках, кровь летучей мыши неоднократно упоминали среди ингредиентов магических зелий.

Кошка – любимое животное ведьм

У кошек свой разум. Они несамостоятельны, только когда хотят таковыми быть, и не подчиняются нуждам людей. Отсюда кошек наградили репутацией «вероломных». Как правило, кошки — одиночки. По ночам они охотятся на животных, которых люди считают приятными, — птиц, кроликов. Благодаря усам и глазам, вспыхивающим в ночи, когда на них падает свет, у кошек в распоряжении есть несколько тонких чувств. В германской мифологии колесницу богини любви Фрейи везли кошки — возможно, потому что они были символом плодородия.

Приносящая несчастье черная кошка все еще остается вошедших в поговорку символом суеверия. Судьбы ведьм были тесно связаны с судьбой кошек, поскольку зачастую кошек тоже сжигали живьем, чтобы уничтожить зло. Ведьмы якобы превращались в кошек. Даже в 1850 г. врач Лойбшер писал в работе по истории психологии, что ведьмы превращаются в кошек, чтобы подбираться к детям и «удовлетворять свои вампирские желания».

Кошка была священным животным германской богини любви Фрейи. В начале Нового времени эту богиню демонизировали и превратили в ведьму, а кошка стала ведьминым животным. Говорят, что ведьмы превращаются в кошек, чтобы практиковаться в магии.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы