24 декабря 2019 в 15:50

Существуют различные группы учений и форм религиозных практик, соединяющие людей в конфессии и сообщающие некую сумму своих истин и правил действия и содействия, которые следует соблюдать, чтобы достигнуть предельную цель жизни. Констатация этого факта более конкретно приближает нас к определению понятия «религия.

Феноменологический аспект религии

Мы можем рассматривать религию в двух различных аспектах. Во-первых, как объективную и объективирующую человеческую ценность. Тогда религия представляется как интегральная приведенность в единство функциональных ритуалов и культов, осмысляющих целокупное бытие учений, задающих мировоззренческие установки вероисповедных истин, нормированных и нормирующих эмоций, систем морали и т.д., которые мы упорядочиваем под понятием класса «религиозных феноменов». Феномен предицируется как религиозный тогда, когда он осмысляется некоторой социальной группой или ее индивидуумом как имеющий качественно большую ценность, чем та, которую для данной социальной группы имеют другие феномены этого или сходного рода в повседневности.

Тогда феномен, являющийся религиозным в первой социальной группе, может не пониматься как религиозный во второй социальной группе. Но в результате контактирования этих групп он или будет пониматься в обеих группах как религиозный, что является предпосылкой его переинтерпретации в этих группах, или же останется религиозным для меньшего числа членов первой группы, что станет в свою очередь предпосылкой его десакрализации. В этом своем аспекте религия становится особым родом культурных ценностей (не повседневных и посюсторонних), которые как таковые мы должны исследовать и понять. Тогда религия рассматривается как результат освоения человеком мира и себя, как творение человека, она, как и всякая другая культурная ценность, относится к искусствам и умениям, на которые способен человек.

Антропологический аспект рассмотрения религии

Мы можем рассматривать религию как субъективную и антропологическую характеристику, служащую источником всех религиозных проявлений. Религия понимается как антропологический фактор и может быть изучена лишь тогда, когда будет открыто религиозное измерение самого человека.

Второй аспект ведет нас глубже к пониманию религий. Однако мы не можем a priori начать изучение религии сразу со второго аспекта, как это иногда делают отдельные религиоведы, потому что предваряющим путем к антропологическому исследованию является феноменологический анализ. Антропологическая перспектива исследования, однако, это не просто сведение воедино результатов феноменологического метода, применяемого, чтобы уяснить предметную проблематику, и не некое указание по выводам из результатов феноменологического исследования, но она обладает собственным специфическим методом.

Хотя первый метод (феноменологический) является базовым, второй (антропологический) имеет право на существование, которое можно назвать онтономией. Философский анализ и многочисленные феноменологические исследования религиозной проблемы позволяют нам принять как рабочую вторую, более синтезирующую и аналитическую перспективу, постоянно держа при этом в поле зрения и первую, иначе вместо религиоведческого исследования мы угодим в философский априоризм.

Этимологические интерпретации религии

Если в нашем анализе применять оба метода, то надо сразу отметить, что религия есть форма сознания зависимости от Бога, моя личная religatio (привязанность, лат.), инспирирующая мне средства, которым я должен следовать, чтобы восходить к Богу, т.е. становиться тем, чем я призван быть (осуществлять в себе самом абсолютное). Был употреблен термин «religatio»; поясню, почему. Известно, что латинское слово религия имеет три различные этимологические интерпретации:

  1. от re-eligere (восстанавливать, лат.; блаженный Августин), что означает намерение и старание человека вновь соединиться с Богом, чтобы потерянная (через первородный грех) связь была возобновлена (egressum a Deo, peccatum originate, effectus immanens redemptionis, regressus ad Deum - уход от Бога, первородный грех, воздействие имманентного искупления, возвращение к Богу, лат.);
  2. от re-legere (воссылать, лат.; Цицерон), что означает культ и почитание, которые оказывает человек Богу как своему Господу и Творцу, Началу и т.д.;
  3. от ге-ligare (воссвязывать, лат.; Лактанций), что означает связующее звено и характерную, сущностную связь между человеком и Богом.

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы