24 декабря 2019 в 13:55

Христос, истинно живой Христос, Бог и Человек, начало и конец, единородный Сын Божий и перворожденный всех творений, через Которого все стало быть, что стало быть, не является исключительной монополией некоторой особой религии и Его нельзя замуровать в стены строения отдельной конфессии, но Он живет в истинном таинственном теле Своей Церкви. «Слово Божие и Бог, - утверждает прп. Максим Исповедник, - желает соделывать таинство Своего воплощения всегда и во всех». Подлинная кафоличность не может быть конфессией. Это означает, что Христос во всем и Он заключает и несет в себе все то, что онтологически не против Него.

Образ Христа как Мессии

Мессия - это не только историческая данность, но и антропологическая заданность, которая может поведенчески реализовываться в ответственности человека за людей и все творение в целом. Эммануил Левинас в связи с этим писал, что ответственность за другого означает «быть-для-другого-человека» в терпеливой самоотдаче как собственно «для-Бога» (a-Dieu). Ответственность за другого - расставание с собой, пустота неба нашего детства и путь к религии взрослых. Это открытие мессианского измерения человеческого бытия, задающего нам моральный императив социального действия: каждая личность в принятии на себя ответственности, проявлять которую она призвана по отношению к страдающему и нуждающемуся, должна действовать так, как если бы она была Мессией.

В свою очередь Владимир Соловьев подчеркивал, что сфера действия нравственного постулата распространяется не только на социум, но и на субгуманный мир природы: нравственная личность принимает на себя ответственность также и по отношению «к миру низшему-к земле [во французском оригинале у Соловьева написано с заглавной буквы la Terre - Земля] и ко всему, что на ней обитает»32.

Христос как принцип человека - с каждым человеком и в каждом человеке: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Христос, утверждает в первой Апологии св. Иустин Мученик, «есть Слово, коему причастен весь род человеческий», независимо от эксплицитного вероисповедания33. В этом отношении Мессия с каждой религией, но не в каждой религии. Царство Божие растет денно и нощно как горчичное зерно, брошенное в землю, так что его хранитель, Церковь, не ведает об этом росте в целокупности.

Христос живет в душе каждого человека

Душа всякого человека, который онтологически не против Христа, каким-то образом связана со Христом. При этом для данной связанности души человека со Христом не важно, какую форму религии исповедует человек или даже не исповедует никакой. Однако степень причастности души человека ко Христу непосредственно связана с исповедуемой человеком религией.

В контексте евангельских слов, утверждающих, что тот, кто не против Христа, тот с Ним, непосредственно следует высказывание Спасителя: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого [т.е. Иисуса Христа как исторического Мессию], простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду» (Мф. 12, 31-33; ср. Лк. 12,10). «Хула» на исторического, вочеловечившегося Иисуса Христа не рассматривается здесь как противление божественному Мессии, это не смертный грех, закрывающий врата в Царство Божие.

Это означает, что Христос как сокровенный Мессия или как неизвестный Бог Духом своим живет в душах и сердцах (ср. у Блеза Паскаля: «logique du сагиг») истинно религиозных людей всех религий (ср. речь апостола Павла в афинском ареопаге (Деян. 17,22-31) и видение апостола Петра касательно адептов неиудейской религии (Деян. 11,1-18)) и через таинственную свободу человека, и прежде всего через свободу испытавших полноту откровения с именем Иисуса Христа Он сопровождает все религии и христианские конфессии каким-то лишь Ему ведомым образом на пути в истинную религию и онтологическое единство Его таинственного тела, т.е. в действительную и истинную кафоличность Своей Небесной Церкви.

У церкви нет монополии на Иисуса Христа

Слишком часто христиане забывают, что Церковь - это таинственная реальность, полноценная сущность с телом, душой и духом, паломническое место путника, тварного бытия на пути к совершенному исполнению себя, или, говоря христианским языком: на пути к полноте Христа, чтобы стать с Ним едино и через то быть приобщенным к триединству Божию. И именно из-за этого своего таинственного, т.е. полноценного характера, Церковь есть тело, видимый организм.

Чрезвычайно трудно говорить о религии так, чтобы это была беседа, приемлемая для людей различных вероисповеданий. В прошлом это было почти немыслимо, сегодня - возможно. Однако сложность ведения такого разговора остается, потому что трудно быть понимаемым и принимаемым (акцептируемым) адептами разных религий, ибо экзистенциальная co-игра религий, с одной стороны, усиливает их восприимчивость, а с другой - очевидно порождает и опасность дешевого эклектизма, который в целом представляет собой не религиозный синтез, а религиозное отчуждение.

Если человек будет говорить с представителями вероисповедания, только за собой резервирующими подлинную православность или правоверность (я имею в виду не только Православную Церковь, но и ортодоксальный иудаизм, ислам, индуизм и т.д.), об этом вероисповедании и при этом в принципе не отрицать религиозную веру инославных как неподлинную, то он будет заподозрен адептами своего же вероисповедания в ереси, вызовет реакцию отторжения. При таком разговоре все его участники будут испытывать неловкость, а религиозные чувства многих будут просто ранены. Если же такого разговора не вести, то в итоге можно остаться неверно понятым верующими других религий. В дальнейших темах книги будет предпринята попытка осмысления и представления в аналитически редуцированном виде принципа кафоличности религии и одновременно выявления понятийного языка, приемлемого для межрелигиозного диалога.

Проанализируем ситуацию с мистической реальностью в религиях. Все религии заявляют себя как путь к единственной религиозной вершине и к онтологическому единству мистической, таинственной реальности. Такой мистической реальностью для христианского сознания является Церковь, Всматриваясь в историю религий, приходится констатировать: существует один или многие пути - это бессмысленный вопрос по отношению к каждому индивидуально подытоженному человеческому опыту.

Христос – единственный путь спасения

Религиозная истина экзистенциальна и не объективируема языковыми формами. Любая религия существует не только в формах «религии специалистов» и «простонародной религии», но каждый адепт будет представлять и выражать ее своим особым образом. Итак, опыт трансцендентности развертывается во внутреннейшем каждой отдельной личности, поэтому он единственен в своем роде и несравним. Тогда каждый человек обретает свой сугубо индивидуальный опыт спасения, который нерелятивируем, не сводим ни к чему и непередаваем.

Объективно существует неимоверное множество таких опытов спасения. Если мы не просто странствуем религиозными путями (т.е. путями религиозного опыта), а сами являемся трассами на карте религиозной топографии, то тогда также существует множество путей. Для самого же странника существует только один, его путь. Он не просто неповторимый, но он именно единственный, тот путь, который ведет к высшей цели, и человек должен действительно им идти. Следует признать два положения:

  1. своеобразную экзистенциальную единственность и абсолютность каждого истинного религиозного опыта
  2. объективно-рефлексивную реальность этого опыта. Исходя из этой ситуации, открывается возможность обнаружения срединного пути между тоталитарной исключительностью и либеральной уравниловкой. Преподобный Серафим Саровский следующим образом сформулировал закон религиозного развития: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы