Кордельер Гуго де Динь – интересные факты из биографии

20 октября 2019 в 12:39

Французский средневековый историк Жуанвиль рассказывает: «Король прослышал об одном кордельере (от фр. corde – «верёвка»; так именовали францисканцев, ибо они подпоясывались верёвкой.), брате по имени Гуго, и по причине его огромной известности послал за ним, желая видеть и слушать. В день его прихода в Йер мы взглянули на дорогу, по которой он шёл, и увидели, что за ним следует толпа мужчин и женщин. Король повелел ему проповедовать».

Личность кордельера Гуго де Динь

Как свидетельствует далее Жуанвиль, Гуго «наставлял в проповеди, что король должен править по воле народа; а в конце, что ему не известно ни из книг правоверных, ни из книг нечестивых, чтобы причиной гибели какого-либо царства или владения или того, что они переходили в иные руки, было что- либо иное, как упадок правосудия. Посему, сказал он, по возвращении во Францию король должен так справедливо править своим народом, чтобы не иссякла к нему любовь Божья, так, чтобы Бог не оставил Французское королевство по его смерти».

Идеи и принципы, которых придерживался Гуго де Динь

Почему эта проповедь, как отмечают все современники, произвела на короля столь сильное впечатление? Дело в том, что Гуго де Динь (иначе де Баржоль; ?–1256 или 1257) был иоахимитом, придерживался весьма популярных идей монаха из Калабрии Иоахима Флорского (около 1132–1202).

Милленаристские (от лат. millenium – «содержащий тысячу») идеи, которые в достаточно, впрочем, преобразованном виде содержатся в учении Иоахима, базируются в сущности на нескольких фразах из Апокалипсиса (Откровение Иоанна Богослова). После явления Антихриста, его недолгого властвования и пленения все праведники, Антихристу не подчинившиеся и им погубленные, воскреснут (это – первое воскресение) и «будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20. 6).

Потом наступит последняя битва между Господом и Сатаной, окончательная победа Бога, второе (уже всеобщее, а не только праведников) воскресение и Страшный суд – вознаграждение праведников и наказание грешников. В этом тысячелетнем Царстве Божьем ортодоксальная Церковь предпочитала видеть аллегорическое описание рая, где пребывают праведники между первым и вторым воскресением. Но были учения, трактовавшие его как некое идеальное состояние природы и общества (изобилие, мир, справедливость и т. п.), причём наиболее радикальные говорили о возможности установить это Царство с Божьей помощью, но собственными усилиями.

Иоахим Флорский в своих трудах разработал систему последовательного развития истории.

Сначала эпоха Бога Отца, Ветхого Завета и подчинения людей Богу как рабов господину (от сотворения мира до Христа). Потом эпоха Бога Сына, Нового Завета и подчинения людей Богу как детей отцу. И наконец, должно наступить преображение мира, его обновление.

С указанного момента, по Иоахиму, начнётся эпоха Духа Святого, Вечного Евангелия, являющегося высшей формой откровения. Вечное Евангелие – не письменный текст, а прямое сверхчувственное познание истины и взаимной любви. Каждая новая эпоха зарождается в недрах предыдущей, затем следует некий период смуты, бедствий перед концом света. В ходе смуты «нечестивые будут стёрты с лица земли», «будет уничтожена несправедливость и установлена вечная справедливость» – наступит «царство мира и правды на земле».

Гуго де Динь «вводит моду» на самобичевание

Ожидание «обновления» пронизывало эпоху. Трудно сказать, насколько распространены были писания самого калабрийского аббата, но ведь они могли доходить до масс и через проповеди его последователей. Страсть короля Людовика к самобичеванию разделяло с ним немало людей, стремившихся таким способом искупить свои и чужие грехи. Но именно к 1260 г. приурочивают свои действия (они будут продолжаться и далее, не одно столетие) участники движения флагеллантов (от лат. flagellum – «бич»). Отныне самобичевание не есть индивидуальное занятие в тиши монастырской кельи или у себя дома. Толпы людей ходят по улицам городов и из одного населённого пункта в другой, распевая псалмы и ударяя себя и друг друга бичами.

Хотя из писаний Иоахима и вытекало, что вроде бы «новым вождём», ведущим мир к установлению царства добра, должен стать праведный, «евангелический» Папа Римский, но ведь это не однозначно установлено. Не примерял ли Людовик данную роль на себя?

Всё сказанное монахом-иоахимитом в проповеди было очень важно для Людовика, ибо Гуго, по словам Ж. Ле Гоффа, указал ему путь: «в ожидании „последних времён“ установить на земле справедливость, возводить на земле град евангелический, короче говоря, стать эсхатологическим королём». «Полагаю, – добавляет Ле Гофф, – что такая религиозная программа, отвечающая сокровенным мыслям и чаяниям Людовика, должна была стать политической программой последнего периода его царствования».

Политика массового очищения в стране

В первой четверти XIII в. сначала в Италии, а затем и по всей Европе под влиянием Гуго де Диня распространяется «движение за установление мира» . Происходило это обычно так: в город прибывал странствующий проповедник, который призывал горожан к покаянию, примирению, отказу от земных благ. Воздействие иных проповедей было столь сильным, что присутствовавшие тут же публично каялись в грехах. Они раздавали неправедно нажитые деньги, мирились с давними врагами. Под давлением кающейся толпы городские власти издавали законы, запрещавшие ростовщичество, расширявшие избирательные права горожан и т. п. Многое из описанного характерно и для личного покаяния Людовика, и для его государственной политики «очищения».

Реформы, проведённые Людовиком во Франции по возвращении из похода, объясняются во многом его крестоносными мечтаниями и эсхатологическими идеями. Он решил, что Господь счёл его недостойным освободить Гроб Господень, ибо он не благоустроил своё королевство должным образом. Король усиливает аскетические начала в собственной жизни, молится, постится, предаётся делам благотворительности, кормит нищих, обмывает больных и целует прокажённых. Как писал впоследствии его исповедник, «насколько золото ценится выше серебра, настолько его новый образ жизни, который он вёл после возвращения из Святой земли, превосходил святостью его прошлую жизнь». И его государственные преобразования также направлены на «очищение».


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы