Государство франков в Средние века - краткая история, тайны и загадки

17 октября 2019 в 19:30

«Народ франков славный, Творцом Богом созданный, сильный в оружии, непоколебимый в мирном договоре, мудрый в совете, благородный телом, не повреждённый в чистоте, превосходный осанкой, быстрый и неумолимый, обращённый в католическую веру, свободный от ереси.... Слава Христу, возлюбившему франков!.. Ибо это есть храброе и сильное племя, которое оружием свергло с себя тягчайшее иго римлян и, познав святость крещения, щедро украсило золотом и драгоценными камнями тела святых мучеников».

Интересные факты из истории франков

Так начинается вступление к Салическому закону – записи правовых обычаев франков. Правда, если сам закон составлялся на рубеже V–VI вв., то вступление датируют серединой VIII в. Его автор (или авторы) как бы из своего времени обозревают славный путь, пройденный франками со времён расселения на территории Галлии и последовавшего вскоре за тем их крещения. Они гордятся своим прошлым, своими доблестями и благосклонностью к ним Господа.

Где находилось государство франков?

Конечно, перед нами яркий образец самопревознесения. Верить на слово создателям данного текста необязательно. И всё же франкам было чем гордиться. В начале V в. им принадлежат части провинций Белгика и Нижняя Германия. И это при том, что обе ветви их народа – салические и рипуарские франки – не имели единого руководителя. В 486 г. начинается завоевание собственно Галлии, обретение земель, которые получат название именно от народа франков – Франция. Салические франки под водительством Хлодвига (около 466–511; король с 481 г.) захватывают ту часть Северной Галлии, которая была под властью Рима. В 494 г. разбиты алеманны, и в 496–502 гг. занята часть их земель к западу от Рейна. В 507 г.

Хлодвиг разбивает коалицию остготов и вестготов и занимает большую часть владений вестготов в Галлии – от Луары до Гаронны. Некоторые историки предполагают, что здесь не обошлось без влияния Константинополя, науськивавшего франков на готов, которых империя считала главными своими врагами. Именно этим историки объясняют тот факт, что где-то около 508 г. император Анастасий I прислал Хлодвигу знаки консульского достоинства, т. е. объявил короля “франков проконсулом (наместником) римской провинции Галлия, правящим от имени императора.

Наследники Хлодвига не прекращают завоеваний. В 531 г. у вестготов отобрана Гасконь. В 532–534 гг. к владениям Франкского королевства присоединено королевство бургундов, в 536 г. – остготский Прованс. Император Юстиниан I, претендовавший на всё Остготское королевство, согласился с переходом Прованса к франкам. Кроме того, и бавары (западногерманское племя, занимавшее территорию нынешней Баварии), и бретонцы признавали верховную власть франкских королей, хотя эти земли в их владения не входили.

Франкская держава стала крупнейшей на раннесредневековом Западе. Нередко она распадалась на части: Австразию, расположенную к западу от реки Маас и заселённую в основном германскими народами; Нейстрию (прежнюю Северную Галлию), где франки смешивались с галло-римлянами; Бургундию, основным населением которой были галло-римляне; Аквитанию, где германцев проживало очень мало. И, тем не менее, она оказала столь большое влияние на западно-христианский мир, что именем «франки» на Востоке вплоть до Китая (фоланки) называли всех западных европейцев – даже тогда, когда сам народ франков уже давно растворился среди других народов.

Волосатые короли франков

Из дошедших до нас хроник раннего Средневековья больше всего посвящено именно франкам. Самый знаменитый источник – «Церковная история франков» (чаще именуемая просто «Историей франков») святого Григория, епископа Турского (около 538–594). Обращаются историки и к «Хронике Фредегара». Многие специалисты настаивают, что писали её несколько человек, ни один из которых не идентифицируется с монахом Фредегаром, а посему предпочитают именовать её «Хроникой Псевдо-Фредегара». Есть ещё анонимная «Книга истории франков» (предположительно начало VIII в.). Все указанные источники появились спустя долгое время – вплоть до столетий – после описываемых событий. Потому точность сведений не всегда велика.

Согласно «Книге истории франков», придя в прирейнские земли, франки избрали своим «волосатым королём» (rex crinitus) некоего Фарамона. Ему наследовал Хлойо (на латинский лад Клодион) Волосатый (умер в 447 г.; вождь франков с 427 или около 430 г.). Его преемником был Меровей (умер в 457 г.; вождь франков с 447 или 448 г.), по одной версии – сын Хлойо, по другой – правитель иной ветви франков, свергнувший его.

Длинные волосы являлись признаком происхождения королей от верховного бога Вотана (либо, как гласит другое предание, от морского чудовища). Именно происхождение даёт особую магическую силу и право на власть. Не принадлежавшим к роду Меровингов под страхом смерти запрещалось отпускать волосы. (Рядовые франки носили на голове некий пучок волос, напоминавший не то оселедец запорожцев, не то ирокез панков.) Сострижение их означало лишение власти или права наследования.

Меровея практически все историки считают лицом историческим. Нет сомнений и в том, что наследником Меровея стал его сын Хильдерик I (около 441–481; вождь франков с 457 г.), хотя приводимая в «Хронике Фредегара» его биография явно вымышленная. Там рассказывается, что Хильдерик был изгнан франками за чрезмерное женолюбие. Он спасался в королевстве тюрингов (германское племя, давшее название Тюрингии, исторической области Германии) у короля Бизина и его жены Базины. Франки тем временем избрали своим королём Афрания Эгидия Сиагрия Старшего, римского наместника в Галлии. Хильдерику удалось заручиться поддержкой части франков и вернуться на престол. Базина, очарованная Хильдериком, бежала от мужа к нему, и они сочетались браком. У них родился сын Хлодвиг – первый король франков, о котором мы имеем достаточно надёжные сведения.

Пророчество о судьбе Меровингов

По рассказу Фредегара, Хильдерик в первую брачную ночь трижды обходил свои покои, и трижды ему было видение. В первый раз он увидел льва, единорога и леопарда, во второй – медведя и волка, в третий «попались ему малое зверьё и собаки, бросавшиеся друг на друга и возившиеся на полу». Его жена Базина истолковывала это так: «То, что ты видел, – суть знамения. Вот как это можно объяснить. У нас родится сын, храбростью и обликом подобный льву. Его сыновья будут храбры, словно единороги и леопарды. У них родятся дети, силой и свирепостью сравнимые с медведями и волками. Третьи будут править наподобие собак и зверья малого, да и сила их будет невелика. И станут они разорять друг друга и бороться за власть».

Фредегар рассказывает: «Утверждают, что, когда Клодион летней порой остановился на берегу моря, в полдень его супругой, отправившейся в море купаться, овладел зверь Нептуна, похожий на квинотавра (видимо, кентавра). Впоследствии, забеременев то ли от зверя, то ли от человека, она родила сына по имени Меровей, и по нему затем франкские короли стали называться Меровингами».

Обращение франков в христианство

Хлодвига считают создателем Франкского королевства, а иногда и отцом современной Франции. Отсчёт ведётся от захвата им владений Сиагрия Младшего и переноса своей резиденции в Париж (столицей в современном смысле слова этот город станет много позднее).

Одним из важнейших деяний Хлодвига было обращение его самого и его народа в христианство в 496 г. (В отличие от большинства германцев франки до той поры оставались язычниками.) Это дало ему целый ряд политических преимуществ. Во-первых, устанавливались более прочные связи между завоевателями и местным населением, ибо отныне они исповедовали одну веру. Во-вторых, поскольку готы и бургунды были арианами, а Хлодвиг принял ортодоксальную католическую (греч. «всеобщая», «соборная»; до разделения на католицизм и православие этот термин относился ко всей Христианской церкви) веру, он тем самым получил в союзники империю, епископаты варварских королевств да и само их галло-римское население. Это облегчило завоевание вестготской Галлии, а позднее и Бургундии.

Король франков крестился в Реймсе. Проводивший этот обряд архиепископ Реймсский Ремигий произнёс проповедь, сохранённую для нас Григорием Турским. Святой архиепископ сказал: «Покорно склони выю, гордый варвар, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал». Образованный пастырь полагал, что крещение означает полный внутренний переворот, духовное перерождение. Но так ли это было для «гордого варвара»? Григорий Турский повествует, что жена Хлодвига Хродехильда, племянница короля бургундов, была, в отличие от своих соплеменников-ариан, католичкой. Она побуждала мужа принять именно её веру. (Следует пояснить, что ариане считали Иисуса Христа не единосущным Богу Отцу, а Его творением, т. е. существом, стоящим ниже Творца.)

Арианство – течение в христианстве, возникшее в начале IV в. и названное по имени основателя – священника Ария. Неоднократно осуждавшееся на Вселенских соборах Церкви как ересь, тем не менее до VI–VIII вв. пользовалось большой популярностью среди варварских народов.

В 494 г. он отправился с войском против алеманнов, вторгшихся в его королевство, и вступил с ними в битву близ города Толбиака (ныне Цюльпих в ФРГ). Военное счастье склонялось на сторону алеманнов. «Видя это, Хлодвиг возвёл очи к небу и, умилившись сердцем, со слезами на глазах произнес: „Иисусе Христе, к Тебе, кого Хродехильда исповедует Сыном Бога живого, к Тебе, который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на Тебя, со смирением взываю проявить славу могущества Твоего. Твоим именем народ (т. е. христиане), уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё. Ибо я призывал своих богов на помощь, но убедился, что они не помогли мне. Вот почему я думаю, что не наделены никакой силой боги, которые не приходят на помощь тем, кто им поклоняется. Тебя теперь призываю, в Тебя хочу уверовать, только спаси меня от противников моих“.

И как только произнёс он эти слова, алеманны повернули вспять и обратились в бегство». Именно победа при Толбиаке побудила Хлодвига креститься.

Убийства при дворе короля франков

Благочестивый Григорий Турский выражает глубокую благодарность Хлодвигу за обращение в истинную веру. Но это отнюдь не мешает святому епископу весьма критично описывать поступки своего героя. Дело в том, что христианин Хлодвиг укреплял и расширял свою власть далеко не христианскими методами.

Хлодвиг сначала оказывал королю рипуарских франков Сигеберту Хромому помощь в борьбе против алеманнов, но явно имел виды на это королевство. Он направил послов к сыну Сигеберта Хлодериху, дабы убедить того убить отца и присоединиться к королевству Хлодвига, став его соправителем. Хлодерих убил отца на охоте, когда тот спал, и пригласил Хлодвига к себе в Кёльн. Они отправились в королевскую сокровищницу, и Хлодвиг попросил показать монеты в сундуке. Когда Хлодерих наклонился над сундуком, один из приближённых Хлодвига размозжил ему голову боевым топором. После этого Хлодвиг обратился к старейшинам рипуарских франков. Он заявил, что Сигеберт и Хлодерих замыслили покушение на него, но Хлодерих почему-то умертвил отца, а затем погиб в собственной сокровищнице при загадочных обстоятельствах. Поскольку же в Кёльнском королевстве не осталось никого из правящей династии, то следует всем франкам объединиться под его, Хлодвига, властью. Так и случилось.

Вскоре после этого Хлодвиг «навёл порядок» и среди салических франков. Он обманом и подкупом заполучил в свои руки родственников и приказал их убить. Среди них был Рагнахар, государь небольшого королевства с центром в Камбре. С теми, кто его выдал, Хлодвиг расплатился фальшивыми монетами, а в ответ на их жалобы ответил: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти...».

Действия Хлодвига объяснялись вовсе не патологической страстью к убийствам. Им двигал холодный расчёт. Династический принцип наследования трона – от отца к старшему сыну, за неимением оного – к брату и далее по вполне определённой цепочке – у франков отсутствовал. Принят был родовой принцип. Все потомки Меровея обладали равными правами на власть. Значит, чтобы стать единым правителем, надо было оказаться единственным, истребив возможных конкурентов.

Рассказ о расправе Хлодвига над родственниками Григорий Турский завершает так: «После того как он убил также множество других королей и даже близких своих родственников, боясь, как бы, они не отняли у него королевство, он распространил свою власть над всей Галлией. Однако, говорят, собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых он сам умертвил, следующее: „Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-нибудь помочь в минуту опасности". Но это он говорил не из жалости к убитым, а из хитрости: не сможет ли он случайно обнаружить ещё кого- либо из родни, чтобы и того убить».

Государственное устройство франков

Именно Хлодвиг заложил основы государственного устройства. Именно он повелел записать Салический закон. Разумеется, тогдашняя королевская «администрация» никак не походила на современные структуры управления. Собственность и власть не различались, вообще не существовало различия между частной и публичной властью. Личные слуги государя являлись одновременно государственными чиновниками.

Глава этих слуг – майордом (т. е. мажордом, дворецкий) был не только начальником челяди, но и, говоря современным языком, главой администрации, а равно и вторым после короля военачальником.

Фактически правление сводилось к тому, что монарх постоянно разъезжал по стране, следовал от одного королевского поместья к другому и потреблял находившиеся там припасы. Ведь денежная экономика рухнула вместе с Римской империей. Купить продукты, необходимые для обеспечения двора, было попросту негде. Перевозить же провизию из поместий в резиденцию государя небезопасно, легче прибыть с вооружённой свитой туда, где она хранится.

Кроме того, государь посещал города, где вершил суд, собирал судебные пошлины и штрафы, а также пользовался правом постоя. Горожане обязаны были устраивать пиры для короля и свиты. На пирах монарх общался с местными представителями власти, принимал послов и т. п. Поскольку государь не мог присутствовать в каждой точке своей страны, от его имени действовали наместники – герцоги и графы. Тогда это были не титулы, а должности генерал-губернаторов и губернаторов соответственно. Когда денежной экономики не существует, налогов нет – нет и казны в современном смысле, разве что королевская сокровищница (она пополняется военной добычей и дарами). Нет возможности платить жалованье должностным лицам. Потому они получали королевские права на местах: пользовались доходами с королевских поместий (продуктами), определённой долей штрафов и пошлин, правом постоя и правом требовать устройства пиров. Со временем такие наместники превратятся в феодальных государей. Но всё это – впоследствии.

Меровинги видели во Франкской державе собственное владение. Его можно было делить на части и передавать по наследству, как и любое имение. В результате при потомках Хлодвига королевство начинает дробиться. Распри между наследниками- королями сопровождались убийствами внутри рода и семьи. Прежде такие преступления германцы воспринимали как деяния неслыханные. Ведь с точки зрения родового общества люди делятся на «своих», т. е. членов рода, и «чужих» – тех, кто находится вне данной родовой группы. Вражда, месть допустимы только по отношению к «чужим». Внутри рода они немыслимы, означают разрушение общества и чуть ли не конец света. А в роду Меровингов это стало в порядке вещей. Исследователи дают такое объяснение: старые, родовые нормы морали уже перестали действовать, а новые, вытекающие из потребностей государства (нельзя же ставить его на грань развала из-за личных амбиций), – ещё не начали. Хлодвиг разделил королевство между четырьмя сыновьями, которые тут же вступили в борьбу.

И древние хронисты, и современные историки считают последним реально правившим в стране королём Дагоберта I (около 605–639; король Австразии с 622 г., король франков с 628 г.). После него начинается быстрый упадок власти Меровингов.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ