Как выглядели города в Средние века

17 октября 2019 в 18:55

Средневековое общество – общество аграрное, «те, кто трудится» – крестьяне-земледельцы («пашущие» являлись долгое время синонимом слова «трудящиеся»), «те, кто молится» и «те, кто воюет» – духовенство и дворянство – землевладельцы. А в городах люди выключены из этой, связанной с природным циклом деятельности. В рамках свободных городов развивались новые средства производства, ремесло и торговля.

Облик городов в Средние века

В подавляющем большинстве своём (было несколько исключений, в первую очередь Рим) средневековые города не имели канализации. Разнообразные отходы, в том числе продукты человеческой жизнедеятельности, полагалось выбрасывать в отхожее место, находившееся во дворе дома. В частности, городской совет Кёльна на протяжении XIII в. ежегодно требовал соблюдения этого правила, из чего следует, что оно не выполнялось. Действительно, кому охота спускаться по шаткой лестнице со второго, а то и третьего этажа с ночным сосудом в руках. Проще выплеснуть его на улицу, ибо «когда нельзя, но очень хочется, то можно».

Почему крестьяне бежали в города?

Средневековые города были маленькими. Население подавляющего большинства из них не превышало 5 тыс. человек, а если составляло 10 тыс. жителей – это уже почти современный город-миллионер. Флоренция, насчитывавшая 60 тыс. жителей, или Париж, в котором проживало 100 тыс. человек, – мегаполисы. Там городская инфраструктура не могла обеспечить нормальную жизнь такому количеству людей. Города были тесными и очень грязными.

Ввиду этого эпидемии косили горожан, смертность превышала рождаемость. И всё же население городов росло. А росло оно за счёт притока извне. Что же привлекало жителей деревни в города? Ведь для этого надо было покинуть свою родную общину, где односельчане не дадут тебе умереть с голоду, где сеньор обязан хотя бы минимально заботиться о своих зависимых крестьянах. А люди уходили, может, даже бежали в неизвестность... Дело в том, что горожанин был свободным человеком. Как гласил принцип городского права в Германии, «городской воздух делает свободным». Человек, проживший в городе год и день, освобождался от зависимости. И этот свободный человек мог достичь многого, гораздо большего, чем в своей деревне, где он рождается крестьянином, крестьянином и умирает.

В рамках города осуществляется то, что современные социологи называют «вертикальной мобильностью». Человек низкого социального происхождения вполне мог занять достаточно высокое положение.

Легенда о мэре средневекового Лондона

В предании о Дике Уиттингтоне легенда смешивается со сказкой. Но в данном случае неважно, что было, а чего не было. Важно, как горожане представляли себе возможное будущее, о чём мечтали.

Итак, жил в славном городе Лондоне мальчик Дик Уиттингтон, родом из деревни, отданный в ученичество к сапожнику, этакий средневековый английский Ванька Жуков. И с ним плохо обращались хозяева и подмастерья, и ему очень хотелось домой. Но когда он всё же решил бежать, то у самых городских ворот Лондона был остановлен колокольным звоном, в котором ему послышались слова: «Вернись, Дик Уиттингтон, трижды лорд-мэр Лондона».

Мальчик вернулся, а вскоре в его судьбе произошла решительная перемена. Лондонские купцы собирали средства на отправку корабля на Восток за пряностями. Они обратились ко всем горожанам с предложением вносить кто сколько может: торговая экспедиция за пряностями предполагала сказочную прибыль. Принять участие пригласили и хозяина Дика, а тот обратился к подмастерьям и даже ученикам. У Дика не было ничего, кроме кошки, которую сердобольный мальчик где-то подобрал ещё котёнком и вырастил. Эту кошку он и отдал в качестве своего вклада. Корабль благополучно добрался до какого-то острова (предание не конкретизирует его местоположение, но отмечает, что там, как и везде на Востоке, улицы мощёны золотом, дома имеют крыши из драгоценных камней, а пряности всюду растут как сорняки).

Ничего из привезённого англичанами правителю острова не требовалось – у него и так почти всё было. Заинтересовала его только никогда прежде им не виданная кошка, особенно после того как он узнал, что она ловит мышей (последние в неимоверном количестве заполонили дворец этого то ли султана, то ли раджи). Правитель пришёл в восторг и заплатил за кошку по весу пряностями, которые много дороже золота. Английский капитан отдал Дику вырученные от продажи пряностей деньги, тот разбогател, и его действительно трижды избирали лорд-мэром английской столицы.

Однозначно установленным можно считать тот факт, что Ричард Уиттингтон (умер в 1423 г.) трижды был лорд-мэром Лондона: в 1398-1399, 1406-1407 и 1419-1420 гг. Правда, лорд-мэром или хотя бы богатым человеком становился не каждый. Маленький Дик – не подвернись ему счастливый случай – мог бы просить милостыню и умереть под забором, как тысячи таких же нищих бродяжек. И разбогатеть было весьма непросто: да, торговля пряностями приносила до 1000% прибыли, однако возвращался из южных морей только один корабль из десяти. Так что добиться в жизни можно было многого независимо от того, где и кем ты родился, но лишь при должном упорстве, уме, талантах и немалой доле удачи.

Поэтому картина мира, система ценностей средневековых горожан отличались от таковых у иных сословий общества. Высшую ценность для рыцарства и духовенства можно описать одним словом: «подвиг». Это или воинский подвиг, или даже аскетический. Отшельники, самобичеватели и другие подобные пользовались большим уважением; для разных форм умерщвления плоти употреблялся общий термин – опять же «подвиг». А для горожан главное – успех, достижение поставленной цели.

Гражданские права в средневековом городе

Важная черта средневековой жизни – иерархическое устройство общества. Таковое устройство присутствует не только в иерархии собственно феодальной – от короля наверху до самого бедного рыцаря, а то и крестьянина внизу. Не только в иерархии церковной – от Папы до самого скромного клирика. Всё это имеет место и в городах, причём принципы построения этой иерархии в разных местах весьма различаются.

Далеко не все города являлись, подобно коммунам Италии или имперским городам Германии, свободными республиками. Во многих случаях городские власти утверждались монархом, в других – полноправные горожане обладали лишь гражданскими, но не политическими правами (т. е. не могли контролировать работу органов власти). Но и в свободных городах не всё было благостно.

В некоторых городах всей полнотой гражданских и политических прав обладали так называемые «патриции» (термин этот редко употреблялся в Средние века и широко введён в оборот учёными XIX в.). Как правило, ими были либо потомки городского дворянства или иных владельцев земли в городе, либо самые богатые из горожан. Но этот слой горожан быстро сформировался в особое наследственное сословие.

В ряде случаев только они на формальных основаниях могли участвовать в политической жизни города, как две тысячи мужчин-нобилей (от лат.– «известный», «славный», «знатный», «принадлежащий к аристократии») в Венеции. Их родовые имена были записаны в особую «Золотую книгу». Лишь в редчайших случаях в неё вносились лица, имевшие выдающиеся заслуги перед Республикой святого Марка, как именовали венецианцы своё государство. Это называлось «открыть „Золотую книгу"», и указанные лица и их потомство становились нобилями.

Городская знать могла и не иметь формальных привилегий. Но её представители часто оставались влиятельными людьми. Городская политика вращалась вокруг нескольких аристократических родов, постоянно враждовавших друг с другом. Это, например, Чекки и Буодельмонти во Флоренции, Капулетти и Сан-Джованни (Монтекки – их захудалая ветвь) в Вероне. Равенства не было и там, где дворянство не просто упразднялось, но официально лишалось гражданских прав.


Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы