24 декабря 2019 в 13:09

Если религия есть то, чем она притязает быть в действительности, а именно путь, который ведет человека к его последней цели, к его абсолютной вершине (причем неважно, трансцендентна или имманентна она), то такая вершина возможна только как одна-единственная, хотя и может иметь много имен. В этом человеческий разум приходит к консенсусу. Логично напрашивается следующая гипотеза.

Гипотеза о единстве религии

Каждая историческая религия представляется далеко отстоящей от своего совершенного образа и может восприниматься только как символ верного пути. Тогда предполагается, что существует или, точнее, должна существовать постоянно действующая в истории истинная религия, и она лежит в основании всех религий человечества. Она - критерий степени соответствия истине для всех религий. Следует вывод: истинная религия - подмножество, лежащее в пересечении множеств религий, или, иными словами, полнота (плерома) сущности всех исторических религий.

Эта религия, однако, не может быть размытой «религиозностью вообще», но должна быть истинной религией, живущей в сердцах всех религий, которые в различных формах и степенях обладают большим или меньшим совершенством, раскрытием истины и чистотой. Тогда эта «религия» в религиях представляется как их истинное содержание (или объем истины), как вдохновляющая сила их внутренней динамики, которая не без революций и мутаций возводит в конце концов религии до этой религии или же они отмирают на этом пути. В данной гипотезе все религии представляются различными вероисповеданиями, двигающимися параллельно друг другу и в итоге, в еохсстои, в юнце исторического человеческого паломничества встречающимися в одном пункте.

Антропологическое основание гипотезы

Гипотеза предусматривает двойное основание. Первое - антропологическое. Существенной чертой человека как целого (и особенно человеческого духа) является то, что он не успокаивается и не реализует самоисполненность, пока не достигнет единства. Где правят бал множественность (плюралитет) и разнообразие (диверситет), там человеческий дух необходимым образом направляется на поиск глубоко сокрытой гармонии и единства или в одном общем знаменателе, или в своеобразной позитивной идентичности (если таковая проявляется в некоем реальном многообразии).

Аналитически человек понимает, что многочисленность и многообразие бытия не идентичны. Плюрализм, не гармонизированный в структуру, никогда не может быть тем последним основанием, которым довольствуется человек. Даже простое признание плюрализма заключает в себе известное, служащее ему основанием единство. Иначе плюрализм никогда не представлялся бы как многообразие бытия, но был бы бессчетностью бытий.

Философское обоснование единства религий

Второе основание носит объективный философский характер и относится к собственной сущности религии. Человек наблюдает в религии трехступенчатую структуру, которую он пытается в процессе своей рассудочной деятельности (к сфере этой деятельности относится теология) гармонизировать и объединить:

  • действительность по ту сторону здесь-бытия,
  • есть предельный смысл и цель,
  • человека.

Тот, у кого религиозность на сознательном уровне отсутствует, все же в какой-то степени будет религиозен бессознательно (например, вера в высший порядок, всемогущество разума и т.д.). Сюда относится и феномен так называемой латентной религиозности, свойственный секулярным обществам нашего времени (например, понимание семьи как вечной и безотносительной ценности или утверждение высшего смысла и цели истории и т.п.). «Человек нередко более религиозен, чем он подозревает.

Часто эта подсознательная вера выступает как вытесненная религиозность; с не меньшим правом, однако, ее можно назвать стыдливой религиозностью. Ведь сегодняшний интеллектуал, воспитанный в традициях натурализма, натуралистического образа мира и человека, склонен стыдиться своих религиозных чувств». То, что в глубинах секулярного общества скрываются религиозные установки, которые из латентного состояния могут быстро трансформироваться в традиционные, выявило уничтожение террористами Всемирного торгового центра в США 11 сентября 2001 года: церкви, мечети и синагоги были наполнены молящимися, которые ранее не причисляли себя к адептам религии. Когда утрачивается трансцендентный смысл, цель или ценность, наблюдается летально болезненный феномен экзистенциальной фрустрации.

Элементы схемы религии

Мы вновь возвращаемся к нашей схеме религии. Всякая религия требует наличия трех элементов:

  • Божественного начала, которое пребывает вечно;
  • человека, как он предстоит во всей полноте тайны своего существования;
  • связи между ними обоими, идентичной с внутренним или внешним путем к Божественному началу, где человек стремится к своей исполненности или, используя религиозные понятия, движется к Богу, богоуподобляется, обоживается. Эта формальная схема представляется общей всем религиям.

Буддизм, эта парадоксальная «религия без Бога», несмотря на разную в вероисповедных деталях терминологию, не составляет исключения, хотя и отказывает человеку в последней действительности (субстанции). В буддизме, как и в индуизме, нет Бога как личности (Ангуттара-Никайя III, 62), но есть абсолютное: дхарма (учение), цель - нирвана, являющаяся последней действительностью, и путь - путь просветления через дхарму, а также и ставший знаковым человек. Да и политеизм признает наличие абсолютного и пути к нему, даже более того: среди богов существует не только иерархия, но и в конечном счете полное иерархическое единство пантеона. Рассмотренная формализованная схема подходит всем феноменам религии.


Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы